Форма Российского государства

Форма любого государства является строго индивидуальной и характеризуется определенным набором специфических черт. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме государства, или о государственном строе. При этом государственный строй, закрепленный в Конституции страны (Основном Законе), становится конституционным строем государства. Однако имеется и другое понимание конституционного строя страны.

 

Так, под основами конституционного строя Российского государства понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства, т. е. такого государства, в котором ведущую роль играет право в абсолютном смысле этого слова.

 

К основам конституционного строя Российской Федерации относятся следующие характерные черты Российского государства, которые закреплены в его Конституции:

 

1) демократизм (народный суверенитет), республиканская форма правления, федерализм,

 

2) разделение властей,

 

3) идеологическое и политическое многообразие,

 

4) признание и гарантирование местного самоуправления.

 

5) правовое государство, гарантия прав и свобод личности,

 

6) суверенность государства (государственный суверенитет).

 

Итак, форма Российского государства подразумевает под собой определенный государственный строй, который детализируется в таких категориях, как «форма правления», «форма государственного устройства» и «государственно-правовой режим».

 

Конституция Российского государства закрепила принцип государственного суверенитета страны — верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и в международных отношениях. Правовым выражением государственного суверенитета является верховенство Конституции Российской Федерации и ее законов на всей территории страны, обязательность законодательства для всех органов, должностных лиц и граждан.

 

Будучи суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления на всей территории страны, т. е. принципы организации высших органов государственной власти и порядок их образования. В Конституции РФ форма правления Российского государства определяется как республиканская, характерным признаком которой является выборность и сменяемость главы государства. Говоря более точно, следует указать, что Российская Федерация — это полупрезидентская республика, для которой характерно следующее:

 

• централизация в руках Президента полномочий главы государства;

 

• избрание Президента путем прямых (непосредственных) народных выборов;

 

• ответственность Правительства одновременно и перед Президентом, и перед парламентом — Федеральным Собранием;

 

• наличие Председателя Правительства;

 

• возможности отстранения Правительства от власти со стороны Федерального Собрания и роспуска Федерального Собрания Президентом РФ не абсолютны, а ограничены рядом условий.

 

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией. В любом случае, федеративное государство — это сложное образование, применительно к Российскому государству характерными признаками федерализма являются следующие принципы государственного:

 

• добровольность объединения субъектов Российской Федерации;

 

• равноправие субъектов Российской Федерации;

 

• государственная целостность;

 

• самоопределение народов, наций и национальностей;

 

• разграничение предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации; выделение в отдельности предметов совместного ведения.

 

В составе Российской Федерации выделяют следующие 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города федерального значения. Каждый субъект Российской Федерации, помимо федерального, имеет собственное законодательство —республики: Конституция и законы; иные субъекты: Устав и законы.

 

Конституция РФ утвердила принцип верховенства федерального законодательства над законодательством региональным, иначе говоря, все законодательные акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать законодательству Российской Федерации. Кроме того, Конституция Российского государства фактически и юридически закрепила целостность государства, возродила суверенность страны.

 

Государственно-правовой режим Российского государства безусловно является демократическим, хотя на разных этапах истории нашей страны имели место и авторитарные государственно-правовые режимы.