ЭТНИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ

В современном мире насчитывается приблизительно две тысячи этнических общностей. Около 1600 из них проживают на территории Азии и Африки. Примерно 100 наций и народностей проживают на территории экономически развитых стран. Национальными регионами Российской Федерации являются 20 республик, 10 автономных округов и одна автономная область. Этнический состав Российского Севера представлен 6 республиками и 8 автономными округами. Более ста этнических общностей, проживающих на территории России, имеют свой национальный язык и принадлежат к разным религиозным конфессиям.

Первые этнодемографические исследования стали проводиться в начале ХХ века в результате взаимодействия демографии с этнографией. Этническая демография изучает воспроизводство этнических общностей в зависимости от их места и условий проживания, от особенностей образа жизни, культуры и быта. Этническая демография, исследуя процессы воспроизводства этнических общностей, должна учитывать воздействие на демографические процессы специфических особенностей, присущих им. Например, на рождаемость в этнических общностях могут оказывать влияние характерные для них формы брака, тип семьи, традиционное отношение к возрасту вступления в брак, к разводам, к добрачным и внебрачным сексуальным связям, к многодетности и бездетности. Показатели смертности в этнических общностях могут зависеть от особенностей их питания, состояния гигиены, специфики хозяйственной деятельности. Основными этническими индикаторами в демографии выступают: особенности образа жизни, вероисповедания и традиций.

Демографами установлено, что этнические общности, проживающие на территории Тропической Африки и Южной Азии, предрасположены к многоплодным родам, а среди этнических общностей, проживающих в Европе и Восточной Азии, многоплодные роды встречаются редко. Кроме плодовитости большое значение для процесса рождаемости имеет принятый в этнических общностях возраст вступления в брак. Например, официально принятый возраст вступления в брак варьируется от 12 лет (у испанцев и греков, а также у некоторых азиатских и латиноамериканских народов) до 18 лет. У большинства этносов традиционно муж должен быть старше жены. У австралийских аборигенов и индейцев Южной Америки распространены браки между пожилыми мужчинами и молодыми девушками. У мордвы, удмуртов, китайцев и корейцев в прошлом были частыми браки, когда невеста на 10 – 15 лет старше жениха. Этносам, у которых распространены браки в раннем возрасте, свойственны более высокие показатели рождаемости и более высокий уровень состоящих в браке. У африканских этносов почти 100% взрослого населения состоят в браке, тогда как у европейцев этот показатель не превышает 90%. У большинства африканских и азиатских этносов статус замужней женщины значительно выше, чем незамужней.

На процесс рождаемости влияет и принятая у данного этноса форма брака. У большинства этнических общностей распространен моногамный брак. У некоторых этносов разрешено многоженство и многомужество. Так, в этнических общностях, исповедующих ислам, разрешается иметь до четырех жен и сколько угодно наложниц. Хотя у европейских этносов запрещено многоженство, но в некоторых случаях этот запрет временно отменялся. Например, в первой половине ХVII века на территории Германии после 30-летней войны в течение 10 лет официально были разрешены браки одного мужчины с двумя женщинами. Многомужество встречается редко. Разновидностью многомужества считают братскую полиандрию, когда мужьями являются родные братья или после смерти мужа один из неженатых братьев становится мужем его вдовы. Братская полиандрия была распространена у этносов, проживающих на Тибете, в Гималаях и у некоторых индейских народностей Северной Америки. Многомужество негативно влияет на рождаемость, поэтому сегодня сохранилось лишь у некоторых африканских и индийских этносов, а также у эскимосов.

Различий в показателях смертности у этнических общностей меньше, чем в показателях рождаемости. В зависимости от среды обитания у разных этносов распространены специфические заболевания, повышающие уровень смертности населения. Например, болотистые местности способствуют распространению малярии, эпидемия которой приводит к вымиранию большого числа людей. Сегодня одними из самых смертоносных инфекционных заболеваний признан СПИД, который особенно распространен среди этносов Тропической Африки, а также распространяющаяся из Юго-Восточной Азии атипичная пневмония.

На показатели смертности влияет характерный для этноса генетический тип. Жилищные условия, особенности продуктов питания и видов трудовой деятельности оказывают косвенное влияние на уровень смертности. Например, этносы, традиционно употребляющие очень острую и горячую пищу, более подвержены заболеванию раком желудка. Раннее прикармливание детей «взрослой пищей» повышает вероятность младенческой смертности. У этносов, живущих в районах традиционного выращивания винограда и занимающихся виноделием, смертность от алкоголизма крайне редка, так как их организм за века выработал защитную реакцию. У северных же этносов России защитная реакция от алкоголя отсутствует, поэтому отравление спиртосодержащими напитками – одна из самых распространенных причин ранней смертности мужского населения этих этносов. Особенно опасны для жизни вредные этнические привычки, такие как распространенные среди взрослого населения племенных этносов Азии, Африки и Северной Америки курение, употребление наркотических средств.

Бытующее у некоторых восточных этносов пренебрежительное отношение к здоровью девочек и женщин приводит к их ранней смерти. Проведение обряда обрезания в антисанитарных условиях может послужить причиной смерти мальчиков. Имеющиеся у некоторых этносов обычаи самоубийства, например, у японцев обычай харакири, или добровольная смерть камикадзе у восточных этносов сокращают численность мужского взрослого населения. Обычай кровной мести, объявление джихада, межэтнические военные конфликты и террористические акты значительно увеличивают смертность населения этнических общностей. Особую опасность для жизни этносов представляет геноцид – физическое уничтожение представителей одного этноса другим из-за расовых, политических или религиозных различий. Самые известные случаи геноцида, унесшие миллионы жизней – это проводимая с 1865 года ку-клукс-клановская расправа над неграми в Америке, уничтожение турками армян в 1915 году, истребление фашистами евреев в годы второй мировой войны.

Из мировых религий самая аскетичная – буддизм. Большинство направлений буддизма поощряет безбрачие, пропагандирует монашеский образ жизни. Согласно буддистским канонам, второй по возрасту сын должен становиться монахом. В то же время буддизм запрещает аборты и одобряет многодетность.

Христианская мораль рассматривает брак как необходимое условие рождения детей. Однако христианство призывает к сексуальному воздержанию во время постов, одобряет монашеский образ жизни. Из всех направлений христианской религии только католицизм запрещает священнослужителям иметь детей. В то же время католицизм протестует против абортов и пользования контрацептивами. В настоящее время среди католиков ширится движение за отмену этих запретов. Рядовые католики все реже соблюдают эти запреты. Так, если в 1955 году предписаниям церкви о запрещении абортов и пользовании контрацептивами следовало 70% американских католиков, то в 1965 году – уже менее половины. В тех же странах, где большинство католиков соблюдает требования Ватикана, рождаемость невысокая, например, в Италии она одна из самых низких в Европе. Протестантская церковь терпимо относится к вопросам внутрисемейного планирования рождаемости. Начиная с 1930 года, англиканская церковь разрешила применять средства контрацепции. Лишь радикальные кальвинисты продолжают осуждать аборты и пользование противозачаточными средствами.

Ислам призывает, как можно больше множить последователей Магомета. Согласно исламским канонам, мусульманская женщина может повысить свой социальный статус, родив как можно больше мальчиков. Бездетная же женщина подлежит изгнанию из семьи. Согласно исламской традиции, брак и покупка жены обязательны для мужчины, ему разрешается иметь много жен и наложниц.

На показатели рождаемости в этнических общностях влияет религиозное отношение к разводам и повторным бракам. Предельно легки разводы у этносов, исповедующих ислам, а католикам разводы запрещены церковью. Осуждает разводы и индуистская религия. Протестантская церковь относится к разводам терпимо, хотя и не одобряет их. У православных этносов процедура развода носит сложный и длительный характер. Повторный брак для мужчины-мусульманина возможен через два – три месяца после прекращения предыдущего брака. У христиан отношение к повторным бракам после смерти мужа терпимое, а сохранение верности к умершему супругу ценится весьма высоко. Подобное отношение к повторному браку и у этносов, исповедующих буддизм. Конфуцианство разрешает мужчине право развода и повторного брака в случае бездетности жены или ее гибели, женщине же повторный брак запрещен. Согласно китайскому религиозно-этическому обычаю, «целомудрие вдовы» считается образцом добродетели. Таким вдовам после смерти ставили специальные памятники. Негативно относятся к бракам вдов этносы, исповедующие индуизм.

По подсчетам демографов в настоящее время на территории Российской Федерации оседло проживают 137 этнических общностей. Среди них по языковому признаку различают индоевропейские, балтийские, алтайские, уральские и северокавказские этнические группы. Самая большая этническая группа – это русские (до 80% всего населения России). В 9 из 20 национальных республик русские составляют большинство населения. Некоторые многочисленные народы компактно расселены на своей территории. Например, тувинцы, якуты, кабардинцы, аварцы, калмыки, коми, алтайцы, осетины, лезгины, ингуши составляют от 75 до 95% национально-территориального населения. Более высокая концентрация коренного этнического населения характерна для Северного Кавказа, более низкая – для Поволжья. Так, в Республике Татарстан проживает всего 1/3 коренного этноса. В Еврейской автономной области евреи составляют 1,7% местного населения, зато среди москвичей их 33%, а среди петербуржцев – 20%.

Наиболее многочисленные диаспоры на территории России – это украинцы (самая высокая концентрация их была в Магаданской области), белорусы (значительное количество проживает в Санкт-Петербурге и Калининградской области), евреи, поляки, немцы, корейцы, китайцы (больше всего китайцев проживает в Сибири и на Дальнем Востоке). Для представителей ближнего зарубежья свойственно дисперсное расселение, хотя имеются предпочтительные районы компактного проживания. Например, армяне отдают предпочтение Краснодарскому краю, азербайджанцы – республике Дагестан, казахи – Астраханской и Оренбургской областям. Значительные массивы мигрантов из-за рубежа стремятся поселиться в крупных промышленных центрах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

За период с 1959 по 1989 год численность русского населения увеличилась в 1,2 раза. Однако в настоящее время показатель рождаемости среди русских самый низкий в стране. Значительный прирост населения (в 3 раза) произошел у этносов, проживающих на Северном Кавказе вследствие высокой рождаемости и возвращения депортированных. Существенно сократилась численность мордвы и карелов. Большинство евреев, немцев, финнов и поляков эмигрировали на свою историческую родину. Средняя продолжительность жизни русских ниже, чем средняя продолжительность жизни у других российских этносов. Низкие показатели средней продолжительности жизни, обусловленные «омоложением» смертности, отмечаются у коренных северных этносов.

Для структуры этнического населения России характерна диспропорция полов. Доля мужчин в половой структуре населения Российской Федерации составляет около 45%, хотя в возрастной структуре до 35 лет численность мужчин и женщин примерно равная. Преобладание мужчин характерно для этносов, исповедующих ислам и для мигрантов. После распада СССР поменялись потоки миграции. Если раньше главный поток переселенцев устремлялся из СССР, то теперь значительно увеличился приток русскоязычного населения и беженцев в Российскую Федерацию. Едут в Россию нелегальные иммигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Только в Москве нелегально проживают более 50 тысяч китайцев, 15 тысяч афганцев, 10 тысяч иракцев.