Правосознание и правовая культура

Правосознание – это совокупность идей, взглядов, представлений о том, каким должно быть право с точки зрения его справедливости, а также целесообразности, эффективности в утверждении ценностей, признанных в обществе и складывающихся на их основе оценок и чувств. Правосознание – сложное по своей структуре явление. Оно складывается из знания права, правовой идеологии, оценок, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права – необходимый элемент правосознания, элемент информационный. Чтобы оценить право, выразить к нему своё отношение, необходимо обладать хотя бы минимумом информации о праве или конкретном законе. Объём этой информации у разных субъектов различен и зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия профессиональной юридической подготовки, места работы и других факторов. В зависимости от уровня знаний о праве правосознание подразделяется на виды: обыденное (любого гражданина), профессиональное (лиц, профессионально занимающихся юридической деятельностью), научное (лиц, занимающихся наукой в сфере права).

Правовая идеология – это идеи, взгляды, представления о том, каким должно быть право с точки зрения определённой системы ценностей. В этих идеях отражается то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели и какими правовыми средствами должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях отражаются прежде всего личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и др. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.

Правовая психология и оценки права. Правовая психология – это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Правовые эмоции складываются на основе оценок права. В основе же самих оценок лежат правовые идеи, представления о том, каким должно быть право справедливое, право эффективное в достижении определённых целей, утверждении определённых ценностей, какие правовые средства должны использоваться для их утверждения и охраны. Если тот или иной закон оценивается как справедливый, эффективный в утверждении желаемых для субъектов ценностей, то возникают положительные эмоции: чувства удовлетворения, радости. Если же закон находит негативные оценки, рассматривается как несправедливый, неэффективный, то, напротив, возникают негативные эмоции: чувства неудовлетворённости, огорчения, неприятия.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка – это определённое психологическое состояние субъекта, сформированное условиями его жизни, воспитанием субъекта, в том числе правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом. Правовая установка – это предрасположенность личности, её психологическая готовность к соблюдению норм права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом, выражающаяся в предрасположенности к нарушению права.

Правосознание, будучи формой общественного сознания, может выступать в виде правосознания индивидуального, группового, а также в виде обыденного и профессионального.

Взаимодействие права и правосознания аналогично взаимодействию права и нравственности. Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. В ходе правотворчества законодатель неизбежно стремится воплотить господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания. В рамках закона выбирается то решение, которое больше соответствует сложившемуся в обществе правосознанию.

Наконец, уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права.

В свою очередь, право формирует правосознание членов общества, способствует внедрению в их сознание правовых идей, заложенных в праве.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура также имеет свою структуру. Первым элементом этой структуры является уровень развития правового сознания населения. Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и её результатах – правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, то есть отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух формах – теоретический (идеологический) и практический. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда учёные, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счёте в преступную клику.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится противоположное явление – правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всём пути её развития. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.