Нормативный правовой акт – важнейший источник права РФ

 

Традиционно изучение источников права начинается с наиболее распространенного источника права - нормативно-правового акта.

НПА - содержит в себе нормы (правила поведения), установленные или признанные государством. Неотвратимость их функционирования гарантиро­вана государственным принуждением.

Понятие «акт» в теории права употребляется в двояком смысле: акт как действие и акт как материальный (письменный, электрон­ный) носитель информации, документ. В этом (втором) смысле обозначается НПА как источник права. Сле­дует отличать НПА от актов, нормы кото­рых не носят нормативный характер и рассчитаны лишь на од­нократное действие. Их принято называть актами применения права или правоприменительными актами.

НПА следует отличать от норматив­ных актов (инструкции, которые определяют правила обраще­ния с электротехникой, с конструкторскими наборами и т. д.), которые не являются правовыми, ибо содержат технические, а не правовые нормы.

НПА является не только письменным документом, приня­тым с соблюдением установленных процедур компетентным госу­дарственным органом для установления, изменения или прекра­щения нормы права, содержащей правило общего характера, рас­пространяющееся на определенный круг лиц в пределах простран­ства и времени. Нормативно-правовой акт - это документ, зафиксированный в соответствующих носителях, принятый с соблюдением установленных процедур компетентным государствен­ным органом, устанавливающий, изменяющий или прекращаю­щий нормы права, содержащие правила общего характера, адре­сованные во времени и пространстве определенному кругу лиц.

Все НПА находятся между собой в сис­темной связи, обладают определенной юридической силой. Юридическая сила НПА зависит не только от места и положения органа, но и от компетенции, которой он наделен государством. По определенным основаниям НПА классифицируются на соответствующие виды.

По содержанию акта, по органу и процедуре принятия могут быть выделены:

1) закон;

2) подзаконный нормативно-правовой акт.

НПА имеет свою структуру (преамбулу, раз­делы, части и т. д.).

Правовые нормы в различных НПА излагаются разными способами - от полного соответствия правовых норм статьям до изложения нормы права в разных статьях и даже в разных НПА. Так, в уголовном праве уголовно-правовая норма соответствует статье Уголовного кодекса, а в гражданско-правовых - не всегда.

НПА классифицируются по отраслевому принципу или по их при­надлежности к конкретным отраслям права:

конституционные;

административные;

уголовные;

финансовые.

Другим основанием деления НПА слу­жат субъекты, их издавшие:

акты органов государ­ства;

акты органов местного самоуправления;

санкционирован­ные государством акты общественных организаций;

акты не­посредственной демократии (например, референдум).

Эту клас­сификационную группу актов можно дифференцировать на бо­лее конкретные, узкие группы. К таковым можно отнести акты парламента, областной Думы (законодательного собрания обла­сти), правительства, администрации области, министерства, управления, муниципального органа и т. д.

Центральным основа­нием классификации НПА является юри­дическая сила. Она помогает определить место, значение, функ­циональную силу, верховенство, уровень подчиненности акта. Иерархическая субординация акта зависит от конституционно­го положения и компетенции органа, его издавшего.

Структура системы законодательных актов любого государства признает деление ее на два больших блока - на законы и подза­конные НПА. В последнем отражается прин­цип верховенства закона, а также собственное его содержание.

Систематизация НПА становится необходимостью, т.к. в таком множестве разнообразных актов фактически невозможно ориентироваться в повседневной правовой жизни, тем более при реализации права. Особое значение упорядочение НПА имеет для эффективности правоприменительной деятельности.

Систематизация НПА - приведение на основе соблюдения соот­ветствующих правил и использования определенных способов нормативных правовых актов в научно обоснованную стан­дартизированную систему.

Систематизация классифици­руется на виды: инкорпорации, консолидации, кодификации. От­дельные авторы называют и такой ее вид, как учет.

Инкорпорация - такой вид сложившейся систематизации, при которой НПА объединяются в спе­циальный сборник, в котором каждый из них сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация осуществляется на основе определенных принципов: хронологичес­кого, тематического и других. Она подразделяется на офици­альную и неофициальную. К официальной можно отнес­ти Собрание законодательства, а к неофициальной приписывают сбор­ники нормативных актов (материалов) по отраслям права, из­даваемых в учебных, просветительских и иных целях подоб­ного характера. Материалы неофициальной инкорпорации не могут служить правовыми источниками, предопределяющими результаты правоприменительной деятельности, т.е. на них не ссылаются, а лишь используют в познавательных целях. Это самый простой вид систематизации.

Консолидация - вид систематизации, в которой НПА объединяются, сохраняя неизменным свое содержание, но при этом каждый из них теряет свое самостоятельное юридическое значение. Сказанное означает, что акты, входящие в консолидированный сборник, самостоятельно применяться не бу­дут. В основе данной систематизации находится т.н. видовой принцип, т.е. систематизация осуществляется по ви­дам деятельности. Примером здесь могут служить консолидиро­ванные сборники по линии медицины, обороны, образования, за­щиты окружающей среды и т.д. Консолидация является погра­ничным видом систематизации. Она сочетает в себе черты инкор­порации и кодификации. Используется тогда, когда недопустимо ограничиться инкорпорацией, а осуществить кодификацию по разным причинам еще не представляется возможным.

Кодификация - вид систематизации, при которой НПА, регулирующие родственные отноше­ния, объединяются в единый, логически целостный, самостоя­тельный НПА. Входящие в кодекс или в иную форму кодификации родственные нормативные акты могут подвергнуться заметным изменениям. В процессе кодификации осуществляется устранение устаревшего материала, противоре­чий в самих нормах и между отдельными нормативными акта­ми, вводятся необходимые новые правила поведения, обеспечи­вая их согласованность, непротиворечивость по отношению ко всей остальной части содержания проекта нового единого акта. Примером такого подхода могут служить сложные и долгие процессы принятия Уголовного, Уголовно-процессуального, Зе­мельного и других кодексов Российской Федерации.

Кодификации присущи следующие черты:

а) ею имеют право заниматься специальные компетентные органы;

б) результатом кодификационного процесса становится новый нормативный акт;

в) кодификационный акт занимает доминирующее положение по отношению ко всему массиву нормативных актов, действующих в данной сфере общественных отношений (гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и др.).

Наиболее распространенными формами кодификации явля­ются:

1) основы законодательства (содержат наиболее важные, общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов);

2) кодексы (систематизированные комплексные за­конодательные акты определенной отрасли права);

3) уставы (нор­мативные акты, регулирующие деятельность отраслевых ми­нистерств и приравненных к ним учреждений, например, уста­вы вооруженных сил, гражданского и речного флотов и т. д.);

4) положения (кодифицированные нормативные акты, определя­ющие правовой статус и порядок деятельности определенной груп­пы субъектов права, закрепляющие полномочия соответствующих органов, их структуру, компетенцию и т. д.; примером могут слу­жить положения о министерствах, ведомствах и т. п.);

5) пра­вила в некоторой степени сходны с положениями и уставами; ими определяется порядок какой-либо деятельности (в качестве примера можно назвать правила торговли, правила дорожного движения, правила о порядке применения оружия и др.).

Знание источников и систематизации права для государствен­ного и муниципального служащего имеет важное теоретическое и практическое значение:

- во-первых, он узнает значение и место НПА в деятельности государства, восприни­мает его как приоритетный по отношению к остальным источни­кам права.

- во-вторых, знание обычного права, его истоков помо­гает ему более грамотно ориентироваться в принципах и услови­ях, влияющих на эффективность функционирования норм права.

Отдельные НПА, вытекающие из обычаев, но механизм реализации которых не соответствует предписаниям обычного права, будут обречены на неэффективное применение. Объясняется это тем, что формы соблюдения, исполнения и осу­ществления их населением нарушат синхронность взаимосвязи с применением в силу недостаточного совпадения промежуточных и конечной целей норм обычного права, механизма его реализации с конечной и промежуточными целями НПА и процессом (процедурами) его применения. В силу этого обстоятельства взаимосвязи между формой применения и осталь­ными формами реализации права приобретают характер проти­воречий. Ответственность за негативные последствия, которые могут наступить в местах лишения свободы для винов­ного лица (смерть, увечья и т.п.), заставляет на Северном Кавка­зе прибегать к решению вопроса по канонам обычаев; то же са­мое можно сказать о правоприменительном процессе по факту убийства, изнасилования, кражи, оскорбления и т.д.

- в-третьих, знания об источниках (формах) права облегчают участие госу­дарственного служащего в правотворческом процессе, помогают ему в организации качественной профилактики правонарушений, верно влиять на формирование правосознания населения, его правовой культуры.

- в-четвертых, знание источников права по­зволяет своевременно опережать возможные деформационные проявления в профессиональном правосознании государственных и муниципальных служащих, особенно в местах, где обычаи и обычное право сохраняют среди части населения свои социально-культурные корни и общественно значимое влияние.

- в-пятых, знание источников права в различных странах облегчает сотруд­ничество работников государства в организации и проведении в различных странах совместных операций против международ­ной преступности, ее ударного отряда - терроризма, в осуществ­лении совместных миротворческих задач и т. д.