Список победителей молодежного областного конкурса «Музей 21 века». 4 страница

Сегодня, в условиях общекультурного кризиса, специалистами и музейными педагогами историко-этнографических музеев осознается крайняя важность воспитания культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентации, способной сознательно


строить свои отношения к природе, обществу и самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах.

Здесь представляется необходимым рассмотреть подробно проблему и сущность понятия «социализация».

Под социализацией, или социальной (социокультурной) адаптацией понимается процесс становления личности, обучения и освоения индивидом социокультурного опыта - ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, обычаев, культурной традиции, верований, присущих данному обществу, социальной общности, группе6 . В американской антропологии существуют альтернативные термины, введенные в оборот К. Клакхоном и М. Херсковицем, -«культурализация» и «инкультурация»70.

Социализация, или социальная адаптация, понимается как такой социальный процесс, в котором и личность, и социальная среда, являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть оказывают активное воздействие друг на друга71. Непосредственно процесс социализации начинается с установления личностью или группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями новой социально среды. В ходе этой перестройки, как отмечает Т. Парсонс, личность выступает как активное начало, она и

усваивает и изменяет социальную среду .

По Т. Парсонсону, адаптация - процесс, а адаптированность -результат. Он выделяет четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде:

69 Parsons Т. The social system. N.Y. 1951

7,1 Parsons Т. Explorations in general theory in social science. N.Y. 1976

71 Parsons T. The social system. Указ. соч.

72 Parsons Т. Там же.


1) начальная стадия - когда индивид знает, как вести себя в новой социальной среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды, более того, отвергает их, придерживаясь прежних ценностей;

2) стадия терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация - признание и принятие индивидом основных ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой;

4) ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида и среды.

В целом, концепция социализации, сформулированная Т. Парсонсоном, ориентирована на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид» " и непосредственно связана с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера. Остановимся на философских и психологических основаниях построения теории социализации, что необходимо для осмысления ее этнопедагогических аспектов, важных для разработки образовательных программ историко-этнографических музеев.

Философия, исследуя противоречивое единство общества и индивида, решая вопросы возможного преобразования социальной среды и личности, характеризует формы социальности личности, их конкретные исторические воплощения в контексте процессов воспитания как

возможных агентов социализации . Однако, обращаясь к данной проблеме, представители различных направлений, в качестве определяющих, выделяют различные понятия. Анализ существующих

73 Современная западная социология. М. 1990. С. 316-317

74 Parsons Т. Указ. соч.; Маслоу А. Дальние достижения человеческой природы. М. 1996


концепций в рамках этих направлений дается в работах Ю.М. Давыдова . Так, анализируя систему взглядов прагматизма, Ю.М. Давыдов выделяет концепцию автора «философии действия» Дж. Дьюи, который всю окружающую человека реальность отождествляет с «опытом». Дж. Дьюи полагает, что социальный опыт не дан человеку изначально, как нечто определенное: все объекты познания формируются в ходе решения возникающих задач познавательными умениями и усилиями. Таким образом, «посредством деятельности», в процессе которой дети приобретают знания и навыки, требуемые для лучшего выполнения социальных задач, и в определенных социальных условиях происходит воспитание. Для представителей экзистенциализма, как пишет Ю.М. Давыдов, наиболее актуально понятие диалогового общения: диалоговое общение, а также творчество и самопереживание являются основной социальной деятельностью, в которой происходит воспитание индивида.

Философия диалектического и исторического материализма в качестве основы процесса воспитания как составляющей социализации выделяет социальную активность самого субъекта . Важным для нашего исследования является рассмотрение духовных ценностей личности, которые проявляются в процессе социализации при осуществлении разнообразных видов деятельности. Согласно этой концепции, духовное освоение предстает как субъект-объектное отношение, увязывающее человека и мир в единую мировоззренческую систему «мир - человек». Процесс включения человека в общество получил достаточно четкое определение в рамках социологии. Именно в рамках этой науки

ъ Давыдов Ю.М. Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы. М. 1977; Давыдов Ю.М. Буржуазная социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций.М. 1986

76 Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс.1994. № 8-9; Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб. 1996


разработано понятие социализации, а также введены понятия институт социализации, агент социализации, социальное действие и др.77. В последнее время все больше исследований посвящается процессам социализации в контексте культурологических концепций, которые анализируют духовную составляющую процессов социализации. Духовное освоение мира понимается в этих концепциях как субъект-субъектные отношения, как «творческий процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека». В ходе этого процесса происходит, как пишет Г. Маркузе, преобразование природной предметности в социальную, самоутверждение человека в мире как

активного, деятельного существа .

В психологической парадигме особо делается акцент на таких понятиях, как социальная роль, социальное поведение, социальная ситуация развития, механизмы социального становления личности (механизмы социализации), этапы социализации и др79.

Исходя из того, что социализация представляет собой сложный
процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов, ряд
исследователей выделяют следующие этапы социализации человека:
психогенетический, образно-символический, интеллектуально-

концептуальный .

На психогенетическом этапе у ребенка через пробы и ошибки вырабатываются определенные шаблоны удовлетворения потребностей. На образно-символическом этапе образы связываются с неким жестом, звуком и др., которые позднее приобретают значение символа. Интеллектуально-концептуальный этап характеризуется тем, что через

Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994; Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль. М. 1996 78 Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994 14 Парсонс Т. Указ. соч.; Давыдов Ю.М. Указ. соч. т Давыдов Ю.М. Указ. соч.; Шибутани Т. Социальная психология. Л. 1979.


символы ребенок начинает управлять не только своим, но и чужим поведением.

Процесс социализации с этих позиций можно рассматривать как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной

о і

жизненной позиции . Самореализация в этой концепции рассматривается как развивающееся взаимодействие индивида, коллектива и общества.

В работах С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, М. Шабановой и Т. Шибутани раскрываются механизмы социального становления личности, которые делятся ими на группы с учетом того, кто выступает субъектом их использования - сам индивид или его окружение. К первой группе относятся механизмы социализации, опирающиеся на деятельность самого индивида. Сюда можно отнести подражание, симпатию, увлечение, творчество, преобразование и т.ш Ко второй группе относятся механизмы социализации, которые использует окружение индивида с целью оказания влияния на него: внушение, убеждение, принуждение и т.д.82; такие механизмы определяют как организационные. Одним из организационных механизмов воздействия на человека в качестве объективных факторов социализации является информационно-образовательный механизм. К ним сегодня в полной мере можно отнести, наряду с идеологическим просвещением и профессиональным обучением, музейное образование.

Процессы социализации подрастающего поколения в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры. В традиционном обществе жизненный путь

81 Гордон Л.А. Указ. соч.; Ильинский И.М. Наука и молодежь: обновление
исследовательских подходов // Молодежь-89. Общественное положение молодежи и
вопросы молодежной политики в СССР. М. 1989

82 Иконникова С.Н. Социология о молодежи. Л. 1985; Иконникова С.Н., Кон И.С.
Молодежь как социальная категория. М. 1970; Шабанова М. Социальная адаптация в
контексте свободы // Социс.1995. №9.102; Шибутани Т. Указ. соч.


человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом

этапе переживает процесс социальной адаптации'. В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер - с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Следовательно, заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он попадает сначала в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться84. Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - огромное разнообразие и взаимная независимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие как разные агенты социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации85.

Проблемы социализации детей и взрослых в современной России связаны с тремя обстоятельствами:

1) изменившейся системой ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;

2) кардинальным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить стабильность своего существования;

Выготский Л.С. Проблемы детской психологии // Собрание сочинений. Т.4. Л. 1984. 84 Иконникова С.Н. Социология о молодежи. Указ. Соч.

s> Кузнецов В.И. Проблема социализации молодежи в условиях переходного периода // Общественные науки. №4 (108). 1999


3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации .

Как отмечает В.Н. Боряз, к-одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами. Юношество, как период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Изменился сам статус юношества. Если раньше оно рассматривалось как подготовка к жизни, то теперь современное общество относится к нему как к особому периоду жизни, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека87. Такое отношение соответственно предполагает более высокий статус юношества по сравнению с предшествующими эпохами. Появляются- особые законы, которые охраняют права подростков и действуют на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к подрастающему поколению, поскольку оно определяет будущее. В большинстве развитых стран отношение к подросткам, характеризуется большим вниманием к их проблемам, а также большим вложением средств в их образование, разработкой и принятием законов, защищающих их права . Подросток воспринимается уже не как маленький взрослый, а как человек определённой стадии развития и определённой культуры.

И.С. Кон обращает внимание на тот факт, что для того чтобы стать полноправным членом общества, способным оптимально функционировать среди других людей, человеку требуется всё больше времени89. Если раньше социализация охватывала только период детства,

Андреенкова П.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. М. 1970

87 Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования. Л. 1973

88 Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М. 1988

8<) Коп И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М. 1988


то современному человеку приходится социализироваться все жизнь . Общество лишено стабильности и усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро. Однако, меняются не только технологии, но и ценности, нормы, идеалы. Этот процесс изменения ценностей, норм и отношений человека, ставших неадекватными, получил название ресоциализации91. В то же время продолжают существовать ценности, которые являются абсолютными и неизменными. Они вырабатывались человечеством в течение многих веков, оставаясь понятными и принимаемыми обществом: это справедливость, совесть, красота, любовь и др.". Такие ценности служат уникальным источником взаимопонимания людей, которые выросли в совершенно разных культурных, экономических и общественно-политических системах. Практически все религии мира и выдающиеся философские учения несут в себе информацию об этих ценностях.

Особая роль в современной социализации подрастающего поколения принадлежит образованию и приобретению профессии". Образование сегодня является необходимым условием социализации почти во всех странах мира. Успехи современного образования, как справедливо отмечает Д.Л. Константиновский , определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в

90 Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-
социологические проблемы. Красноярск. 1991.

91 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М. 1986

92 Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989.

93 Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Матер, междунар.
научно-практ. конф. Вып. 1. СПб. 1995; Вып.2. СПб. 1996. - '

94 Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в
меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к
2()()()-му).М. 1999


информационном пространстве, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чём он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма . Творчество так же становится необходимым условием социализации и уже не рассматривается современной педагогикой как нечто исключительное. Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек -творческая личность96. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков. Совершенно очевидно, что образование как обязательное условие и особенность современной социализации связано с многообразием социальных проблем. Всё большее количество молодых людей стремится получить высшее образование, связывая с ним представления об успешной карьере, обеспечивающей оптимальный уровень качества жизни. Однако, качественное образование является весьма дорогостоящим процессом не только для общества, но и для конкретного индивида. Кроме того, молодые люди испытывают известные трудности при выборе будущей профессии и не всегда могут определиться с направлением своего образования. Чем больше возможностей предлагает человеку общество, тем большие сложности может он испытывать в профессиональном выборе97.

Особенности современной социализации человека определяются также и теми новыми требованиями к его личности, которая должна быть

^ Кузьмин В.А. Диалектика социальной зрелости молодежи и обновления общества: Лвтореф. дис... д-ра филос. наук. М. 1993 96 Кон И.С. Социология личности. М. 1967

91 Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Автореф. дис... доктора социолог.наук. Екатеринбург. 1997


сформирована для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества98.

В социализации подростков есть свои особенности. Активный период социализации завершается юностью. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет". В этом возрасте происходят важные физиологические изменения, связанные с наступлением половой зрелости, которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление интереса к противоположному полу, немотивированная агрессивность, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности100. Непризнание авторитетов и подчеркнутая автономия и независимость с одной стороны, одновременно склонность к • инноватике. и творчеству с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой'01. Сегодня она часто ассоциируется с такими негативными явлениями-символами, как наркотики, насилие. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом»102. Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания до открытого неповиновения родителям, у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично формируется позицией родителей, а

. Маканов Ж.К. Особенности политической социализации молодежи в условиях трансформации общества: автореф. дис... канд. социол. наук. М. 1995; Хабсрмас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московск. лекции и интервью. М. 1995; Молодежь России: Тенденции, перспективы. М. 1993

44 Кон И.С. Психология ранней юности. Указ. соч.

100 Социология молодежи. Под ред. I3.T. Лисовского. СПб. 1996.

101. Щегорцов А.А. Социализация молодежи в условиях макроэкономической трансформации российского общества: Автореф. дис... д-ра социол. паук. М. 1998

102 Кон И.С. Указ. соч.


частично взглядами сверстников ". В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние -мировоззренческие этажи. Происходит, осознание своего «Я», осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума , одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Как отмечает И.С. Кон, трудности социализации в этот период, характерные и для предшествующих эпох, связаны с тремя главными обстоятельствами: 1) несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем) и низким социальном статусом, который задан их возрастом; 2) несовпадением старого стиля родительства, когда в представлениях родителей дети всегда остаются маленькими и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением; 3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающейся зависимости от мнения и поведения сверстников 3.

В современной социокультурной реальности проблемы детской социализации обуславливаются так же сменой общественных ориентиров, неопределенностью в образовательной политике, проблемами семейного воспитания, отсутствием детских общественных формирований и проблемами детского досуга. Все это побуждает музейных педагогов

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М. 1967. 104 Щегорцов А.А. Указ. Соч.

10\ Уварова Е.Л. Молодежь в условиях формирования нового политического мышления: Социально-культурологический аспект: Автореф. дис... д-ра филос. наук.-Харьков, 1991


задуматься над тем, насколько сложившаяся практика музейного образования детей и подростков отвечает актуальным задачам формирования в обществе растущего человека, возрождения и развития подлинной культуры как высшей человеческой ценности. Ценность же личности для себя и общества определяется, прежде всего, присущим ей уровнем культуры, степенью ее духовного и творческого развития, осознанным пониманием собственной неповторимости и значимости в окружающем ее мире. Как пишет И.С. Кон106, детям в период становления свойственна недостаточная способность адаптироваться к усложняющимся условиям жизни. Формирование взрослого поведения у ребенка происходит в условиях постоянного выбора между тем, что предлагают институты воспитания - детский сад, школа, семья и т.д. - и нормами, складывающимися под воздействием специфической субкультуры.

Нельзя недооценивать и негативное воздействие средств массовой информации, в частности, телевидения, которое несет дополнительную угрозу снижения нравственных критериев в сознании и поведении подростков, ведет к нарастанию стрессовой ситуации, состояния тревоги, агрессии, душевной напряженности и подавленности. Имеющийся сегодня разрыв в обществе между образованностью и воспитанностью, проявляется в немотивированной жестокости уже в детском возрасте, наличии асоциальных и антисоциальных молодежных групп.

Кардинально изменившееся социокультурное пространство формирования растущего человека как личности, выдвигает перед обществом необходимость определения основных параметров системы образования и музейного в том числе. Отставание системы образования от темпов развития общества ведет за собой отмеченные выше диспропорции и негативные социальные последствия и значительно умаляет социально-педагогическую роль системы традиционного образования.

106 Кон И.С. Указ. Соч.


Парадоксально, что большинство актуальных проблем социальной адаптации детей и подростков не замечено основным образованием: дошкольное, общее и профессиональное образование сегодня проходят мимо них. Такое положение можно охарактеризовать как инерционность системы образования. Так «Федеральная программа развития образования» и «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации», утвержденные в 2000-ом году, как одну из основных проблем определяют необходимость устранения произошедшего разрыва системы обучения и воспитания, восстановление подлинных жизненных ценностей и утерянных нравственных ориентиров. Указанные документы возлагают на дополнительное образование, в том числе музейное, решение задач, с которыми не справляется традиционная система образовании - школы, гимназии, лицеи и др. Общество, таким образом, делегирует полномочия в решении многих социальных проблем историко-этнографическим музеям.

Социальная адаптация подрастающего поколения являющаяся частью социокультурных проблем общества, входит сегодня в круг насущных задач, которые призваны решать музейно-педагогические программы и проекты, разрабатываемые историко-этнографическими музеями. Темами многих проектов становятся такие социальные проблемы как дискриминация, наркомания, социальная адаптация детей и взрослых с ограниченными возможностями.

Целью музейно-педагогических программ и проектов социальной направленности стало выявление и развитие способностей детей и подростков, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.


Ценность музейного образования и воспитания состоит, на наш взгляд, в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

В процессе реализации решаются следующие задачи:

1. Обеспечение доступности музейного образования для детей.

2. Повышение качества содержания историко-этнографического образования детей, его организационных форм, методов и технологий.

3. Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания музейного и школьного образования.

4. Использование и развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала детей и педагогов.

5. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации музейно-педагогических кадров историко-этнографических музеев

Развитие международного сотрудничества в области музейного образования и воспитания, а также исторический анализ развития историко-этнографических музеев показывает, что социально-педагогические функции были присущи им изначально, но их содержание и объем зависели от объективных общественно-политических и экономических условий. В начале XXI века, в новых общественно-политических условиях, возникает необходимость выявления и системного раскрытия социально-педагогических функций, которые приобретают


новый смысл и наполнение, соответствующие современным потребностям общества, государства, семьи и личности. Именно поэтому в сфере музейного образования и воспитания детей сегодня ведется поиск путей решения многих социально-педагогических проблем, которые стояли перед традиционной системой образования. К числу таких проблем относятся:

- социальная защита прав подрастающего поколения;

- трудовая и социальная адаптация подростков;

- подготовка детей к жизни в обществе;

- восстановление связей между поколениями;

Социальная адаптация осуществляется посредством специальных образовательных программ, способствующих самоутверждению личности, обучению способам взаимодействия со средой, становлению активной личностной позиции, адекватному осознанию своего статуса и поведения.

Однако, несмотря на то, что проблемы социальной адаптации изучаются этнографами на примере традиционных обществ уже не одно десятилетие, между потенциальными возможностями образования средствами историко-этнографических музеев и результатами социокультурной адаптации детей и подростков в учреждениях этой направленности до сих пор существует определенное противоречие, которое заключается в том, что музейное образование и воспитание детей обладает нереализованным потенциалом в социокультурной адаптации личности. Причины этого, скорее всего, кроются в сложившейся ситуации, когда практика обгоняет теорию, что ведет к значительному разрыву между результатами теоретических исследований в области этнопедагогики и этносоциологии и практическими разработками музейных педагогов.

Эффективная реализация данного потенциала, предполагающая целенаправленное моделирование структуры и процесса социокультурной


адаптации, возможна лишь, на наш взгляд, при разрешении этого противоречия.

2.2 Практический опыт музеев США в разработке социальных проблем подрастающего поколения

Разработка социальных проблем подрастающего поколения уже на протяжении многих десятилетий является одной из основных целей образовательной деятельности историко-этнографических музеев США. Практические разработки американских музейных педагогов оказали огромное влияние на педагогические новации в школах, естественнонаучных центрах и лабораториях, университетах и колледжах. Такие музеи, как Американский Музей Естественной Истории в Нью-Иорке, Городской музей и Музей "Worldways» в Сент-Луисе, Детские исторические музеи в Чикаго, Индианаполисе, Бостоне, Национальный музей американской истории в Вашингтоне, музей «Please Touch» в Филадельфии, Музей естественной истории Южной Флориды, «The Field Museum» в Чикаго и другие уже в 90-х годах XX века стали ценными образовательными ресурсами своей страны.

В связи с этим анализ опыта американских музеев в сфере образовательно-воспитательной деятельности в рамках настоящего исследования и введение в научный оборот новых материалов, полученных автором во время работы в ряде музеев США по программам Американской Ассоциации Музеев (American Association of Museum) и Международным программам Департамента Образования США (1996, 2001-2003), представляется необходимым и важным.

Американские музеи с самого начала своей деятельности в гораздо большей степени, чем европейские музеи, были обращены к массовой аудитории. На воспитательные функции музея, помимо научных и


познавательных аспектов, ещё в 80-х гг. XIX века обращал большое внимание известный миллионер и филантроп Моррис Джезуп, который был одним из основателей Американского музея естественной истории в Нью-Йорке . Просветительные и образовательные цели многих музеев концептуально закреплены в их уставах. В акте об. учреждении музея Метрополитен, в частности, подчёркивалось, что «корпорация художественного музея Метрополитен учреждается с целью создания художественного музея и библиотеки, поощрения изучения изящных искусств и использования их в промышленности и в быту, для развития общих знаний в смежных областях обучения и организации досуга широких масс»