Тема 15. Государство, право и социальное развитие

III. Получая государственное признание и законодательное закрепление, права человека обретают статус субъективных прав, которые определяют пределы возможного поведения человека с точки зрения взглядов законодателя на взаимоотношения государства и гражданина.

II. Центральный элемент правового статуса личности — ее права, свободы и обязанности. В них отражаются не только образцы, стандарты поведения, но и раскрываются принципы взаимоотношения государства и гражданина, т.е. общие начала, придающие правам и обязанностям взаимосвязанный характер.

Система прав и свобод личности имеет свою логику развития. В последнее время говорят о трех поколениях прав.

Первое поколение — это гражданские и политические (аристократические) права, завоеванные в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы США за независимость. Первое поколение прав (на свободу, собственность, стремление к счастью и др.) было направлено на обуздание произвола государственной власти.

Второе поколение (право на труд, образование и др., а также ряд социальных гарантий: право на пенсию, пособие по безработице и т.п.) формировалось под действием ряда факторов: рост акционерных предприятий, концентрация производства, возрастание роли рабочего (профсоюзного) движения.

Процесс деколонизации и появление стран “третьего мира” породили третье поколение прав человека — “права солидарности”, являющиеся синтезом личных и коллективных прав. К их числу относят: право на самоопределение, право на мир и международную безопасность, право на продолжение своей нации, право пользования экономическим и культурным потенциалом человечества и др.

Борьба человечества за права и свободы нашла отражение в нормативно-правовых документах общечеловеческого характера: Великая хартия вольностей (1215 г.); Петиция о праве (1628 г.); Habeas Copus Akt (1679 г.); Декларация независимости США (1776 г.); Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.).

Западные страны, США, правовые традиции которых восходят ко временам Древнего Рима, служат благоприятной почвой для развития прав человека. В России в силу особенностей ее менталитета права человека не стали индикатором государственного строительства и общественной жизни. Однако Конституция РФ 1993 года закрепила тезис о том, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Федеральные законы конкретизируют и развивают конституционные права и свободы. В рамках СНГ действует “Конвенция СНГ о правах и свободах человека”, ратифицированная Государственной Думой РФ 6 декабря 1994 года.

В составе субъективных прав выделяют:

1) юридические права (на жилище, образование, охрану здоровья и т.д.), т.е. такие юридически признанные возможности человека избирать способ и меру поведения, которые могут быть реализованы путем использования соответствующей обязанности со стороны государства в лице государственных органов, должностных лиц и иных субъектов права;

2) юридические свободы — такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и иными субъектами права (право на жизнь, достоинство, свободу вероисповедания и т.п.);

3) юридические обязанности — это предписанный и закрепленный в законодательстве определенный способ и мера должного поведения (платить налоги, защищать Отечество, соблюдать правила дорожного движения и т.п.). Обязанность не предполагает возможности широкого выбора. Однако узкие границы выбора имеются (гражданин может не работать или выбрать работу с меньшим заработком, чтобы не платить большие налоги, и др.).

Основное отличие юридических прав и свобод от обязанностей в том, что нежелание использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону, за неисполнение же обязанностей могут быть применены санкции.

Роль государства в обеспечении юридических прав и свобод заключается в:

· создании разнообразных гарантий;

· регулировании отношений, возникающих в сфере реализации юридических прав и свобод;

· формировании механизмов защиты этих прав.

Формальными показателями заботы государства о юридических правах и свободах являются:

· отражение их в нормативно-правовых актах;

· определенный настрой существующих государственных органов и должностных лиц;

· создание новых институтов в соответствии с международными стандартами и национальными особенностями.

Роль государства в обеспечении юридических прав и свобод изменяется. Государство в понимании “классиков либерализма” — это своеобразный “ночной сторож”, которое устранялось от разнообразного взаимодействия с личностью. Оно создавало только условия для автономии личности, реализовало лишь функцию охраны правопорядка.

Постепенная социализация государства привела к тому, что оно должно тесно взаимодействовать с индивидом, воздействовать на экономику, создавая условия для осуществления индивидом своих прав и свобод.

(См. подробнее: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С.398‑409; Общая теория права: Курс лекций /Под общ. ред. проф. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993. С.222‑246; Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995. С.200‑206.)