Тема 3. Регулирование рынка труда и политика обеспечения занятости населения
В современное время занятость стала одной из острых социально- экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. Чем больше людей занято общественной полезной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт. Но наличие высокой безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным способом, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.
Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важнейших задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, соответствующих его реализации, т.е. проводит определенную политику занятости.
Занятость- это понятие, которое имеет много значений, включает разные виды деятельности. Под занятостью понимают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и т.д. Как экономическая категория она представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.
В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. А достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости. Но целю такой политики является не только сохранение общего уровня полной занятости, но и решение экономических и социальных задач, прежде всего повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, включая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начиная с подготовки детей и подростков и кончая переподготовкой, повышение квалификации работников в течении всей жизни через определенные промежутки времени).
Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную и исполнительскую власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости.
Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости, под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Существует два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Он предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнения работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор новых рабочих мест. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
Работодатели, как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда.
Служба занятости – действует в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», является организационно самостоятельной службой на территории РФ, до этого в стране существовали государственные структуры занятости (ГСЗ), которые были ориентированы лишь на оказание социальной поддержки безработным гражданам.
В августе 1996 года на базе трех социальных ведомств – Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения образовано Министерство труда и социального развития РФ.
В РФ административная структура занятости населения имеет три уровня: Министерство труда и социального развития (управленческий уровень – общегосударственный), региональные службы занятости (управленческий уровень- республики, края), районные службы занятости (административно- территориальные единицы нижнего уровня).
Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.
Министерство труда и социального развития отвечает в первую очередь за общее руководство, выработку политики занятости и управление системой служб занятости, действуя через ее региональные отделения. В его основные функции входят разработка и финансирование государственных программ, постановка задач и разработка стандартов совместно с региональными отделениями, контроль работы системы службы занятости.
Региональные службы занятости населения руководят реализацией программ и работой местных служб занятости, также финансирование, инструктирование и предоставление экспертной помощи местным службам, и контроль за их деятельностью.
Местные службы занятости реализуют меры, предусмотренные в законе РФ «О занятости населения в российской Федерации», в ст.15, непосредственно работая с населением. Целью деятельности службы занятости населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей определенного региона.
Т.О. задачи СЗН включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание и других услуг: осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению СЗН, оказание психологической, материальной поддержки гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.
Гарантии государства в реализации права граждан на труд
Основным гарантом реализации права на труд в Российской Федерации является государство.
Государство гарантирует гражданам Российской Федерации:
1 свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
2 охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде;
3 бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Государство гарантирует безработным гражданам:
1 бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
2 обеспечение социальной поддержки;
3 компенсацию, в соответствии с законодательством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
4 бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
5 возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения:
1) Гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы:
1 разработка и реализация целевых программ содействия занятости;
2 создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов);
3 установление квоты для приема на работу инвалидов (Квота для приема на работу инвалидов установлена в пределах от 2% до 4% среднесписочной численности работников, составляющей более 100 человек в организации (ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
4 предоставление услуг по профессиональной ориентации;
5 организация обучения по специальным программам.
2) Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) после увольнения гарантируются:
1 сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы;
2 возможность пользоваться ведомственными лечебными учреждениями;
3 детям сохраняется возможность пользоваться детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
3) Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
1 разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
2 правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий;
3 разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
4 создание федеральной государственной службы занятости населения.
Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
2) разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
4) организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
5) осуществление социальных выплат в виде:
1 пособия по безработице,
2 стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости,
3 оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а лишь координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность. Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов службы занятости.
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из:
1 представителей объединений профессиональных союзов,
2 представительных органов работодателей,
3 представителей органов службы занятости,
4 других заинтересованных государственных органов или общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.
Основные права профессиональных союзов в содействии занятости населения:
1 вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;
2 содействовать обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ;
3 предлагать органам исполнительной власти, работодателям проведение взаимных консультаций и выработку мероприятий по проблемам занятости населения;
4 требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости;
5 массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации или ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и иных представительных органов работников.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, или по договорам - в других организациях.
Общественная работа - это общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится:
1 деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
2 деятельность, требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, имеют право на участие в общественных работах. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются:
1 безработные граждане, не получающие пособия по безработице;
2 безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации.
Участие работодателей в обеспечении занятости населения
Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
1 соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ;
2 реализации мер, предусмотренных законодательством РФ о труде, коллективными, договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;
3 оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством РФ дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций;
4 создания условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих;
5 разработки и реализации социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
6 соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
7 трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Основные обязанности работодателей:
1) Не менее чем за три месяца и в полном объеме представлять органам службы занятости и профсоюзному органу или иному представительному органу работников информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить.
2) Ежемесячно представлять органам службы занятости:
1 сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве);
2 информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
3 информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
3) Полностью возмещать затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.
4) Производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника определенной категории за год в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений профессионального образования.
5) При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, в пятидневный срок возвращать в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. (В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину).
Основные права работодателей:
1) Принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.
2) Иметь налоговые льготы в случае трудоустройства на работу сверх установленной минимальной численности:
1 выпускников профессиональных или общеобразовательных учреждений;
2 лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
3 граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
3) Получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
4) Получать полную или частичную компенсацию от органов службы занятости затрат на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организации, в целях обеспечения их дальнейшей занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.
5) Обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.