Подсказки в языке

 

Подспудно мы понимаем, что люди должны 6ыли издавна иметь некоторое представление о различии между половинами мозга, потому что существующие языки содержат многочисленные слова и фразы, указывающие, например, на то, что левая сторона человеческого тела имеет характерные черты, отличающие ее от правой стороны. Эти термины указывают не только на различия в местоположении, но и на различия в фундаментальных чертах или свойствах. Например, желая сравнить несхожие идеи, англичане говорят: “По одну руку... по другую руку...”. Английское выражение “леворукий комплимент”, подразумевающее скрытую издевку, указывает на разные качества, которые люди приписывают словам “левый” и “правый”.

 

Заметьте, однако, что, хотя эти выражения обычно относятся к рукам, ввиду существования перекрестной связи рук и мозговых полушарий их можно перенести на полушария, которые управляют соответствующими руками. По–

 

Двойная реальность пациентов с разделенным мозгом

 

Но какое отношение, спросите вы, все это имеет к изучению рисования? Недавние исследования функций полушарий человеческого мозга и тех аспектов системы зрения, которые связаны с о6работкой информации, показали, что умение рисовать может зависеть от того, имеете ли вы доступ к способностям подчиненного правого полушария — способны ли вы “выключить” доминирующее вербальное левое полушарие мозга и “включить” правое. Как это помогает человеку рисовать? Создается впечатление, что именно правая половина мозга воспринимает зрительную информацию таким образом, который обеспечивает необходимое для рисования видение предметов, в то время, как способ восприятия левой половины мозга мешает рисованию.

 

Насреддин сидел с другом. Начали сгущаться сумерки. “3ажги свечу, — сказал друг, — стало темно. Она где– то слева от тебя”. — “Как же я могу отличить в темноте, где лево, а где право?” — возразил мулла.

 

Индрис Шах “Похождения несравненного муллы Насреддина”

 

До недавнего времени древнее предубеждение против левой руки (правого полушария) иногда даже толкало родителей и преподавателей на то, чтобы пытаться принудить леворуких детей писать, есть и т. д. правой рукой, что часто порождало проблемы, сохранявшиеся на многие годы.

 

этому, хотя примеры употребительных выражений в следующем разделе относятся конкретно к левой и правой рукам, они в действительности также намекают на противоположные половины мозга — правое полушарие, связанное с левой рукой, и левое, связанное с правой рукой.

 

Языковые и бытовые предрассудки

 

Слова и фразы, связанные с понятиями “левого” и “правого”, пронизывают наш язык и мышление. Правая рука (означающая также левое полушарие) прочно ассоциируется с тем, что считается хорошим, правильным, нравственным, надлежащим. Левая же рука (и, следовательно, правое полушарие) прочно связана с понятиями анархии и неподконтрольных сознанию чувств — в чем-то плохих, безнравственных, опасных.

 

На протяжении всей человеческой истории в большинстве языков мира возникали термины со значениями “хороший” для правой руки (левого полушария) и “плохой” для левой руки (правого полушария). Латинское слово “sinister”, означающее “левый”, также имеет значения “плохой”, “зловещий”, “угрожающий”. От латинского слова “dexter”, означающего “правый”, происходит английское слово “dexterity”, означающее “умение” или “ловкость”.

 

Французское слово “gauche”, означающее “левый”, так же употребляется в значении “неуклюжий”; от него происходит английское слово “gawky” (“неуклюжий”). Французское слово “droit” — “правый” — означает также “хороший”, “справедливый” или “правильный”.

 

Английское слово “left” (“левый”) восходит к англосаксонскому “lyft”, означающему “слабый” или “ничего не стоящий”. Левая рука у большинства правшей действительно слабее правой, но исходное слово также подразумевало недостаток нравственной силы. Уничижительное значение слова “левый” может отражать предубеждение болышинства, принадлежащего к правшам, против отличающегося от них меньшинства, состоящего из левшей. Подкрепляя это предубеждение, англосаксонское слово “reht” (или “riht”), от которого произошло английское слово “right” (“правый”), означало “прямой” или “справедливый”. От слова “reht” и латинского родственного слова “rectus” произошли английские слова “correct” и “rectitude” — “правильный” и “честность”.

 

Эти идеи также затрагивают наше политическое мышление. Правый политик, например, восхищается национальной мощью, консервативен, сопротивляется переменам. Левый политик, наоборот, восхищается индивидуальной свободой и способствует переменам, даже радикальным. В своих крайностях правый политик — это фашист, а левый — анархист.

 


Параллельные пути познания

 

интеллект интуиция / сходящееся расходящееся / цифровое аналоговое / вторичное первичное / абстрактное конкретное / направленное свободное / логическое образное / аналитическое синтетическое / линейное нелинейное / рациональное интуитивное / последовательное разнонаправленное / разделенное целостное / объективное субъективное / поочередное одновременное


 

Дж. Е. Боген “Некоторые педагогические аспекты

специализации полушарий”

 

Дуальность инь и янь

 


инъ

женское

отрицательное

янь

мужское

положительно


луна

темнота

покорное

левая сторона

тепло

осень

зима

бессознательное

правая половина мозга

эмоции

 

солнце

свет

агрессивное

правая сторона

холод

весна

лето

сознательное

левая половина мозга

разум

 


И-цзин, или Книга перемен,китайский даосский труд

 

В контексте культурных обычаев почетное место на официальном обеде находится справа от хозяина. Жених стоит справа па брачной церемонии, невеста слева — это служит невербальным указанием на относительный статус обоих участников. Мы обмениваемся рукопожатием правой рукой; пожимать друг другу левую руку считается не совсем приличным.

 

К слову “леворукий” (“left handed”) английский словарь дает следующий список синонимов: “неуклюжий”, “неловкий”, “неискренний”, “злонамеренный”. В то же время синонимами к слову “праворукий” являются слова “правильный”, “необходимый” и “надежный”. Здесь нелишним будет вспомнить, что все эти термины создавались в те времена, когда языки только зарождались, левыми полушариями каких-то людей — и левая сторона мозга оскорбительно отзывалась о правой! А правая половина мозга — предмет уколов и ярлыков — не имела собственного языка, чтобы защитить себя.

 

Два пути познания

 

Наряду с противоположными оттенками значения слов “левый” и “правый” в нашем языке, философами, учителями и учеными разных времен и культур 6ыла постулирована концепция двойственности человеческой природы и мышления. Ключевой идеей является представление о том, что существуют два параллельных “пути познания”.

 

Вы, вероятно, знакомы с этими идеями. Как и в случае с терминами “левый”— “правый”, они вплетены в ткань наших языков и культур. Главные разделительные линии, например, проводятся между мышлением и чувством, интеллектом и интуицией, объективным анализом и субъективным прозрением. Политические обозреватели утверждают, что люди обычно анализируют хорошие и плохие стороны проблемы, а затем голосуют, ориентируясь на свое внутреннее чутье. История науки пестрит анекдотами об исследователях, которые никак не могут решить задачу, а затем ответ приходит им во сне в форме метафоры, интуитивно понимаемой ими. Этот процесс ярко описан Анри Пуанкаре.

 

Еще пример. Люди иногда говорят о ком-нибудь: “Слова звучат убедительно, но что-то подсказывает мне не доверять ему (или ей)”. Или: “Я не могу объяснить словами, в чем дело, но что-то в этом человеке мне нравится (или не нравится)”. Подобные утверждения — это интуитивное понимание того, что в работе участвуют обе половины мозга, обрабатывая одну и ту же информацию двумя различными способами.

 

Доктор Дж. Уильям Бергквист, математик и специалист по компьютерному языку АPL, в 1977 г. высказал предположение, что можно ожидать появлсния компьютеров, которые будут сочетать цифровые и аналоговые функции в одном устройстве. Доктор Бергквист дал своей машине название “Раздвоенный компьютер”. Он заявил, что такой компьютер будет функционировать подобно двум полушариям человеческого мозга.

 

Математик XIX столетия Анри Пуанкаре описал внезапное интуитивное озарение, которое принесло ему решение трудной задачи: “Однажды вечером я, вопреки обыкновению, выпил черного кофе и не мог уснуть. Идеи роились в моей голове; я чувствовал их столкновение до того мгновения, пока они не сцепились в пары, если можно так выразиться, создав устойчивую комбинацию”. [Это странное состояние пробудило интуицию, которая и решала трудную задачу. Пуанкаре продолжает:] “В таких случаях кажется, что человек присутствует при работе своего бессознательного, которое стало отчасти уловимым для перевозбужденного сознания, хоть и не изменило своей природы. Тогда мы смутно постигаем, в чем отличие между этими двумя механизмами или, если хотите, методами работы двух эго”.

 

Два режима обработки информации

 

У каждого из нас, таким образом, внутри черепа располагается сдвоенный мозг, обладающий двумя способами познания. Эта двойственность и различающиеся характеристики двух половин мозга и тела, интуитивно выраженные в языке, имеют реальную основу в физиологии человеческого мозга. Поскольку в нормальном мозге соединительные волокна не повреждены, мы редко переживаем на сознательном уровне конфликты, обнаруживаемые в экспериментах с пациентами, имеющими разделенный мозг.

 

Однако, хотя каждое полушарие мозга вбирает в себя одну и ту же сенсорную информацию, обрабатывать ее половины мозга могут по-разному: задача может быть разделена между полушариями так, чтобы каждое обрабатывало ту часть информации, которая 6олее соответствует его стилю. Или одно полушарие — чаще доминантное левое — “берет верх” и подавляет другую половину. Левое полушарие анализирует, абстрагирует, подсчитывает, отмечает время, планирует пошаговые процедуры, вербализирует, делает рациональные выводы, основанные на логике. Например, даны числа а, b и с, и мы можем сказать, что если а 6олыпе b, а b больше с, тогда а обязательно больше с. Такое утверждение иллюстрирует режим работы левого полушария — аналитический, вербальный, вычислительный, последовательный, символический, линейный и объективный.

 

С другой стороны, у нас имеется второй способ познания — режим правого полушария. В этом режиме мы “видим” вещи, которые могут быть воображаемыми — существующими только для внутреннего зрения, — или вспоминаем вещи, которые могут быть реальными (можете, например, представить входную дверь своей квартиры?). Мы видим, как эти вещи располагаются в пространстве и как части, соединяясь, составляют целое. Используя правое полушарие, мы понимаем метафоры, мечтаем, создаем новые комбинации идей. Сталкиваясь с чем-нибудь слишком сложным для словесного описания, мы прибегнем к жестам, которые тоже служат средством общения. Психолог Дэвид Галии часто приводит свой любимый пример: попытайтесь описать спиральную лестницу, не совершая круговых жестов. Используя правое полушарие, мы можем также рисовать возникающие в уме образы.

 

“Эврика!”

 

Находясь в “правомозговом” режиме обработки информации, мы используем интуицию и переживаем вспышки озарения — мгновения, когда “все встает на свои места” 6ез выстраивания логического рассуждения. Когда это происходит, люди часто непроизвольно восклицают: “Я понял!> или “Ага, теперь-то я вижу всю картину целиком”.

 

“Левое полушарие анализирует время, в то время как правое полушарие синтезирует пространство”.

 

Джерри Леви

 

“Психобиологические следствия двусторонней асимметрии”

 

Многие творческие люди, по-видимому, имели интуитивное представление о двойственности мозга. Например, Редьярд Киплинг более пятидесяти лет тому назад написал следующее стихотворение, озаглавленное “Двусторонний человек”.

 

Я многим обязан взрастившей земле,

Большим — вскормившей родне,

Но, главное, Богу, который дал две

Отдельные части моей голове.

О Правде я думаю и о Добре

В верах, царящих в миру,

Но больше о Боге, который дал две

Части моей голове, не одну.

Лучше лишиться рубашки, друзей,

Ботинок, сигар и халвы,

Чем потерять хоть на миг эти две

Отдельные части моей головы!

 

Редьярд Киплинг

 

Классический пример такого рода восклицания — экзальтированный крик “Эврика!” (“Нашел!”), приписываемый Архимеду. Согласно преданию, Архимед пережил вспышку озарения, купаясь в ванне, что позволило ему сформулировать принцип определения массы твердых тел через массу вытесненной ими воды.

 

Таков, стало 6ыть, рабочий режим правого полушария: интуитивный, субъективный, синтетический, целостный, не связанный со временем. Это тот самый несерьезный, слабый, леворукий способ мышления, который наша культура целиком игнорировала. В частности, паша система образования была ориентирована на то, чтобы развивать, главным образом, вербальное, рациональное, работающее в режиме реального времени левое полушарие, фактически полностью пренебрегая тем фактом, что мозг каждого учащегося имеет и вторую половину.