Философия Л.А. Фейербаха.

Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872) — немецкий фило­соф. Главные сочинения — «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843). Философия Фейербаха — учение, в котором выдвигается и обосновывается идеал жизни по принципу «чело­век человеку Бог». Человек и религия — ведущая тема размышлений Фейербаха. Он ставит задачу создания «новой философии», «единственный, универсальный и высший предмет» которой — че­ловек. «Новая философия» соединяет в себе достоинства философии и религии. Как философия, она есть философская антропология — теория человека, опирающаяся на разум, науку, практику, чувственный опыт. Как религия, она культивирует по­клонение человеку, освящает любовь между людьми, единение в отношениях Я — Ты. Провозглашается новая, нетеистическая «религия любви», утверждающая ценность полнокровного, гар­моничного осуществления человеческой природы в жизни каж­дой личности. В таком самораскрытии индивида, по Фейербаху, и состоит счастье человека и человечества. Оно же — безуслов­ная ценность, поэтому в содействии счастью заключается добро и нравственный долг. Этика «новой философии» — эвдемонизм, т. е. этика индивидуального счастья, каковым считается саморе­ализация отдельного человека в согласии с природой и обще­ством. Главное препятствие к счастью Фейербах усматривает в отчуждении человеческой сущности. Человек обесценивает себя, когда, не сознавая того, приписывает воображаемым сверхъестественным существам свои благие силы, которые, по праву природы, должны быть развиты в каждом из людей на этом основаны традиционные религии. Необходимо преодо­леть отчуждение, отказаться от религии, ядром которой являет­ся вера в потустороннее божество, изменить сознание и жизнь, руководствуясь убеждением: «Ничто человеческое мне не чуждо». Свою философию Фейербах называет антропологией и строит на базе сформулированного им принципа антропологиз­ма. Поэтому принципу философские проблемы человека и об­щества трактуются, исходя из понимания природы человека, носителем которой является индивид. С позиций антропологиз­ма Фейербах проводит критическое рассмотрение христианства й философии Гегеля, чьим последователем он был в молодости. Фейербах утверждает, что человек — высшее творение природы, существо телесно-психическое, единство жизни тела, ума и серд­ца. Природа, говорит философ, создала в человеке и фабрику пищеварения, и храм мозга. Мышление вовсе не субъект, как полагает Гегель, оно производно от человеческого бытия в це­лом: бытие — субъект, мышление — предикат. Идеальное произ­водно от материального. Фейербах указывает на связь гегелев­ского идеализма с христианством: «Абсолютный дух» есть «от­решенный дух» богословия, который в виде призрака бродит еще в философии Гегеля». Антропологизм Фейербаха соединя­ется с материализмом и своего рода атеизмом. Материализму. Фейербаха, в целом близкому просветительскому, не свойстве­нен редукционизм: философ не отождествляет сознание и мате­рию, не сводит органическое к неорганическому, всякое движе­ние — к механическому. В гносеологии Фейербах продолжает линию сенсуализма-эмпиризма, считая, что источником знания является чувственный опыт, а в познании взаимодействуют со­зерцание и мышление. От других природных существ люди от­личаются тем, что они суть разумные общественные существа, склонные к сотрудничеству и положительному общению друг с другом. Вне общения, утверждает Фейербах, отдельный чело­век не может сформироваться, осознавая и ценя другого, он осознает и ценит себя. Отношение Я — Ты фундаментально для раскрытия человеческой природы. Высший уровень этого отно­шения — любовь. Ребенок становится человеком, когда начина­ет любить. Подчеркивание Фейербахом особой значимости лич­ности другого, «Ты» для человека дает основание характеризо­вать его учение как туизм (от. лат. tu — ты).

Фейербах обнаруживает в родовой сущности человека исток его растущего могущества, способности к всестороннему раз­витию, совершенствованию, в ней же — корень противоречи­вости и драматизма его бытия. В индивидуальной жизни сое­динены конечное и бесконечное, эгоистические устремления и желание счастья людям, любовь к себе и любовь к другому, сознание своей ограниченности, незащищенности, слабость и тяга ко всеохватной полноте существования. Разрыв между желаемым величием и действительным ничтожеством заставляет человека искать воображаемые опоры в религии. Религия коренится в природе человека, в обстоятельствах его жизни в потребностях: «...Бог есть то, в чем человек нуждается для своего существования...». Нужда — отец религии, воображе­ние — мать, повторяет Фейербах вслед за Демокритом. Неве­жество, обман — не причины, а сопутствующие факторы суще­ствования религии. Свои лучшие силы, потребность в почита­нии и любви человек переносит в сферу отношения к божеству. «Бесконечная или божественная сущность есть ду­ховная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и» представляется как самостоятельное существо. Происходит отчуждение, человеческое достояние переходит к Богу. Чем беднее человек, замечает Фейербах, тем богаче Бог. В результате религия, давая утешение в страданиях, ско­вывает человеческую природу, отчуждает людей друг от друга, оставляет их слабыми и несчастными. Фейербах призывает к возвращению человеку его отчужденной сущности. Вера в то, что человек есть высшее существо, создает новый гуманизм. Раскрывается способность человека уважать и любить в другом «Божественное Ты». Новый гуманизм станет основой нового общества — братства свободных, гармонично развитых, счаст­ливых людей. Идеи Фейербаха оказали существенное влияние на воззрения К. Маркса, Ф. Энгельса, Н. Г. Чернышевского, Э. Фромма и др.