Украинские народные танцы
Народное творчество Украины – одно из самых ярких не только на территории стран бывшего Советского союза, но и во всем мире и танцы занимают в нем одно из важнейших мест. Как и любой другой народный танец, украинский развивался на протяжении всей истории народа, проживающего на территории современной Украины и впитал в себя результаты многовекового становления украинской самобытности, довольно сильно отличающейся от русской и белорусской.
Одним из самых любимых и известных на весь мир украинских танцев является гопак. В танце участвуют юноши и девушки, причем ребята танцуют энергично, резко, задорно, а девчата мягко, ласково и нежно. Всего в эстрадной версии танца участвуют 7 человек- 5 юношей и 2 девушки. Обязателен народный костюм. Девушка одета в широкую юбку с национальным орнаментом, в волосы вплетены ленты, юноша в широких штанах и белой рубахе.
Украина – большая страна, и к каждой территориальной зоне свои особенности народных танцев. Восточная Украина по культурному наследию близка к России, Центральная более самобытна, а самой яркой «казацкой» культурой обладает Западная Украина. Отличаются эти зоны по темпу танцев, особенностям шагов, прыжков и проходок.
Украинский народный танец. Ukrainian folk dance. Гопак.
Украинский народный танец, так же как и другие виды народного творчества,
развивался на протяжении всей истории украинского народа.
В нем нашли свое отображение радость, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру.
Наиболее популярный на Украине танец — «Гопак» по своему происхождению
также принадлежит к этой группе танцев. Раньше он исполнялся одними
мужчинами и выявлял их мужество, силу, удаль, ловкость. Но постепенно
танец видоизменялся и в народном быту стал по преимуществу парным танцем.
Исполняется он, как и прежде, импровизированно, без определенной композиции.
Парубок, обойдя круг, останавливается перед избранной им дивчиной и вызывает ее на танец. Затем начинается самый танец, содержащий обычно несколько «колен». Дивчина, полная достоинства, пляшет скромно, но со скрытым озорством, подчеркивая чуть ироническое, насмешливое отношение к парубку. Парубок вьется возле нее, стараясь блеснуть выдумкой и мастерством «колен». Дивчина хочет перехитрить парубка, ускользая от него, но парубок следует за ней, стремясь преградить "ей дорогу. В сценическом исполнении «Гопак» строится обычно как парно-массовый танец, хотя и сохраняет характерные черты народной пляски. Начинается «Гопак» обычно общим выходом всех пар, которые стремительно двигаются по кругу. Затем из общей массы танцующих выделяются отдельные пары, тройки, группы, которые танцуют порознь. Во время этих самостоятельных кусков танца юноши, как и в парном «Гопаке», показывают свою силу, ловкость, мужество, девушки весело подзадоривают парней. Иногда в танце девушки выделяются в отдельную группу, их выход сменяет бурная мужская пляска. Заканчивается «Гопак» общей пляской, построенной на веселых, задорных и технически трудных движениях.
Другой распространенный на Украине танец — «Казачок» можно характеризовать как танец юноши-подростка, ловкого, легкого и быстрого в движениях. В народном быту «Казачок» исполняется чаще всего как сольный танец одного юноши. В сценической обработке танец может исполняться двумя и больше юношами, а также юношей и девушкой: оба они исполняют примерно одни и те же «колена» в порядке перепляса, соревнования в ловкости и мастерстве. Эти танцы особенно согреты мягким народным юмором.
Много на Украине танцев и игр, связанных с различными временами года.
К числу таких игр относятся: весенние игры — «Веснянки», летние игры — «Зеленый шум», «Заинька», «Лисанька», осенние игры — «Ходит гарбуз по городу», «Перепилко», зимние игры — «Метелицы».
Все эти танцевальные игры близки к хороводному типу, художественные образы, используемые в них, взяты из жизни природы, но по характеру исполнения они различны.
«Веснянки» — мягкие, лирические игры, преимущественно девичьи.
Они зародились еще в языческие времена и имели тогда культово-обрядовое значение. Исполнялись «веснянки» в период весны и начала лета, от масленой до Ивана Купалы. В песнях, сопровождавших эту игру, воспевались солнце, весна, пробуждение природы, рассказывалось о начале полевых работ, о рождении любви в девичьем сердце. В последующее время эта форма народного игрища утеряла свое обрядовое значение, слилась с другими народными забавами. Постепенно в «веснянки» вливалось новое содержание. В песнях, сопровождавших игру, отразилась борьба народа с панами и польской шляхтой, в них народ выражал свои думы и чаяния, хотя облечены они были обычно в иносказательные образы, взятые из окружающей природы. «Веснянки» как танец-игра состоят обычно из трех частей. Они начинаются зазывными песнями, с которыми девушки идут от избы к избе, собирая подруг. Затем собравшаяся молодежь направляется на сельскую площадь, где развертываются игры, хороводы с пением и пляской. Заканчиваются «веснянки», «расходной» песнью, под которую девушки идут по домам.
Центральный момент «веснянок» — хоровод, обычно построенный на медленных,
плавных движениях. В хороводе девушки то образовывают общий круг, то разбиваются на отдельные маленькие кружки, то идут змейкой. Часто в игру вводятся цветы, венки и т. д. По своему характеру украинские «веснянки» близки к русскому хороводу и, несомненно, однородны с ним по происхождению.
«Метелицы» — танцы зимних гуляний молодежи. Такие гуляния устраивались обычно в праздничные дни на сельской площади или на замерзшем пруду.
В песнях, сопровождавших «метелицу»—обычно быстрых, вихревых, с стремительным и четким ритмом,— играющие или «дразнят» зиму, или провожают ее. Хоровод «метелицы» построен на одном-двух несложных движениях.
Ведущая пара увлекает за собой всю вереницу танцующих то по кругу, то восьмеркой, то «улиткой», а иногда закручивает всех в «сугроб», скученный в центре.
В профессиональном украинском театре танец всегда занимал значительное место.
Украинский театр впитал в себя лучшие традиции украинского народного танца и очистил это наследие от всего чуждого, наносного. В условиях действительности танцевальное творчество приобрело новое содержание. В современном танце рождаются новые выразительные средства, обогащается хореографический язык.
В послевоенные годы хореографическое искусство Украины обогатилось народными танцами Закарпатской Украины. Жизнерадостные, полные своеобразного задора танцы Закарпатья имеют свои отличительные особенности, свои характерные движения, которых нет в других украинских танцах, например: своеобразный пружинный ход, ход переплетающимися шагами (одна нога накрест другой), винтообразные движения («сверло», «змина»), часто используемые парные вращения и т. д. Особенно интересны из этих танцев — быстрая, искристая «Коломийка», исполняемая в сопровождении шуточной песни; забавная «Тропотянка», основанная на пружинном шаге; «Увиванец», построенный на парном вращении.
Наиболее популярен в Закарпатской Украине мужской массовый танец «Аркан».
Он очень динамичен и четок. Исполнители, став в круг или в полукруг,
кладут руки друг другу на плечи и начинают танец основным ходом, в котором крупные, стремительные боковые шаги чередуются с небольшими подскоками,
во время которых свободная нога поднимается вперед, накрест опорной.
Этот основной ход в танце повторяется несколько раз, вперемежку с другими движениями.
Среди исполнителей один является ведущим, он выкриком дает знак к смене движений и ритмов.
Чрезвычайно своеобразна в этом танце смена оттенков исполнения: на выкрик ведущего «батько спит» танцующие сгибаются и тихо, сдержанно, на полупальцах исполняют движения основного хода; на выкрик «батько встал» танцующие выпрямляются и двигаются сильно, бодро, темпераментно.