Нормы, идеалы, цели и ценности воспитания и образования

 

После определения условий существования Человека и возможностей его культурной реализации через образование и воспитание, необходимо обратить внимание на еще один важный аспект представления данных процессов в иерархически системном строении. Зададимся вопросами: «Что является нормой воспитания и образования? Как определить уровень образованности и воспитанности? Какую цель должны преследовать эти процессы?».

Стремление к норме является естественным желанием определить эффективность, а следовательно построить такую систему, которая могла бы эту эффективность поддерживать и совершенствовать. Однако давайте попробуем разобраться на примерах.

Для обычного учителя, для детей в классе, для большинства родителей является совершенно обычным (т.е. нормой), когда ученик (ребенок) учится на хорошие и даже отличные отметки, но при этом не выходит за рамки установленных правил (в общении, в научном мышлении или представлении о мире, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми и т.д.). С другой стороны, данная внешне «эффективная» норма, лежащая в основе социальных целей образования, может не являться как таковой для самого ученика. Более того, конфликт внешней социальной нормы и нормы внутреннего мира может привести к серьезным последствиям в развитии личности. Конечно, такие конфликты происходят не всегда и не со всеми и в большинстве случаев не ведут к пагубным результатам, но ведь они есть.

А. Энштейн с социальной точки зрения был учеником, который явно не вписывался в норму, ему не нравилось изучение большинства предметов, исключение составляли, пожалуй, математика и латынь. С другой стороны, с точки зрения совершенствования внутреннего мира он был безусловно выдающимся учеником, который, например, уже в школе любил «Критику чистого разума» И. Канта.

Можно продолжать примеры подобного рода, но лучше обобщить поднятую проблему. Ответы на типичные вопросы современного дня о нормах воспитанности и образованности дают диаметрально противоположные ответы при иерархическом взгляде на Человека и его воспитание. Это означает, что выработать один единственный критерий (норму) не представляется возможным. Любой универсальный критерий проверки нормы и уровня образованности и воспитанности (будь то экзамен, ЕГЭ, тест и т.п.) – это нонсенс, который подтверждает свою несостоятельность в том, что ориентируется на норму как на сумму предсказуемых «обычностей», выводимую путем построения мертвой схемы, тогда как жизненный рост, проявление личностных качеств, стремление к собственным вершинам, формирование ценностного отношения, Свободы и Любви выводятся творчески, что часто не вписывается в предложенные стандарты. Это совершенно не означает несостоятельность экзаменов и опросов, это лишь подчеркивает, что они решают определенную задачу объективного оценивания некоторых возможностей Человека (например, памяти или умения хорошо логически выстраивать собственные мысли). Однако этой оценки явно для понимания всего Человека и его полноценной реализации явно недостаточно.

Нормировать воспитание и образование, как было показано выше, означает фактически приводить их к среднему значению, к обычности. Это же относится и к цели.

Может ли быть одна единственная универсальная цель воспитания и образования? Конечно, нет и, конечно, да. Если цель определяется вне Человека, вне его потенциальных возможностей и желаний, если она ведет к игнорированию его внутреннего мира или к разрушению (потере) личности, то значимость такой цели вызывает большие сомнения. Например, построение эффективной системы образования для решения социально-экономических задач, которое может привести к утрате Человеком собственного «Я» и низвести его до уровня социальной и экономической единицы на рынке себе подобных. Единственной универсальной целью воспитания может быть созидательное и творческое развертывание всего потенциала Личности, ее внутреннего мира, создание ею значимых и «благих» как для нее, так и для всего общества (в объективном смысле) ценностей культуры, их совершенствование, сохранение и передачу последующим поколениям.

Представленный идеал Человека должен лечь в основу педагогики и философии воспитания. С такой идеальной целью воспитания связаны базовые ценности Человеческой жизни и культуры. Они чаще всего представлены в антиномиях (добро и зло, свобода и рабство, гуманизм и авторитаризм и т.д.), которые в конечном итоге сводятся к антиномии созидания и разрушения в личностном, в общественном, в природном, в космическом и других смыслах. Это означает, что при постановке целей, при определении норм и уровней воспитанности и образованности главным критерием для нас должно быть стремление к созиданию Человека и окружающей его жизни[x]