Буддизм

Буддизм проник в Китай из Центральной Азии и Индии в 1-11 вв. н.э. и быстро приобрел миллионы сторонников. В центре буддизме - учение о «четырёх благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание - состояние беспокойства, напряжённости, равное желанию; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности с внешним миром, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, что влечёт за собой уничтожение желаний, точнее - угасание их страстности.

Если в V в. в буддийских монастырях насчитывалось всего 3000 человек, то в VI в. - уже 82 700, а в VII в. на севере страны в 30 000 монастырей было около 2 млн. человек. Сердца простых китайцев он покорил своей проповедью милосердия, всеобщего равенства перед лицом страданий, обещаниями благ за добрые дела и наказания за дурные. С конца IV в. буддизм был признан государственной религией (что не влияло на отношение к другим религиям).

Вскоре на китайской почве сформировалось немало буддийских сект с национальной спецификой: тяньтай, хуаяньцзина, чань, секта чистой земли. Из Китая буддизм проник далее на Корейский полуостров и в Японию. Поэтому для приверженцев буддизма в Корее и Японии Китай - страна, где находятся источники их веры.

Наиболее известными местами буддийских святынь являются горы: Утайшань (Шаньси), Эмэй (Сычуань), Цзюхуашань (Аньхой), Путошань (Чжэцзян). Многочисленные буддийские храмы и кумирни, чудесный пейзаж привлекают верующих со всех концов света. Самый знаменитый монастырь буддизма - Шаолинь.

Источник: www.chinainfo.ru  

 

9. Монастырь Шаолинь

Монастырь Шаолинь, не менее легендарный, чем Великая китайская стена получил всемирную славу Мекки боевых искусств. Но, кроме того, он является крупным просветительским центром, где десятки тысяч юношей и детей постигают основы буддизма и предаются молитвам. Основу воспитания шаолиньского монаха до сегодняшнего дня составляют четыре классических дисциплины - буддизм, ушу, медицина и «гражданские науки». В Шаолине существует удивительный психологический климат: как и в древности, отношения учителя и молодых послушников воспроизводят семейные связи, мастера здесь - отцы-наставники.

В истории возникновения Шаолиня тесно переплелись правда и вымысел, так что зачастую сами ученые не могут разобраться что к чему. Достаточно сказать, что за всю историю Китая монастырей с названием Шаолинь было около 10 (включая самый знаменитый Южный Шаолинь), причем некоторые - за пределами страны, в Японии, Корее и Вьетнаме. До наших дней уцелел лишь один - Северный монастырь Суньшань Шаолиньсы. Согласно преданию, в 495 г. н.э. в Китай пришел индийский монах Бато, чтобы проповедовать буддизм. За праведную жизнь и хорошие проповеди ему разрешили основать в горах Суншань монастырь. Так возник Шаолиньсы - дословно «Монастырь в мелколесье». В VI в. из Индии пришел другой Учитель - Бодхидхарма, чтобы передать китайцам новое буддистское учение о дхарме (кит. - чань, японск. - дзэн). Система Чань - своеобразный сплав индийской йоги и даосской психотехники - на многие века определила «философию жизни» народов Дальнего Востока. Последователи чань-буддизма считают, что не обязательно вести жизнь отшельника или аскета, чтобы достичь просветления.

К нему можно прийти и путем активной медитации, если укреплять свое тело с помощью боевых искусств или развивать восприятие прекрасного через живопись, поэзию, каллиграфию. К активной медитации относят и любую радость общения с природой, будь то рыбалка на заре или хоровое пение у костра. Главное, чтобы, совершенствуя тело и душу, человек делал это в радость. Именно монахи школы Чань добавили к владению телом умение управлять духом, перераспределять жизненную энергию, что неизмеримо увеличивает физические возможности человека. В этом и состоит суть загадочного искусства «Цигун», что можно перевести как «усердие духа». Ушу - это техническая сторона боевых искусств. А вот Ушу плюс Цигун - это уже «одухотворенная борьба», которую называют «Кунфу».

Не найдя понимания у правителя поднебесной, Бодхидхарма удалился в шаолиньский монастырь. Там, недалеко от храма, просидев девять лет в пещере у «молчащей стены» и медитируя, он разработал специальный комплекс упражнений, которым восстановил не только потерянное здоровье, но и обучил этим упражнениям монахов монастыря. Правда, недавние исторические исследования доказывают, что все это миф. Боевые искусства вобрали в себя множество самых разных философских доктрин, веками впитывая элементы народного творчества, соединяя их с познаниями медицины, представлениями конфуцианства, даосизма и буддизма. Каждое из них привносила в занятия ушу определенную систему воззрений, в основе которой лежит стремление к дао - единому и бесформенному первоначалу. В трактатах китайских мастеров часто можно встретить фразу: «Ушу - это искусство дао».

Монастырь Шаолинь
Аллея стел

Через 500 лет Шаолинь пользовался заслуженной славой уникальной духовной и военной академии «боевых искусств» (у-шу). Здесь человек достигал нравственного и физического совершенства. Монахи чередовали часы медитации, философских бесед и упорных тренировок ушу. Многолетний психофизический тренинг в стенах Шаолиня был направлен на выработку пяти бойцовских качеств: повышенной чувствительности; прямоты и искренности; бесстрастности; ловкости и грациозности; способности к комбинаторному мышлению. Эти свойства вырабатывались годами психической закалки, испытаний на перенесение боли, голода, жажды, унижений и оскорблений.

Монастырь Шаолинь расположен в 80 км к юго-востоку от г. Лояна, на склоне горы Шаоши, в провинции Хэнань. По периметру около 800-900 метров стена, окружающая его высотой 2,5-3 метров, выкрашена в традиционно киноварный (густо-красный) цвет, черепица же крыш по древнему китайскому регламенту покрыта зеленой глазурью.

Как и все традиционные духовные центры Китая, - буддийские, даосские, ламаистские или конфуцианские, - монастырь Шаолинь представляет собой целый городок строений, красно-золотистых павильонов, окруженных прекрасным парком. По аллеям можно прогуливаться, предаваясь благочестивым размышлениям, чему способствуют расставленные вдоль обочин полированные стелы с изображениями и каллиграфически выписанными изречениями древних наставников. Для углубленных медитаций предназначен закрытый со всех сторон бамбуковый сад в одном из внутренних дворов. Повсюду расставлены стелы с обширными текстами, вырастающие из спин громадных черепах (символов мудрости и долголетия), а также весьма сложные по форме и совершенные вазы больших курильниц.

Шаолинь http://dvsbudo.narod.ru/shaolin.html Пагоды монастыря

 

Шаолинь, прозванный китайской Спартой, прежде всего, готовит воинов духа, а не тела и мышц. Мастерство ушу требует постоянно тренировки и упорного труда. Например, для такого приема шаолиньской школы как мощный толчок спиной необходимо было в течение двух лет ежедневно наносить особым образом удары в каменную стену. Для сильного удара ребром ладони, который позволял раскалывать камни, использовалась методика «Ладонь боддисатвы Гуанъинь» - многократные удары в брусочек ясеня, а затем и в камень по полтора-два часа в день в течение года. Искусством разбивания твердых поверхностей - камней, черепицы, костей животных - монах овладевал за два-три года, но приемы внутренней медитации требовали 10 и более лет.

Сегодня арсенал монастырского шаолиньского ушу, накопившийся за 1,5 тыс. лет, включает более трех тысяч различных приемов, около 700 комплексов, но большинство монахов владеют не более 20 короткими комплексами, основное время уделяя отработке специальных упражнений «внутреннего искусства».

От прекрасных сооружений цинской эпохи сегодня мало что сохранилось, разрушительный пожар 1928 г. оставил лишь несколько павильонов, да и то в полуразваленном виде. Во время культурной революции 1960-х годов монастырская собственность и вовсе была конфискована, а монахи изгнаны. Правда, в конце 1970-х годов правительство Китая спохватилось, выделило деньги и всем миром отстроили легендарный монастырь заново. Подобные реставрации архитекторы именуют новоделом. Именно на этот время приходится западная мода на Шаолинь: в 1970-е годы выходит серия гонконговских боевиков с каскадерами, одетыми под монахов. Западная киновидеоиндустрия превратила Шаолинь в один из своих павильонов, где производились боевики, демонстрирующие преимущества восточных единоборств.

С тех пор жизнь Шаолиня изменилась навсегда, и если 12 лет назад в окрестностях невозможно было сыскать гостиницу, то сегодня здесь несколько отелей и более 50 школ боевых искусств, в которых обучается около 50 тысяч человек.

Сегодня он считается национальным достоянием Китая, его посещают более 2 млн. туристов в год. В настоящее время в монастыре проживает около 80 монахов, которые занимаются развитием Чань Буддизма и медитируют, и около 30 монахов - воинов, которые занимаются боевыми искусствами. Правительство Китайской Народной Республики основало при монастыре Государственную Академию Кунфу, в которой постоянно занимаются боевыми искусствами более 1200 молодых людей. Окончание этой элитной школы открывает им двери для работы в качестве преподавателей Кунфу. В частных школах при Академии пытаются освоить искусство Кунфу еще более 6 тысяч человек, среди которых есть много гостей из-за границы.

В настоящее время монастырь Шаолинь является крупным туристическим центром. Он получает деньги от государства. Правда, монахи получают мало, но сам монастырь содержится в очень хорошем состоянии.

В 1994 г. под эгидой Минкультуры КНР был организован уникальная труппа - Шаолин ГУН ФУ, куда артисты принимали только на конкурсной основе. Свыше 15 000 артистов всех возрастов были просмотрены авторитетной комиссией, куда входили почтенные и уважаемые мастера древнейших китайских единоборств. Было отобрано 50 человек, которые и составили труппу этого коллектива. Труппа сразу завоевала большую популярность во всех китайских провинциях, где была показана программа «Таинственная и мистическая сила Кунг-фу и Шао-ли-на». За короткое время коллектив побывал на гастролях в 24 странах мира. С большим успехом прошли гастроли в США, Канаде, Австрии, Франции, Италии, Швеции, Австралии, Тайланде и т.д. Возраст артистов, принимающих участие в программе, от 5 до 65 лет и все они выполняют уникальные, экзотические номера и трюки, которые никто в мире не может исполнить. Все участники - лауреаты и дипломанты международных конкурсов восточных единоборств, цирка и древнейших видов борьбы.