Комнатные растения и чистота в помещении
Любой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает вещества различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами, способствуют выработке у растений иммунитета против различных заболеваний.
К таким веществам относятся фитонциды — биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие не только различных микроорганизмов, но и паразитических червей, насекомых — переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний. Они выделяются как неповрежденными, так и механически разрушенными растительными тканями. По своей химической природе фитонциды чрезвычайно разнообразны: гликозиды, терпеноиды, другие вторичные метаболиты.
Фитонциды защищают и человека от многих заболеваний, улучшают его самочувствие и работоспособность. Активными продуцентами этих летучих веществ являются многие древесные и кустарниковые растения: сосна, ель, эвкалипт, черемуха обыкновенная, орех грецкий, абрикос обыкновенный, сирень обыкновенная, полынь лимонная, акация желтая, розмарин лекарственный, роза красная эфиромасличная, можжевельник казацкий, лаванда колосковая, розан китайский (гибискус); травянистые растения — шалфей мускатный, анис обыкновенный, иссоп лекарственный, котовник лимонный, мята перечная и др.
Из фитонцидов высших и низших растений в настоящее время получены многие антибиотики, обладающие различной антимикробной активностью: из чеснока — аллицин, из шалфея лекарственного — сальвин, из зверобоя продырявленного — иманин, из чистотела большого — сагвинарин, из хлопчатника шерстистого — госсипол и т. д.
Фитонциды — один из многих факторов, влияющих на микрофлору воздуха.
Воздух закрытых помещений насыщен микроорганизмами,
в том числе и болезнетворными. Для оздоровления воздушной среды применяют
комнатные цветочные растения, многие из которых обладают
высокой фитонцидной активностью. Это различные виды рода бегония, герань,
хлорофитум, колеус и др. Вот почему при подборе цветов для озеленения
школьных помещений необходимо учитывать не только их декоративность, но
и фитонцидные свойства.
Результаты работы показали, что наибольшую фитонцидную активность имеют герань зональная, олеандр обыкновенный, хлорофитум пестролистный, гибискус китайский, нефролепис сердцелистный, колеус Блюме, бегония королевская.
викторина «Знаешь ли ты комнатные растения?».
1. Какое комнатное растение называют цветком алхимиков?
(Ответ — фуксию.)
2. Какое комнатное растение очень ядовито?
(Олеандр,)
3. Назовите растения, у которых нет настоящих листьев,
(Кактус, аспарагус, иглица.)
4. Какое комнатное растение, широко используемое на уроках биологии, «переплыло» океан? (Элодея.)
5. Чем объяснить, что комнатные растения размножаются главным образом вегетативно?
(Большинство растений в комнатных условиях или не цветут, или без искусственного опыления не дают плодов. Поэтому из поколения в поколение выживали те виды, которые могли размножаться вегетативно.)
6. На каком растении писали древние египтяне и как называлась та бумага, которую из него изготавливали?
(Циперус, папирус,)
7. В какое время суток поливают комнатные растения летом, зимой?
(Летом поливают вечером, зимой — утром.)
8. Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, даже в комнате вы рискуете попасть под дождь? Покажите это растение. Как оно называется, где его родина? (Ответ — монстера.)
9. Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо. По стеклу она пошла и растение нашла. Муха на цветок взглянула и обратно повернула. Что же это за цветок? Угадай-ка, мой дружок!
(Плектрантус, «мухогон», «мольное дерево».)
Объясните, почему это растение так называется.
10. Какое растение умеет «шагать» по стенам?
(Плющ)
КОНКУРСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ
Конкурс первый
Выити представителям от каждого класса и встать на одну линию. Участники по очереди называют комнатное растение и делают шаг вперед. Названия растений не должны повторяться. Побеждает тот, кто больше всех назовет видов комнатных растений.
Конкурс второй
Участники получают билеты, в которых дано задание, например найти в коллекции комнатных растений аспарагус и рассказать о нем; показать приемы правильного полива; правильно произвести черенкование того или иного растения и. т. д, Задание надо выполнить и представить на суд жюри.
Конкурс третий
Представители от каждого класса получают плакат с кроссвордом, который они должны отгадать.