ПЛАССОН

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КАТАЛОГ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ ХУДОЖНИКА МИШЕЛЯ ПЛАССОНА, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ.

НАЧИНАЯ С ПРЕБЫВАНИЯ ОНОГО В ТАВЕРНЕ «АЛЬМАЙЕР» (ОКРУГ КУАРТЕЛЬ) ВПЛОТЬДО САМОЙ СМЕРТИ ОНОГО

 

Составлено для грядущих поколений профессором Исмаилом Аделанте Исмаилом Бартльбумом на основе его личного опыта, а также других достоверных свидетельств.

 

Посвящается мадам Анн Девериа

 

Море-океан. Холст, масло. 15 х 21,6 см.

Собрание Бартльбума.

 

Описание.

Полностью белая.

 

Море-океан, Холст, масло. 80,4 х 110,5 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Полностью белая.

 

Море-океан. Акварель. 35 х 50,5 см.

Собр. Бартльбума.

Описание.

Белая, слегка оттенена охрой в верхней части.

 

Море-океан. Холст, масло. 44,2 х 100,8 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Полностью белая. Подпись красным цветом.

 

Море-океан. Бумага, карандаш. 12 х 10 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

В середине листа просматриваются две точки, одна возле другой.

Остальное – белое. (На правом краю пятно: жир?)

 

6. Море-океан. Акварель. 31,2 х 26 см.

Собр. Бартльбума. Находится во временной доверительной собственности госпожи Марии Луизы Северины Гогенгейц.

 

Описание.

Полностью белая.

Передавая мне данную работу, автор произнес буквально следующее: «Это лучшее из того, что я пока создал». Судя по тону, художник испытывал глубокое удовлетворение.

 

7. Море-океан. Холст, масло. 120,4 х 80,5 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Различаются два цветных пятна: одно – цвета охры, в верхней части холста; другое – черное, в нижней части. Остальное – белое. (На обратной стороне – примечание, сделанное рукой художника: «Буря». А ниже:

«шурум-бурум, шурум-бурум, шурум-бурум».)

 

8. Море-океан. Бумага, пастель. 19 х 31,2 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Чуть левее центра листа – маленький голубой парус. Остальное – белое.

 

9. Море-океан. Холст, масло. 340,8 х 220,5 см.

Окружной музей Куартеля. Номер по каталогу: 87.

 

Описание.

Справа над водой возвышается темная скалистая гряда. Красочно пенятся, разбиваясь о скалы, огромные волны. Застигнутые бурей, тонут два корабля.

Четыре шлюпки зависли на краю водоворота. Они переполнены терпящими бедствие. Упавшие за борт погружаются в пучину. Вопреки всякой логике, море поднялось так высоко, что затмило собой горизонт; кажется, будто весь мир встал на дыбы, и мы летим в тартарары, туда, где мы сейчас, в самое чрево земли; величественный гребень вот-вот окончательно накроет нас; над гребнем устрашающе нависла губительная ночь. (Авторство сомнительно. Вероятнее всего, подделка.)

 

10. Море-океан. Акварель. 20,8 х 16 см

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Полностью белая.

 

11. Море-океан. Холст, масло. 66,7 х 81 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Полностью белая. (Сильно повреждена. Очевидно, побывала в воде.)

 

12. Портрет Исмаила Аделанте Исмаила Бартльбума. Бумага, карандаш. 41,5 х 41,5 см.

 

Описание.

Полностью белая. В центре надпись курсивом: «Бартльб».

 

13. Море-океан. Холст, масло. 46,2 х 51,9 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Полностью белая. В данном случае на картину следует смотреть сбоку: холст сплошь покрыт грубыми мазками белого цвета.

 

14. В таверне «Альмайер». Холст, масло. 50 х 42 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Портрет ангела в стиле прерафаэлитов. Лицо не имеет очертаний. Крылья переливаются разнообразными оттенками. Фон золотой.

 

15. Море-океан. Акварель. 118 х 80,6 см.

Собр. Бартльбума.

 

В левом верхнем углу – три голубых пятнышка (паруса?). Остальное – белое. На обратной стороне имеется авторская пометка: «Пижама и носки».

 

16. Море-океан. Бумага, карандаш. 28 х 31,7 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Восемнадцать разновеликих парусов беспорядочно рассеяны по листу. В левом нижнем углу – небольшой набросок; на нем изображены три деревца, явно пририсованные кем-то еще, скорее всего ребенком (Долом?).

 

17. Портрет Мадам Анн Деввриа. Холст, масло. 52,8 х 30 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Женская рука, необычайно бледная, с поразительно тонкими пальцами. Фон белый.

 

 

18. 19, 20, 21. Море-океан. Бумага, карандаш. 12 х 12 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Серия из четырех эскизов, внешне совершенно одинаковых. Каждый эскиз пересекает прямая горизонтальная линия слева направо (но и справа налево, при желании), деля лист примерно пополам. По мнению Плассона, речь идет о совершенно разных набросках. Он так и сказал: «Это совершенно разные наброски». Лично у меня такое впечатление, что на них изображен один и тот же вид в течение четырех последовательных отрезков дня. Когда я поделился своими мыслями с автором, он ответил мне буквально следующее: «Вы думаете?»

 

22. (Без названия.) Бумага, карандаш. 20,8 х 13,5 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

По берегу в сторону моря идет юноша. На руках у него – бесчувственное тело обнаженной женщины. В небе – луна, на воде – отблески.

Продолжительное время эскиз хранился в тайне ото всех по настоятельной просьбе автора. Сегодня я решил обнародовать его за давностью трагических событий, связанных с этим эскизом.

 

23. Море-океан. Холст, масло. 127 х 108,6 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Глубокий рваный разрез красного цвета вспарывает холст слева направо.

Остальное – белое.

 

24. Море-океан. Холст, масло. 127 х 108,6 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Полностью белая. Это последняя работа, написанная художником в таверне «Альмайер», округ Куартель. Автор преподнес ее в дар таверне, высказав пожелание, чтобы работа висела на противоположной морю стене. Впоследствии, неизвестными мне путями, она попала в мое собрание. Я храню ее и готов отдать всякому, кто предъявит на эту работу законные права.

 

25. 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32. (Без названия.) Холст, масло.

Всевозможных размеров.

Музей Сен-Жак-де-Гранса.

 

Описание.

Восемь портретов моряков, выполненные в манере раннего Плассона. Аббат Ферран, любезно известивший меня о существовании портретов, свидетельствует, что автор написал их бесплатно, в знак добрых чувств к людям, с которыми подружился за время пребывания в Сен-Жаке. С подкупающей откровенностью аббат признался мне, что попросил художника написать его портрет. Однако получил от Плассона вежливый, но твердый отказ. При этом мастер произнес такие слова: «К несчастью, вы не моряк, а значит, на вашем лице нет печати моря. Знаете, теперь я могу писать только море».

 

33. Море-океан. Холст, масло (размеры неизвестны).

(Утеряна)

 

Описание.

Полностью белая. В данном случае свидетельство аббата Феррана также оказалось весьма ценным. Он искренне признал, что холст, обнаруженный в комнате художника на следующий день после его отъезда, сочли, по какому-то недоразумению, обычным чистым полотном, а не законченным, выдающимся произведением. Как таковое оно было унесено неизвестными и до сей поры числится пропавшим.

 

34. 35, 36. (Без названия.) Холст, масло. 68,8 х 82 см

Геллеборг, музей Галлен-Мартендорф.

 

Описание.

Речь идет о трех точных копиях, почти не отличающихся одна от другой, картины Ханса ван Дика Порт Скален. В каталоге музея Галлен-Мартендорф они значатся как работы самого ван Дика, что лишь усугубляет это явное недоразумение. Я многократно обращал внимание куратора означенного музея, проф. Бродерфонса, на то, что все три полотна имеют на обратной стороне отчетливую подпись «ван Плассон». Кроме того, они обладают одной характерной особенностью, подтверж дающей авторство Плассона: перед художником, изображенным на всех трех полотнах в левом нижнем углу, стоит мольберт с абсолютно белым холстом. В оригинале же ван Дика холст, как известно, записан. Профессор Бродерфонс хоть и соглашается с моими доводами, но не придает им ни малейшего значения. Впрочем, профессор Бродерфонс является некомпетентным ученым и совершенно несносным типом.

 

37. Озеро Констанц. Акварель. 27 х 31,9 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Работу отличает тонкая, изящная фактура, представляющая знаменитое озеро в час заката. Человеческих фигур не видно. Озерная гладь и берега переданы с особым вдохновением и лиризмом. Плассон прислал мне эту работу, сопроводив ее короткой запиской, текст которой я воспроизвожу здесь полностью: "Это усталость, друг мой. Прекрасная усталость. Прощайте".

 

38. Море-океан. Бумага, карандаш. 26 х 13,4 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

На рисунке тщательнейшим образом выписана левая рука Плассона. Считаю своим долгом пояснить, что художник был левшой.

 

39. Море-океан. Бумага, карандаш. 26 х 13,4 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Левая рука Плассона. Без штриховки.

 

40. Море-океан. Бумага, карандаш. 26 х 13,4 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Левая рука Плассона. Несколько едва намеченных линий.

 

41. Море-океан. Бумага, карандаш. 26 х 13,4 см.

Собр. Бартльбума.

 

Описание.

Левая рука Плассона. Три линии и легкая штриховка.

Примечание. Этот рисунок, вместе с тремя предыдущими, подарил мне доктор Моннье, врач, пользовавший Плассона в течение короткого и тягостного периода болезни художника – на ее окончательной стадии (чахотка). По словам врача, сомневаться в которых у меня нет никаких оснований, именно этим четырем работам посвятил себя Плассон перед самым концом, прикованный к постели и слабеющий день ото дня. Все тот же доктор свидетельствует, что Плассон умер безмятежно, в тишине и умиротворении. Незадолго до кончины он промолвил такие слова: "Все дело не в цвете, а в музыке, понимаете? Я потратил на это столько времени, но сейчас (стоп)".

Это был великодушный человек, наделенный громадным художественным талантом. Он был моим другом. И я любил его.

Теперь он покоится, согласно своей последней воле, на Куартельском кладбище. Надгробная плита на его могиле сделана из простого камня.

Совершенно белого.