Право и корпоративные нормы. Право и обычаи

 

Корпоративные нормы - это правила поведения, в соот­ветствии с которыми функционируют и развиваются различ­ные общественные негосударственные формирования (органи­зации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы).

Право на создание различных партий и движе­ний закреплено в Конституции РФ. Однако Конституция предусматривает опре­деленные ограничения, направленные против организаций от­кровенно экстремистского толка.Так, например, в ч. 5 ст. 13 [говорится: «Запрещается создание и деятельность обществен­ных объединений, цели которых или действия которых направ­лены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности госу­дарства, создание вооруженных формирований, разжигание со­циальной, расовой, национальной и религиозной розни». Та­кие общественные структуры были и продолжают, к сожале­нию, иметь место. К таковым можно отнести движение Русского Национального Единства. Вч. 2 ст. 2 Программы этого движения говорится: «На терри­тории России не должно допускаться существование... каких бы то ни было автономных территориальных образований...» В п. 6 Программы народной национальной партии провозглаша­ется: «Лица нерусской национальности или неправославного вероисповедания не могут быть гражданами России, они могут жить как гости...». Конечно же, подобные организации в соот­ветствии с названным нами ранее п. 5 ст. 13 Конституции РФ, а также нормами Закона об общественных объединениях не зарегистрированы и составляют лишь сотые доли процента от всех многочисленных движений и партий. Но они есть и неред­ко провоцируют в своих политических интересах расистские вылазки с использованием в качестве повода национальный или религиозный факторы. Вызывают определенное беспокойство многие национальные объединения, чьими целями и задачами провозглашается создание самостоятельных национально-рели­гиозных государств. Здесь, во-первых, подменяются конститу­ционные задачи государства, во-вторых, есть опасность нацио­налистического уклона в их деятельности. Данные нормы рег­ламентируют в основном внутренние вопросы общественных фор­мирований (цели, задачи, функции, права и обязанности чле­нов, условия вступления и выхода и т. д.).

Право и корпоративные нормы, будучи в единой системе, ибо их объединяет общность объекта регулирования - обще­ственные отношения, значительно отличаются между собой, и эти отличия демонстрируют силу влияния права на нормы кор­поративного характера. Аргументация заметного влияния пра­ва на нормы корпоративные имеет определенное сходство с рас­смотрением этого фактора по отношению к религиозным нор­мам. Корпоративные нормы, как известно, это те нормы, кото­рые регулируют отношения, складывающиеся между членами общественных объединений (политических партий, обществен­ных фондов, профессиональных союзов и организаций, обществ международных организаций и т. д.). Очевидно, что они носят общеобязательный характер только для этих организаций и объединений. Например, нормы Устава садоводческого обще­ства обязательны для всех его членов, но никак не могут влиять на деятельность члена Союза юристов РФ. Однако же право воз­действует на эти нормы, во-первых, законодательной волей, которая является непреодолимой для корпоративных норм; во-вторых, право всегда может запретить общества, которые или носят явно выраженный криминальный характер, или прикры­вают экстремистские политические интересы; в-третьих, влия­ние права на корпоративные нормы предопределено тем, что именно правовые нормы устанавливают принципы, характер и пределы деятельности общественных формирований. В частности, Конституция и законы устанавливают, что осуще­ствление организацией или объединением деятельности, проти­воречащей интересам общества и собственным корпоративным актам, является достаточным основанием для приостановления или прекращения их деятельности. Например, садоводческое об­щество, в нарушение Устава, организовало производственную де­ятельность, под прикрытием общественного туристического объе­динения его члены развернули деятельность по изготовлению и продаже наркотиков и т. п.

О воздействии права на технические, политические, этичес­кие, эстетические, деловые обыкновения и другие нормы в дос­таточной степени говорилось и ранее, а поэтому следует обра­тить внимание лишь на следующее. Влияние права на эти нормы прежде всего проявляется в силе его социальной значимос­ти, в поддержке государством и наличии возможности у право­вых норм определять пределы социальных норм, а также в том, что технические нормы как бы являются разновидностью пра­вовых норм, однако при этом они не теряют способности демон­стрировать собственные характерные особенности.

Обычаи - это исторически сложившиеся устойчивые пра­вила поведения в результате многократного повторения на протяжении длительного исторического периода в жизни не­скольких поколений людей. Они представляют собой стереоти­пы поведения, помогающие разрешить многие жизненные си­туации, повторяющиеся в соответствии с определенными зако­номерностями. К таковым относятся, например, наследование имущества по обычаю, забота детей о родителях, обычай кров­ной мести, уважительное отношение к старшему, разрешение брачно-семейных споров.

Обычаи подразделяются на две большие группы - правовые и неправовые. Правовые обычаи получают отражение в праве (пря­мо закрепляются в праве, подразумеваются, логически вытекают из отдельных правовых норм).

Неправовые (общегражданские) обычаи имеют широкое распро­странение. В зависимости от правовой и социальной оценки их подразделяют на прогрессивные (уважение и почитание старших, забота детей о родителях, оказание помощи нуждающемуся и др.), безразличные (нейтральные), к которым относятся не причиняю­щие вред обществу (ношение холодного оружия как атрибута на­ционального костюма, выкуп за проезд невесты и т. д.), и противо­правные (пьянство, калым, кровная месть и др.).

Традиции как регулятор устойчивых отношений носят поверхностный характер, так как не затрагивают глубин­ные общественные отношения, ограничиваются охватом внеш­ней стороны поведения людей. Обычаи и традиции взаимосвя­заны, поэтому они нередко рассматриваются вместе.

Влияние права на обычаи представляется, во-первых, в том, что обычаи, признаваемые государством прогрессив­ными, им стимулируются и большей частью находят нормативное закрепление; во-вторых, те из них, которые носят общественно опас­ный характер и в конфликте нарушают закон, квалифицируются им как правонарушения.

Наибольшее влияние обычая на право обеспечивает то, что он признается источником права. Примером тому служат нормы международного права, учитывающие обычаи, сложившиеся в международной практике урегулирования пограничных споров между государствами. В международном частном праве при опре­деленных условиях обычай также признается источником пра­ва.

Материализация влияния права на традиции имеет определен­ное сходство с проявлением его влияния на обычаи. Одни тради­ции им поощряются, а другие просто отменяются или оставляют­ся без внимания. Примером первого могут служить поддержание государством казачьих и отдельных национальных традиций (смотр казачьего войска, посвящение в казаки, ежегодные ярмарки на­циональных ремесел и т.д.).