Принципы организации работы по патр. и гражд. воспитанию молодежи. Правовое воспитание. Допризывная подготовка. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" ставится задача формировать у граждан системой мер духовно-патриотические ценности, профессиональные качества и умения, чувство верности конституционному и воинскому долгу, а также готовность к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе воинской и государственной службы. Как отмечается в данном документе, ^ "составной частью патриотического воспитания является военно-
патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и воинской службе "/43/.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как Ф важнейших факторов формирования личности. Стала всё более заметной
постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Размытость понятий "долг", "честь", "достоинство", резко упавший престиж воинской службы внесли свой
м
негативный вклад в морально-психологическое состояние призывников.
Сегодня можно указать на два основных фактора, негативно влияющих на комплектование и пополнение рядов военнослужащих:
неудовлетворительный уровень соматического и психического здоровья современных молодых людей и отсутствие положительной мотивации к прохождению военной службы.
Данные опроса, проведённые нами среди 250 старшеклассников и недавних выпускников школ различных регионов Республики Башкортостан, показывают, что:
¦ 35,1% категорически не желают служить в Вооружённых Силах;
¦ 28,5% могли бы пойти в армию в случае, если бы не поступили в вуз;
¦ 25,5% психологически не готовы к службе в армии;
¦ 10,9% включали службу в армии в свои жизненные планы.
43,1% родителей юношей допризывного и призывного возраста, из 115 опрошенных, резко отрицательно относятся к возможной службе сына в армии. Причины нежелания служить в Вооружённых Силах следующие:
¦ 37,3% - жаль терять время;
¦ 32,8% - боязнь попасть в горячие точки;
¦ 21,1% - боязнь неуставных отношений;
¦ 8,8% - так называемые принципиальные соображения.
При анализе результатов анкетирования были обнаружены и положительные моменты:
¦ 38,2% могли бы пойти в армию из желания самоутвердиться, проверить себя;
¦ 20% пошли бы служить в армию из любви к Родине;
¦ 41,8% включили бы службу в армии в свои жизненные планы, если бы отношение государства к армии изменилось в лучшую сторону.
Сегодня социальный портрет молодого человека, уровень состояния его здоровья таковы, что призвать в Вооружённые Силы можно лишь 11% от общей численности граждан призывного возраста, состоявших на воинском учёте. Остальные освобождены от призыва на воинскую службу или имеют отсрочку/125/.
Особенно остро стоит вопрос о здоровье призывников. Среди граждан, вызывавшихся на призывные комиссии, неуклонно продолжает снижаться суммарная доля призывников, признаваемых годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями. Так, количество граждан годных к военной службе в 2001 г. по сравнению с 1988 г. сократилось почти на треть /с 92,7% до 67%/. В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно негодных к военной службе, возросло почти в пять раз /с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно/, а количество негодных к военной службе - в 2 раза /с 0,7% до 1,4%/ /56/. Иными словами, потери призывных ресурсов по причине негодности юношей к военной службе сегодня огромны.
Остро стоит проблема, связанная с уклонением молодых людей от службы в Вооружённых Силах. Более 25 тыс. человек ежегодно уклоняются от воинской обязанности. Это более 13% от призванных и направленных в войска молодых людей /61/.
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Это обусловлено следующими причинами:
¦ резким снижениемшоенно-патриотической работы в конце 80-х гг. XX века вследствие распада СССР и падением престижа армии в обществе, что привело к росту не желающих проходить военную службу и ухудшению качества призывного контингента;
¦ назревшей необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодёжи к защите Отечества, его роли и места в системе воспитания и обеспечения обороноспособности страны;
¦ обострением противоречия между огромным потенциалом патриотизма современной молодёжи и неэффективной его реализацией в условиях современной общественной жизни;
¦ появившимися положительными изменениями в сознании россиян по отношению к армии и флоту в ходе преобразований в российском обществе и реформирования Вооружённых Сил. В начале XXI века государство стало больше внимания уделять Вооружённым силам, а средства массовой информации - объективнее относиться к ним, что вызвало рост патриотического самосознания молодёжи;
¦ необходимостью улучшения деятельности по воспитанию патриотизма у современной молодёжи с учётом её особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений;
¦ созданием законодательной базы, позволяющей реорганизовать и улучшить прежнюю систему подготовки молодёжи к службе в Вооружённых Силах. Речь идёт о принятии целого ряда основополагающих государственных документов: "О воинской обязанности и военной службе", "Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", Военной доктрины Российской Федерации, Национальной доктрины образования и особенно Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы". В современных условиях, когда резко обострилась проблема сохранения национальных ценностей не столько даже материальных, сколько нравственных, культурных, исторических, функция защиты Отечества всё меньше является прерогативой военной организации, всё менее ассоциируется с необходимостью использования только средств вооружённой борьбы, Вооружённых сил для её осуществления.
Реализация гражданского долга по защите Отечества характеризуется большим, чем прежде, разнообразием, многоплановостью, расширением диапазона в зависимости от конкретных условий, а также от индивидуальных особенностей и возможностей личности. В силу этих причин значительно возрастает роль и значение государственных и общественных институтов в военно-патриотическом воспитании молодёжи. К числу таких относится и Российская оборонная спортивно-техническая организация /РОСТО/, созданная
в 1991 году и являющаяся правопреемником ОСОАВИАХИМа и ДОСААФ. С сентября 2003 года данная организация получила новое название РОСТО /ДОСААФ/.
В Уставе РОСТО, принятом с изменениями и дополнениями в 2001 году, записано: "Основными целями РОСТО являются содействие укреплению обороноспособности страны в организации и проведении военно-патриотического воспитания граждан, развитии авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, технического творчества молодёжи, подготовка граждан по военно-учётным специальностям, кадров массовых технических профессий'7149, с.4/.
Значимость решаемых РОСТО задач нашла подтверждение в ряде федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Среди них следует назвать Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1993 г. №1053 "О деятельности Российской оборонной спортивно-технической
организации'7105/, Постановление Совета Министров Российской Федерации от 11 октября 1993 г. №1042 "О мерах государственной поддержки деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации'7106/ и др.
Принятый в марте 1998 г. Федеральный закон "О воинской обязанности и воинской службе" определил подготовку граждан по военно-учётным специальностям как обязательную форму подготовки молодёжи к военной службе. Главная роль в этом деле отводится РОСТО. Начиная с 2001 г. подготовка граждан по военно-учётным специальностям в системе РОСТО приобрела статус государственного оборонного заказа.
Важнейшая уставная задача РОСТО - военно-патриотическое воспитание - оказалась наиболее сложной для корректировки в современных условиях. РОСТО со дня образования заявила о себе как организация неполитическая, как общественное объединение, действующее в интересах России.
Помогать государству готовить настоящих защитников Отечества,
подлинных патриотов - это направление деятельности РОСТО в полной мере
av поддержано Президентом России в Указе от 16 мая 1996 года №727 "О мерах
государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по
военно-патриотическому воспитанию молодёжи" / 107/.
РОСТО сегодня решает задачи государственной важности. Как отмечает председатель Центрального совета РОСТО Анохин А.И., объём этих задач возрастает в силу ряда факторов. Во-первых, — это дальнейшее проведение мероприятий военной реформы, в том числе и сокращение численности Вооружённых Сил, количества военно-учебных заведений, определённый спад ¦ в боевой подготовке войск, мобилизационной готовности страны. Во-вторых, -
снижение качества военно-патриотического воспитания молодёжи, её физического и культурного уровня /4,с.4/. Компенсировать негативные последствия этих факторов, восстанавливать и развивать исторические и военные традиции сможет та организация, которая обладает мощным потенциалом. В настоящее время РОСТО обладает такими возможностями.
В качестве основных задач РОСТО можно выделить следующие:
¦ подготовка граждан Российской Федерации к службе в ^ Вооружённых Силах, других воинских формированиях и органах, получение
ими необходимых знаний в области обороны;
¦ поддержание высокого профессионального уровня военнообязанных специалистов, находящихся в запасе;
¦ военно-патриотическое воспитание молодёжи;
¦ развитие авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта;
¦ совершенствование технического творчества и физической подготовки молодого поколения;
¦ подготовка специалистов массовых технических профессий;
¦ содействие органам государственной власти в решении возложенных на них задач в сфере образования, в развитии спорта, совершенствовании гражданской обороны и др.
В настоящее время в РОСТО действует более 2,5 тысячи различных спортивно-технических структур. Среди них 8 центральных спортивных клубов, 89 штатных и 54 внештатных авиационных спортивных организаций, 1060 спортивно-технических клубов, 154 стрелково-спортивных клуба, 162 клуба служебного собаководства, 759 спортивных клубов в трудовых коллективах промышленных предприятий и на селе, в которых занимаются свыше 1,5 миллиона человек. В системе РОСТО работают 94 детско- юношеские спортивные школы. Из учреждений РОСТО ежегодно в Вооружённые Силы направляются около 40 тысяч человек: по пулевой стрельбе и военно-прикладному многоборью — 14 тысяч, по авиационным видам - 7 тысяч, автомобильным - 5,5 тысячи, мотоциклетным - 3 тысячи, радиоспорту - 3 тысячи, водным видам - 2 тысячи человек. Всего же за годы деятельности РОСТО для Вооружённых Сил РФ и других войск подготовлено свыше 670 тысяч специалистов, в том числе около 610 тысяч водителей автотранспортных средств, более 20 тысяч морских специалистов, 35 тысяч специалистов связи и радиолокации, 6,5 тысячи специалистов электронных средств. Обучение проводится по 39 военно-учётным специальностям. Целевая военно-патриотическая работа ведётся в 24 тысячах первичных организаций, в том числе в 11 тысячах организаций школ, ПТУ, вузов /4,с. 2 - 4/.
К сожалению, подготовка будущих специалистов в системе РОСТО носит противоречивый характер. Как положительный момент следует указать на то, что в 2001 г. число граждан, получивших подготовку по военно-техническим специальностям в учреждениях РОСТО, увеличилось на 1,7% и достигло уровня 29,8%. С другой стороны - подавляющее большинство среди подготовленных специалистов составили водители автомобилей - более 88%, а в 19 субъектах Российской Федерации подготовлены только эти специалисты
10
/2,с.37 - 38/. То есть, будущие воины лишены возможности выбора военно-учётной специальности, далеко не все охвачены военно-патриотическим воспитанием, привлекаются к занятиям военно-прикладными и техническими видами спорта.
Деструктивные процессы, имеющие место в ходе перехода российского общества в новое качество, пагубно сказались и на системе РОСТО. Резко осложнившиеся условия деятельности РОСТО в переходный период, неустойчивость части её структур вызвали у некоторых работников и активистов на местах чувство пессимизма и растерянности. В ряде организаций реже стали использоваться оправдавшие себя в прошлом мероприятия военно-патриотической направленности. Происходит неоправданное снижение массовости занятий техническими и военно-прикладными видами на местах. Сегодня с большим сожалением приходится констатировать, что из года в год уменьшается количество молодёжи, занимающейся техническими видами спорта /с 4 до 1,5 миллиона за период с 1997 по 2000 год/. / 4,с.З /. И причины -не только в наличии объективных трудностей, но и в просчётах, упущениях. Медленно реализуется большой потенциал спортивных кружков и секций в первичных организациях, школах, спортивно-технических клубах. Неоправданно забыты те виды технического спорта, которые не требуют больших материальных затрат.
В последние годы особенно назрел вопрос о создании в стране единого координационного органа, объединяющего общественные организации, усилия структур, ведущих военно-патриотическое воспитание. Такие примеры уже есть в ряде регионов.
Так, в Свердловской области во многих городах и районах для активизации военно-патриотической работы с молодёжью созданы при участии оборонных организаций штабы, в которые вошли представители военкоматов, советов ветеранов войны и труда, спорткомитетов, милиции.
И
В Астраханской области действует Координационный совет по героико-патриотической работе. Областная и некоторые районные администрации оказывают организациям РОСТО финансовую поддержку.
В Тульской области действует постановление губернатора, которым предусмотрены и реализуются меры поддержки областной оборонной спортивно-технической организации. На Брянщине по инициативе областного совета РОСТО принята и осуществляется программа по развитию у молодёжи гражданственности и патриотизма.
Большую моральную поддержку и материально-финансовую помощь оказывают организациям РОСТО органы исполнительной и законодательной власти в Республике Северная Осетия - Алания, в ряде других регионов России.
Постановление о мерах по оказанию помощи оборонной спортивно-технической организации приняло правительство Республики Башкортостан. Администрация Пермской области совместно с облвоенкоматом, управлением народного образования, облсоветом РОСТО провела научно-практическую конференцию "Формирование гражданина - защитника Отечества. Проблемы и пути решения". Московский комитет образования совместно с Центром военно- патриотического и гражданского воспитания провёл городскую научно-практическую конференцию "Военно-патриотическое и гражданское воспитание — социальный заказ общества, вступающего в XXI век'730/.
Проблема подготовки допризывной и призывной молодёжи к воинской службе, а также военно-патриотического воспитания в системе ОСОАВИАХИМа - ДОСААФ - РОСТО явилась предметом исследования ряда учёных. Особенно активно наблюдался этот процесс в 70- 80-е годы прошлого века. Так, военно-патриотическому воспитанию молодёжи в организациях ДОСААФ посвящена работа Мамаева А.Л. /86/. Мизиковский Г.В. детально анализирует содержание, формы и методы оборонно-спортивной работы в школе /92/. Несмотря на то, что ситуация в этой области за время после
12
опубликования работы /1975 г/ значительно изменилась /к сожалению, в худшую сторону/ и первичные организации РОСТО в массовых школах сейчас практически отсутствуют, многие формы и методы работы из того периода и сейчас можно с успехом использовать как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях РОСТО.
Опыт военно-патриотического воспитания призывников в учебных организациях ДОСААФ, наиболее эффективные формы и методы этой работы характеризуются Станововым Н.М./141/. Несмотря на свойственную публикациям тех лет определённую политизированность, в работе содержится ряд ценных и для теории и практики сегодняшнего дня положений, в частности опыт совместной работы организации ДОСААФ с военными комиссариатами, воинскими частями и др. Отдельные аспекты деятельности учреждений ДОСААФ по военно-патриотическому воспитанию старшеклассников анализируются в работе Белоусова Н.А. /16/, коллективном труде под редакцией Средина Г.В./109/, работах Барабанщикова А.В./10/, Бублика Л.А./20/, Васютина Ю.С./25/, Жукова И.М./29/, Волкова В.Н./36/, Дёмина А.К./47/, Конжиева Н.М./68/, Коцевича С.С./73/, Овчинникова Р.Н./103/, Фарфоровского В.Ф./151/ и др.
К сожалению, начиная с конца 80-х годов, по мере усиления негативных тенденций в системе военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к воинской службе, значительно снижается как общее количество фундаментальных исследований по данному направлению работы, так и применительно к системе ДОСААФ — РОСТО, в частности. Тем не менее, в трудах Аронова А.А. /5/, Кусмарцева Н.Б./78/, Счастного Р.С./144/, Хворова Н.Е./157/ и др. изложены различные аспекты военно-патриотического воспитания молодёжи, что представляет несомненный интерес с точки зрения рассматриваемой нами проблемы.
В конце 90-х годов прошлого века и в начале XXI века наблюдается повышение интереса к проблемам военно-патриотического воспитания
13
молодёжи, подготовки их к воинской службе как в педагогической, так и ряде других наук. В частности педагогические условия первоначальной ориентации допризывной учащейся молодёжи, том числе старшеклассников, к службе в Вооружённых Силах России исследовали Агинов П.Ф./1/, Бачевский В.И./14/, Савинков Ю.А./50/, Жильцов Н.А./52/, Зайчиков Н.А./56/, Кемза Р.А./65/, Мухамадеев М.М./96/, Рыжкин Ю.А./132/, Танюхин Ю.А./144/, Трифонов Ю.Н./148/, Цыганков М.Г. /161/ и др.
Положительно оценивая несомненный вклад вышеназванных авторов в разработку современных проблем военно-патриотического воспитания молодёжи, следует отметить, что роль органов РОСТО в них или не раскрывается вовсе, или упоминается фрагментарно. Специальных работ о деятельности РОСТО по подготовке молодёжи к службе в Вооружённых Силах за последние 10 лет мы не находим.
Анализ теории и практики деятельности учреждений РОСТО по подготовке современной молодёжи к защите Отечества и военно-патриотическому воспитанию позволил выделить следующие противоречия между:
- высокой актуальностью военно-патриотического воспитания молодёжи в современных условиях, необходимостью её подготовки к защите Отечества в учреждениях РОСТО и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теории;
необходимостью определения в современных общественно-политических и социально-экономических условиях новых концептуальных подходов к деятельности учреждений РОСТО по военно-патриотическому воспитанию молодёжи и неопределённостью содержания, педагогической технологии решения этой проблемы;
- потенциальными возможностями учреждений РОСТО в приобщении молодёжи к патриотическим ценностям и сложившейся инертной системой их
14
обучения и воспитания, ориентированной преимущественно на военно-технический аспект;
- возможностями учреждений РОСТО в военно-патриотическом воспитании молодёжи и недостаточным уровнем реализации этих возможностей в практике работы данных учреждений.
Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему нашего исследования: какие условия достаточны и необходимы для научно-методического и практического обеспечения военно-патриотического воспитания молодежи в процессе подготовки ее к воинской службе в учреждениях РОСТО?
В этой связи тема нашего исследования "Военно-патриотическое воспитание в процессе подготовки молодёжи к воинской службе (На примере учреждений Российской оборонной спортивно - технической организации).
Цель исследования состояла в разработке и экспериментальном подтверждении педагогических условий, обеспечивающих оптимизацию военно-патриотического воспитания современной молодёжи в учреждениях РОСТО в процессе подготовки её к воинской службе.
Объектом исследования являлся процесс военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи в учреждениях РОСТО.
Предмет исследования - содержание, формы, методы и средства военно-патриотического воспитания в процессе подготовки молодёжи к воинской службе в учреждениях РОСТО.
Гипотеза исследования: эффективность военно-патриотического воспитания в процессе подготовки молодежи к воинской службе обеспечивается, если:
• этот процесс учитывает социально-экономические изменения, происходящие в стране, и научные достижения в области патриотического воспитания молодежи;
15
• военно-патриотическое воспитание является неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в учреждениях РОСТО;
• дидактическое и методическое обеспечение военно-патриотического воспитания осуществляется во взаимосвязи с интересами, запросами и личностными особенностями учащихся;
• осуществляется преемственная связь между массовой школой и учреждениями РОСТО;
• молодежь вовлекается в деятельность, способствующую приобщению к патриотическим ценностям, формированию готовности к защите Отечества.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать особенности военно-патриотического воспитания молодёжи на различных этапах деятельности ОСОАВИАХИМ - ДОСААФ -РОСТО.
2. Определить роль и место учреждений РОСТО в военно-патриотическом воспитании молодёжи.
3. Разработать логико-содержательную модель военно-патриотического воспитания в процессе подготовки молодежи к воинской службе в учреждениях РОСТО с учётом их специфики.
4. Дать педагогическое обоснование содержания, форм, методов и средств военно-патриотического воспитания в процессе подготовки молодёжи к воинской службе в учреждениях РОСТО.
5. Обосновать педагогические условия, способствующие эффективной реализации предложенной системы мер.
Методологической основой исследования являются философские положения о взаимосвязи патриотического сознания и сформированности социального опыта под влиянием окружающей культурно-социальной среды и воспитания; общественно-государственные требования, ориентирующие
16
теорию и практику воспитания на личностно-деятельностный подход в процессе формирования общественно и личностно значимых качеств; теоретические разработки в области педагогических технологий.
Методы исследования носили комплексный характер и включали изучение и теоретический анализ философской, исторической, социологической, психологической, педагогической литературы по теме исследования; анализ и обобщение массовой педагогической практики по военно-патриотическому воспитанию молодёжи; с учётом заявленной проблемы моделирование образовательно-воспитательного процесса в учреждениях РОСТО, его апробация в опытно-экспериментальной работе; педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, проблемно-нравственные ситуации; математические методы обработки результатов исследования.
База исследования. Эксперимент проводился на базе Бирской, Октябрьской, Салаватской и Стерлитамакской автошкол Республики Башкортостан. В эксперименте участвовало 356 учащихся этих школ, 56 преподавателей и 115 родителей, а также 250 старшеклассников общеобразовательных школ.
Организация исследования. Исследование проводилось с 1998 года по 2003 год и включало три этапа.
Первый этап (1998 - 2000 гг.) - определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики; исследовалась практика работы учреждений РОСТО; определялись возможности организационных, дидактических и воспитательных средств в военно-патриотическом воспитании молодежи; разрабатывались содержание и методика формирующего эксперимента.
Второй этап (2000 - 2001 гг.) - апробировалась разработанная модель военно-патриотического воспитания молодежи в учреждениях РОСТО; координировались действия преподавателей, инструкторов, других специалистов; проводилась работа по выявлению и теоретическому
17
обоснованию педагогических условий, способствующих приобщению молодёжи к патриотическим ценностям, ориентации их на службу в Вооружённых Силах.
Третий этап (2001 - 2003 гг.) - проводился сравнительный анализ эффективности использования различных педагогических средств; интерпретация, обобщение и оформление результатов опытно-экспериментальной работы; формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.
Научная новизна исследования:
• выявлены социально-экономические и педагогические предпосылки, актуализирующие необходимость военно-патриотического воспитания молодежи в процессе подготовки ее к воинской службе в учреждениях РОСТО;
• военно-патриотическое воспитание в процессе подготовки молодёжи к воинской службе в учреждениях РОСТО представлены как предмет специального изучения; определены особенности такой работы;
• вскрыта эволюция военно-патриотического воспитания в процессе подготовки молодёжи к воинской службе в учреждениях ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ, РОСТО на различных этапах развития советского (российского) общества;
• разработана логико-содержательная модель военно-патриотического воспитания, согласующая социально-экономические, психолого-педагогические и организационно-управленческие факторы и направленная на упорядочение соотношения цели, содержания и процессуальной стороны данного процесса;
• определено содержание, формы, методы и средства военно-патриотического воспитания в процессе подготовки молодёжи к воинской службе в учреждениях РОСТО;