Формирование сословно-представительной монархии. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
Развитие городов и расширение межобластных экономических связей, а также укрепление экономических отношений между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления во Франции феодальной раздробленности, формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны. Происходит специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства в отдельных районах и городах, что приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих условиях увеличилась численность населения городов и усилилось их социально-экономическое влияние в стране.
С завершением периода феодальной раздробленности государство приобрело форму сословно-представителъной монархии. Это стало возможным после того, как упрочились социально-экономические основы союза королевской власти и городов: развивающаяся городская промышленность и торговля уже смогли оказывать монархам финансовую помощь; вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде получить защиту своего привилегированного положения силами королевской армии, а также ради получения доходных должностей.
В XIV-XY вв. формирование наследственных сословий завершилось и французское общество разделилось на три сословия: духовенство; дворянство; «третье» сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне.
Два первых сословия были привилегированными: освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным.
Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменили часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. стала меняться форма крестьянского землепользования: серваж постепенно вытеснялся цензивой.
Цензивой называлось наследственное земельное держание, обладатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз, т.е. твердо фиксированную денежную, реже натуральную, ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цен-штарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и даже продавать ее с согласия сеньора и после уплаты особой пошлины.
Сословно-представительная монархия Франции сформировала свои органы государственного управления с соответствующим штатом чиновников всех рангов.
Центральными органами управления в этот период были:
—Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления;
—Счетная палата, созданная в XIII в. реформами Людовика IX, ведавшая финансами.
К наиболее значимым должностным лицам относились:
—канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц. В отсутствие короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;
—коннетабль — командир конного рыцарского войска, впоследствии - командующий королевской армией;
— камерарий — казначей;
— папашины — королевские советники, выполнявшие отдельные поручения короля.
В системе судебных учреждений в этот период произошли следующие изменения:
— королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную: значительно расширилась юрисдикция королевских судов; они могли отрицать любое решение сеньориального суда;
— хотя судебные органы по-прежнему не были отделены от административных, наметилось их обособление и, соответственно, формирование централизованной судебной системы.
Правосудие на местах от имени короля вершили чиновники — бальи, сенешалы и прево, рассматривавшие основную массу уголовных и гражданских дел.
Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности со своей инстанционной системой:
—низшая инстанция — суд официалов, специальных уполномоченных епископа;
—вторая инстанция — суд архиепископа;
—следующая инстанция — суд кардинала;
—высшая инстанция — суд римской курии, рассматривавший наиболее важные церковные дела.
В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения — прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии («интересы короны»).
В ходе военных реформ второй половины XIV и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой организацией. К этому времени правительство (после введения постоянных налогов) имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотландцев и т.д.). Офицерские должности занимало местное дворянство.
Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV—XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. Генеральных штатов — высшего органа сословного представительства.
Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили начало осуществлению идеи сословного представительства на местах. Общефранцузские Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других: и первой палате — высшее духовенство; во второй — депутаты от дворянства; в третьей - выборные депутаты от верхушки горожан, «третьего сословия».
Палата любого ранга имела только один голос независимо от количества представителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов.
Значение Генеральных штатов возросло в середине XIV в., но время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Именно тогда была предпринята попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные полномочия. В марте 1357 г. была проведена в жизнь программа реформ французского средневекового парламента, оформленная нормативным актом «Великий ордонанс». В программе мартовских реформ представители Генеральных штатов потребовали от короля:
— регулярности созыва Генеральных штатов (не реже грех раз в год);
— участия в налоговой политике государства;
— возможности влиять на назначение королевских чиновников.
Однако программа мартовских реформ, подписанная королем, просуществовала всего около полутора лет, после чего началось стремительное движение страны к абсолютной монархии.