Формирование сословно-представительной монархии. Великий мартовский ордонанс 1357 г.

Развитие городов и расширение межобластных эконо­мических связей, а также укрепление экономических отно­шений между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления во Франции феодальной раз­дробленности, формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального раз­вития страны. Происходит специализация сельскохозяйс­твенного и ремесленного производства в отдельных райо­нах и городах, что приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих условиях увеличилась численность населения городов и усилилось их социально-экономическое влияние в стране.

С завершением периода феодальной раздробленности го­сударство приобрело форму сословно-представителъной мо­нархии. Это стало возможным после того, как упрочились со­циально-экономические основы союза королевской власти и городов: развивающаяся городская промышленность и тор­говля уже смогли оказывать монархам финансовую помощь; вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде получить защиту своего привилегированного положения силами королевс­кой армии, а также ради получения доходных должностей.

В XIV-XY вв. формирование наследственных сословий завершилось и французское общество разделилось на три со­словия: духовенство; дворянство; «третье» сословие, к которо­му относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне.

Два первых сословия были привилегированными: освобож­дались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государствен­ным должностям. Третье сословие было податным.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменили часть натуральных повиннос­тей и платежей денежным оброком. К XIV в. стала меняться форма крестьянского землепользования: серваж постепен­но вытеснялся цензивой.

Цензивой называлось наследственное земельное держа­ние, обладатель которого (цензитарий) ежегодно выплачи­вал своему господину ценз, т.е. твердо фиксированную де­нежную, реже натуральную, ренту, а также выполнял опре­деленные повинности. При соблюдении этих условий цен-штарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и даже продавать ее с согласия сеньора и после уплаты особой пошлины.

Сословно-представительная монархия Франции сфор­мировала свои органы государственного управления с соот­ветствующим штатом чиновников всех рангов.

Центральными органами управления в этот период были:

—Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями уп­равления;

—Счетная палата, созданная в XIII в. реформами Людо­вика IX, ведавшая финансами.

К наиболее значимым должностным лицам относились:

—канцлер, в функции которого входили текущее управ­ление и контроль за деятельностью должностных лиц. В от­сутствие короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордо­нансов;

—коннетабль — командир конного рыцарского войска, впоследствии - командующий королевской армией;

— камерарий — казначей;

— папашины — королевские советники, выполнявшие от­дельные поручения короля.

В системе судебных учреждений в этот период произошли следующие изменения:

— королевская юстиция потеснила сеньориальную и цер­ковную: значительно расширилась юрисдикция королевских судов; они могли отрицать любое решение сеньориаль­ного суда;

— хотя судебные органы по-прежнему не были отделены от административных, наметилось их обособление и, со­ответственно, формирование централизованной судебной системы.

Правосудие на местах от имени короля вершили чинов­ники — бальи, сенешалы и прево, рассматривавшие основную массу уголовных и гражданских дел.

Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности со своей инстанционной системой:

—низшая инстанция — суд официалов, специальных уполномоченных епископа;

—вторая инстанция — суд архиепископа;

—следующая инстанция — суд кардинала;

—высшая инстанция — суд римской курии, рассматри­вавший наиболее важные церковные дела.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного пре­следования и обвинения — прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии («интересы короны»).

В ходе военных реформ второй половины XIV и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руко­водством и четкой организацией. К этому времени прави­тельство (после введения постоянных налогов) имело в сво­ем распоряжении значительные средства, которые исполь­зовались для вербовки наемников, по большей части иност­ранцев (немцев, шотландцев и т.д.). Офицерские должности занимало местное дворянство.

Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV—XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. Генеральных штатов — высшего органа сословного предста­вительства.

Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с при­влечением городских верхов), а также провинциальные ас­самблеи сословий, которые положили начало осуществле­нию идеи сословного представительства на местах. Обще­французские Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других: и первой палате — высшее духовенство; во второй — депутаты от дворянства; в третьей - выборные депутаты от верхушки горожан, «третьего сословия».

Палата любого ранга имела только один голос независимо от количества представителей. Утверждение решения осуще­ствлялось всеми палатами простым большинством голосов.

Значение Генеральных штатов возросло в середине XIV в., но время Столетней войны, когда королевская власть осо­бенно нуждалась в деньгах. Именно тогда была предпринята попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоян­ные полномочия. В марте 1357 г. была проведена в жизнь программа реформ французского средневекового парла­мента, оформленная нормативным актом «Великий ордо­нанс». В программе мартовских реформ представители Ге­неральных штатов потребовали от короля:

— регулярности созыва Генеральных штатов (не реже грех раз в год);

— участия в налоговой политике государства;

— возможности влиять на назначение королевских чи­новников.

Однако программа мартовских реформ, подписанная ко­ролем, просуществовала всего около полутора лет, после чего началось стремительное движение страны к абсолютной монархии.