VI.Трудовое воспитание.

Отличие труда ребенка от труда взрослого:

1. Ребенок не создает в своем труде общественнозначимых материальных ценностей. У ребенка нет результата труда, то, что он не делает никому не нужно.

2. Труд детей носит воспитывающий характер – так как на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

3. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру. Но даже и старшие дошкольники, пока не овладевают трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.

4. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольника не имеет постоянного материального вознаграждения.

5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия страдает лишь формирующийся нравственный облик ребенка. Так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

6. Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Структура трудовой деятельности:

Цель (осознание цели относительно, хотя воспитатель должен формировать целенаправленную трудовую деятельность, т.е. ради чего он трудится).

Мотив – может быть разным. Получить от взрослых положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослыми и т.д.

Процесс планирования – включает в себя организацию работы. Исполнение. Контроль и оценку как отдельных этапов, так и результат в целом. Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. В старшем возрасте планирование специфично (дети планируют лишь процесс исполнения, забывая о способах выполнения, об организации. Детей следует учить планировать деятельность. Благодаря обучению, формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат). Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

Процесс деятельности. Детей младшего и старшего дошкольного возраста увлекает процесс деятельности. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

Результат труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего дошкольного интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 6-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Задачи трудового воспитания:

1 группа: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений).

2 группа: развитие личности ребенка в труде, развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействий.

Виды труда:

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Хозяйственно-бытовой труд – это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать, т.е. делать все «как мама»: мыть пол, посуду, стирать белье и т.д. Никогда не стоит отказывать ребенку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослых делает эти действия привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

Труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т.д. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной и художественный труд. По своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, дерева, ткани. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготавливают поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.д.

Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат может быть материализованным (изготовленный ребенком предмет), может быть представлен через улучшение качества (постиранное кукольное белье), а может и выступать в виде решения какой-то задачи (математической, житейской, собственное открытие ребенка в виде рассуждений и т.д.). Последний и есть результат умственного труда. «Воспитатель приучает детей» думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей. Делать умозаключения и наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения. («додумался»).

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения.

Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Выполнение трудовых поручений уже доступно детям 2-3 лет. С возрастом они усложняются.

Дежурства.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы. В дежурстве, в большей степени, чем в поручениях, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы и т.д. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия.

Общий, совместный, коллективный труд.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – общему, совместному, коллективному труду.

Данная форма способствует нравственному воспитанию. Уже приобретенные навыки закрепляются, обучение новым осуществляется, как прежде индивидуально. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу и т.д.

Понятия общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда является польза для всех (уборка помещения, участка и т.д.).

Различия заключаются в условиях закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель как и в общем труде, - единая (например, работа звеньями).

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу и т.д.

Условия воспитания дошкольников в труде.

1. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться тоже.

2. Организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни.

3. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей.

4. Условием, поддерживающим у детей желание трудиться является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

 

Средства трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомление с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Нельзя научится чему-либо, не делая этого. Нельзя решать и научить ребенка трудиться не в труде, а в игре. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результатов, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощь этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки о труде, читает художественные произведения о труде, рассматривает произведения изобразительного искусства (картины мастеров-художников), просматривает с детьми видео-фильмы и т.д.