Органы государства: понятие и виды
Определение. Орган государства – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы – это своеобразный инструментарий осуществления власти.
Признаки государственного органа. Орган государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
2) образован и действует на основе правовых актов;
3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;
4) наделен властными полномочиями;
5) состоит из государственных служащих;
6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.
Государственный орган, как часть государственного аппарата, имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия).
Некоторые авторы отмечают, что государственный орган:
– осуществляет свою деятельность от имени государства; имеет территориальный масштаб деятельности; устанавливает правовые связи личного состава (С.А. Комаров);
– активно участвует в реализации функций государства (В.М. Корельский);
– имеет в качестве людского субстрата граждан государства, работающих на профессиональной основе (А.Ф. Черданцев);
– обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Н.И. Матузов);
– имеет сложную структуру (С.В. Липень);
– владеет государственным или казенным имуществом (С.С. Алексеев).
Основным признаком органа государства считают государственно-властные его полномочия. Государственно-властные полномочия – это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.
Компетенция – это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган (а также то или иное должностное лицо) и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.
Термин юрисдикция иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.
Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Государственные органы создаются не для бездействия, а для того, чтобы решать задачи, поставленные перед государством в целом либо в определенной сфере общественных отношений.
Виды компетенции. В зависимости от содержания и объема различают:
– общую компетенцию – она охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например правительство в области управления);
– специальную компетенцию – в нее входят только точно поименнованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной компетенции являются министерство, департамент.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах: а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты), б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения), в) путем осуществления организационной деятельности.
Виды государственных органов. Критерии классификации государственных органов и, соответственно, их виды многообразны:
1) по принципу разделения властей выделяют: законодательные, исполнительные, судебные;
2) по порядку образования выделяют: первичные (выборные, представительные), вторичные (производные);
3) по характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т. д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т. д.);
4) по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные органы;
5) по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);
6) по признаку федеративного устройства выделяют: федеральные органы, органы субъектов федерации;
7) по форме реализации государственной деятельности выделяют: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
8) по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.
Наиболее употребляемая классификация государственных органов по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.
Особенности законодательных органов. Для законодательных органов характерно то, что они являются:
1) органом представительным – представляют нацию, все слои населения;
2) органом суверенности народа – представляют собой форму осуществления народом своей воли;
3) органом законодательным – единственный орган, издающий законы;
4) органом первичным – создается непосредственно народом;
5) органом коллегиальным;
6) органом с верховными финансовыми полномочиями – утверждает бюджет страны, принимает отчет по его исполнению;
7) органом, который сам устанавливает свою компетенцию.
Законодательные органы, как правило, не имеют единой системы не имеют вертикальной иерархической подчиненности.
Виды представительных органов. В федеративных государствах существует три их вида:
– высшие представительные органы (парламенты);
– представительные органы власти и управления субъектов федерации;
– местные органы власти и самоуправления.
Функции парламента. Функции парламента – это основные направления его деятельности. Их четыре:
– представительная – парламент представляет народ, выражает его суверенитет;
– законодательная – парламент принимает законы;
– контрольная – контролирует правительство, законность его действий, состав правительства, центральный банк;
– финансовая – утверждает бюджет.
Называются и другие функции парламента, а именно: учредительская функция – создание государственных институтов или участие в их формировании (В.А. Котелевская); решение вопросов внешней политики (С.А. Комаров); определенные судебные функции – привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности (В.В. Лазарев).
Особенности органов исполнительной власти. Исполнительную власть от других ветвей власти отличает:
1) управленческий характер деятельности;
2) силовой характер деятельности;
3) производный характер формирования органов: они создаются представительными органами, имеют ограниченную компетенцию;
4) иерархический принцип построения, субординационный характер;
5) многочисленность аппарата;
6) состав – система исполнительных органов складывается из органов президента, правительства, министерств, комитетов и т. п.
7) универсальный характер деятельности – охват всех сфер общественной жизни;
8) специфическая правовая форма выражения деятельности. Она характеризуется подзаконным характером – "на основе и в исполнении закона";
9) специфический характер функций.
Из других особенностей исполнительно-распорядительных органов называются следующие:
1) они представляют собой корпус государственных служащих, "бюрократии"; имеют некоторую "отстраненность" от политики и своего рода функциональную нейтральность; главный смысл их деятельности выражен в самом названии и предназначении (Ю.А. Тихомиров);
2) использование института служебных продвижений и систему поощрений (В.В. Лазарев);
3) они сосредотачивают основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, милиция, разведка) (А.Ф. Черданцев).
Формы исполнительной власти. Различают три формы исполнительных органов власти:
– монократическая – власть сосредотачивается в руках главы государства, он формирует правительство;
– дуалистическая – глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;
– коллегиальная – глава государства образует коллегиальный орган, который принимает решения большинством голосов (Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии) (Л.И. Спиридонов).
Функции исполнительных органов. Обычно выделяют две основные функции:
– исполнительная деятельность – осуществление тех решений, которые приняты представительными органами;
– распорядительная деятельность – осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.
Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства, и другие центральные учреждения.
Глава государства. В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах – монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример – Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
В литературе выделяются следующие разновидности (модели) президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская (Н.А. Сахаров).
Правительство. Правительство – центральный орган исполнительной власти. Он характеризуется тем, что:
1) является органом общей компетенции – все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;
2) образован на срок полномочий представительного верховного органа – правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;
3) обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;
4) является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.