Квалификация правовых норм.
- По их отраслевой принадлежности, т.е. в зависимости от предмета правового регулирования.( конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.)
- От их функционального назначения
- регулятивные нормы права – имеют своей целью позитивное положительное регулирование общественных отношений
- охранительные – имеют своей целью защиту общественных отношений от правоправных посягательств, т.е. они определяют варианты не правомерного поведения
- специализированные – правила поведения не устанавливают, они определяют характер, содержание, порядок действия других норм. Они моделируют саму систему права и обеспечивают действие самих норм.
К ним относят:
- учредительные нормы права - нормы определяют моральные, нравственные основы правового регулирования, задают конечные цели регулирования; содержатся в преамбуле Конституции;
- нормы принципы - это правовые нормы, которые закрепляют основные принципы права);
- нормы цели и нормы задачи - (нормы, которые определяют цели и задачи действия конкретно правовых актов;
- дефинитивные нормы - содержат определение юридических понятий);
- коллизионные нормы - (нормы арбитры – нормы которые определяют приоритеты действия других норм в случае противоречия друг другу);
- оперативные нормы – нормы, которые определяют порядок вступления других норм в законную силу и порядок вступления других норм.
3. В зависимости от юридического характера содержащегося в правомерном предписании нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Обязывающие – возлагают на своих адресатов определенные обязанности. Запрещающие – нормы, которые устанавливаю правовые запреты; запрещающие являются все охранительные нормы права.
4. В зависимости от юридического содержания нормы права подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материально права – определяют содержание прав и обязанностей своих адресатов. А нормы процессуального права определяют реализацию этих прав и обязанностей. В свою очередь процессуальные нормы подразделяются на:
- процедурные – определяют порядок совершения правомерных действий;
- юрисдикционные- порядок применения мер государственного принуждения.
5. В зависимости от степени властности предписания содержащегося в правовой норме, нормы права подразделяются на категорические, диспозитивные, рекомендательные.
* Императив – властность.
- Категорическая норма предписывает своим адресатом строго определенный, однозначный вариант поведения, уклониться от которого адресат не может.
- Диспозитивная норма предоставляет своим адресатам возможность выбора варианта поведения, в тех границах, которой этой нормой установлены.
- Рекомендательная норма предполагает своим адресатам определенный вариант поведения, а уже адресат в праве согласиться или не согласиться.
6. В зависимости от юридической силы нормы права подразделяются на нормы законов и нормы подзаконных нормативно-правовых актов. Нормы законов обладают высшей юридической силы. Нормы подзаконных принимаются на основе и во исполнения норм закона и не могут им противоречить.
7. В зависимости от времени действия, нормы права подразделяются на постоянные и временные. Постоянные – это нормы срок действий, которых не ограничен. Временные – это нормы, которые принимаются на заранее оговоренный срок.
8. В зависимости от степени общности предписания, нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные. Общая норма регулирует род общественных отношений. Специальная норма регулирует вид общественных отношений, она уточняет и детализирует действие общей нормы. Исключительная – норма, которая делает изъятие из общего правила действия общих и специальных норм, устанавливает особый порядок регулирования.
9. В зависимости от территориально масштаба действия, нормы права подразделяются на нормы общегосударственного действия (которые действует на всей территории государства), регионально действия (в пределах определенного региона), местные нормы или муниципальные нормы( действуют в пределах одного муниципального образования), локальные нормы (действует в пределах одной организации).
10. В зависимости от принятия, можно различить исходящие непосредственно от источника власти, нормы органа государственной власти, нормы делегированного права творчества.
11. В зависимости от адресатов, различают нормы общего действия и нормы специального действия (ограниченного действия). Общего действия – адресованы всем без исключения.
12. В зависимости от их структуры.