Вопрос 1. Понятие, значение и основные подходы к типологии государств.

История человечества предложила различные варианты государственной организации. В мире существовало и существует большое количество государственных форм. Каждое государство уникально в своем роде и несет на себе отпечаток тех природно-климатических, географических условий в которых оно возникло, развивалось и функционировало. Существование государств порождает сходство государственной организация. Это позволяет классифицировать государства, т.е. объединить их в группы в зависимости от того или иного основания. Необходимость классификации государств определяется тем, что она позволяет выявить общее и особенное в развитии государств, установить те причины, которые определяют сходство и различие, а так же выявить закономерности возникновения, развития и существования различных государственных форм.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков.

Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя:

- исследование оснований деления на типы;

- характеристику самих типов

Вообще классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но и мощным средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее (характерный пример - таблица химических элементов Менделеева) или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.

Типология государства - это раздел государствоведения, который включает систему знаний о принципах, способах и основаниях классификации государств, а также изучающий основные типы государственности.

Самостоятельное место в типологии занимает категория тип государства - это совокупность общих, родовых признаков государств, имеющих сходные социально-экономические, культурные и иные основания.

Долгое время в отечественном государствоведении доминирующее положение занимал формационный подход. Он основывается на марксистской концепции исторического процесса.

Суть ее состоит в том, что человечество в своем развитии проходит ряд последовательных этапов. Каждый из них характеризуется особым способом общественного производства, который, в свою очередь, определяется господствующими отношениями собственности. Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие частной собственности, эксплуатации человека человеком, антагонистичных классов, товарного производства. Эти этапы получили название общественно-экономических формаций, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и.т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

- первобытнообщинная,

- рабовладельческая,

- феодальная,

- капиталистическая,

- коммунистическая.

Из них первобытнообщинная и коммунистическая являются бесклассовыми и, следовательно, здесь отсутствуют условия для существования государства, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая - это классовые формации и каждой из них соответствует определенный тип государственной организации.

Таким образом, можно говорить о рабовладельческом, феодальном и капиталистическом типах государства. Кроме того, при переходе от капиталистической формации к коммунистической, когда еще сохраняются классы и классовые противоречия, возникает необходимость в существовании особого типа государства ("полугосударства") - социалистического.

Назовите достоинства и недостатки этого подхода:

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационный подход

Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

- природа государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленным в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого;

- государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентаций, сложившегося мировоззрения, символики и т.д.;

- разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

Цивилизационный подход кладет в основу классификации государств понятие «цивилизация», ее уровень достигнутый теми или иными народами. Сторонники цивилизационного подхода(Еллинек, Кельзен, Коркунов, Тойнби) отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития.

По мнению английского историка А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических, психологических и других признаков.

Изучая всемирную историю, А. Тойнби предпринял попытку оп­ределить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми, неповторимыми свойствами.

Вначале он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций, на­конец, их число было доведено до 21 , в частности такие, как: египетская; китайская; западная; православная; арабская; мексиканская; иранская; сирийская; дальневосточная и др. (соответственно и государства могут быть подразделены на подобное количество типов). Остальное общество он считал побочными вариантами самостоятельных цивилиза­ций. Все существующие и существовавшие цивилизации А. Тойнби признает равноценными, равнозначными по своим культурным и иным ценностям.

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на :

- первичные;

- вторичные.

К первичным цивилизациям отнесены государства – древневосточное (Египет, Персия, шумеры, Вавилон и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое.

К вторичным – государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Для первичных организаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первых цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.)

Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, как она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации, Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.

Г.В. Назаренко, подчеркивая односторонность и отсутствие "собственно юридического подхода к государству" рассмотренных выше вариантов типологии государства, предлагает "собственно юридический подход". Критерием данной типологии являются особенности государственно-правовой системы и, прежде всего, "правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан".

Исходя из указанного основания Г.В. Назаренко считает возможным выделять три основных типа государств, которые существовали на протяжении государственной истории человеческого общества. Это: сословное, представительное и цивилизованное.

В сословном государстве имеет место законодательное закрепление и государственная защита неравного положения разных классов и сословий, а также привилегий различных социальных групп внутри сословий. Этому типу соответствует рабовладельческое и феодальное право.

Для современного представительного государства характерно законодательное закрепление формального равенства граждан. Ему соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

Третий тип - цивилизованное государство - отличается преодолением формализма права с помощью системы социальных гарантий, которая включает в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, учащихся и т.п.

В зависимости от уровня экономического развития (У. Ростоу) все общества можно отнести к одной из пяти стадий:

1. традиционное общество

1. переходное общество

2. общество, переживающее процесс сдвига

3. созревающее общество

4. общество, достигшее высокого уровня народного потребления

К первой стадии относится общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

Вторая стадия- период трансформации гражданского общества в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.

Третья стадия- «сдвиг», «взлет», научно-технического развития, как в промышленности так и сельском хозяйстве.

Четвертая стадия - характеризуется как пора зрелости, когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.

Пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в стадию «зрелости».

Достоинства:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

 

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

Вывод: типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.