ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ 2. ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ТРЕТИЙ РИМ И ВОЛЯ К ЯДЕРНОМУ ПРАВОСЛАВИЮ. 24 страница

И у нас в державе есть, черт возьми, светлые головы, которые умеют возрождать древнюю жизненосную ткань нации, ее основу. Вот один из них, русский архитектор и культуролог Владимир Попов, один из академии естественных наук, президент клуба ЮНЕСКО «Русская усадьба». Преданный своему делу до фанатизма. Носящий на своем гербе Солнечный Знак. Он — директор московского комплекса «Влахернское-Кузьминки», бывшей усадьбы князей Голицыных.

— Вдохнуть жизнь в усадьбу — это не только реставрировать дворцы и старые постройки, очистить пруды или рекультивировать землю. Ведь усадьба — не просто стены, парк и скульптуры. Это настоящий живой организм. Именно дворянские поместья создавали великую русскую культуру. Они становились микрокосмами, каждый из которых нес и культурную, и экономическую, и социальную функцию. Все надо вернуть! — утверждает Попов, шутливо именуя себя «князем по найму». Работы у него действительно — край непочатый. Одни пруды чего стоят! Ведь прежде здесь разводили карасей, сазанов и хариусов. А кузница, Красный двор, конный завод? А Слободка? Здесь ключом должна забить возрожденная жизнь — театр, промыслы, уникальные ремесленные центры. Пусть снова поднимется Воспитательный дом, где из трудных детей улиц должны делать творцов, хранителей наследия предков. Так, чтобы не погрязли ребята в «новом варварстве» и национальном беспамятстве уродливой Ельцинии. А становились бы учеными, художниками, мастерами ремесел.

Все продумано. Здесь должна заработать Ассамблея русской культуры, которая объединит художников и писателей, театралов и меценатов, скульпторов и промышленников. Возрождение усадьбы пойдет за счет частных вложений. Принцип таков: хочешь стать меценатом — бери себе, скажем,Конный двор и ставь на нем дело. Да с прибылью, да на мировом уровне! И такие предприниматели есть. Не все же транжирят денежки на Багамах, кто-то и о Русской земле думает. Не все же их вкладывают в идиотизирующее «тель-авидение», как гусинско-березовские...

Я поневоле любуюсь этим кипучим русским, мечтающим окружить нынешнюю погрязшую в чужемерзии Москву ожерельем возрожденных усадеб. Он великий мастер, переливаюгщий национальные традиции в жилища. Как он ненавидит выходцев из грязных местечек, из пропахшего чесноком и потом убожества, которые пришли к власти в 1917-м году и превратили жизнь русских в скученную мерзость. Но не меньше он ненавидит и их собратьев, которые ныне застраивают Москву безлико-стеклянными храминами-пирамидами, увеличенными подобиями коммерческих ларьков.

Мы знаем, как восстановить основу нашей нации, нашего Православного Третьего Рима!

Есть у нас люди, которых можно считать поистине русским золотым запасом. Чье тело — лишь несовершенная оболочка. Но на самом деле они и есть сама Держава. Эти личности ощущают ее просторы как продолжение себя, и все испытания Великой России переживают как личные. Распад Империи стал их жизненной трагедией, как если бы они лишились рук и ног. Кровавые междоусобья отзываются в них страшной болью, как если бы резали их собственную плоть.

Такие люди обладают мышлением планетарного масштаба и говорят с давно умершими предками, как с живущими рядом. Уникальное чувство страны, бродящих в ней энергий и вызревающих центров силы делают их скульпторами грядущего. И так же, как мать предугадывает болезнь своего дитя, они знают о зарождении будущих бедствий Империи. Есть в таких душах нечто мистическое, глубинное. Какой-то внутренний слух, им слышат они и голоса умерших, и треск геополитических напряжений, и едва уловимое дрожание незыблемых на взгляд непосвященного громад, и ток жизненных сил страны.

Как далеки они от тупых кремлевских чиновников с обросшими шерстью сердцами, давно не читавших книг, с мозгами в водочных парах и с кассовым аппаратом в душе! Как непохожи они на этих уродливых недочеловеков с бегающими глазками, умеющих лишь плести тараканьи интриги даже ценой гибели собственного государства! Но не меньше чужды они и лощеным сорокалетним «мальчикам», экономистам и делягам, чей мир стиснут в пределах Садового кольца, в чьих головах — лишь буквари западного либерализма до каталоги роскошных магазинов. Ибо познать свою страну — это слиться с нею, обрести сверхвидение и способность объять необозримые пространства одним взглядом. Сам этот путь восприятия имперских людей недоступен Западу. Ибо в нем господствует лишь примитивный материальный расчет, рационализм, норовящий расчленить сложное единство мира на простые составляющие. А это все равно что пропускать картины да Винчи через мясорубку. Они разлагают все на элементарные составляющие: вот — политика, вот — экономика, вот — фольклор. Они и Россию все время расчленяют то на регионы, то на какие-то уровни. Запад — царство анализа, но на синтез он не способен. Но расчленить, пусть даже и для познания — это значит убить.

А люди имперские выступают мастерами синтеза, способными создавать будущее страны как единое целое, где купола соборов, поместья и крылатые ракеты, где электростанции и традиции связаны едиными узами. Как ни парадоксально звучит подобное утверждение для ушей человека с западно-рационалистическим складом рассудка. Одним из таких «третьих римлян» живет среди нас — русский скульптор и архитектор Константин Пчельников. Который еще в 1970 году заявил об опасности распада Империи и говорил о необходимости по-новому организовать Русское пространство.

Пчельников — один из тех, кто осознал всю уникальность Российской Империи — Советского Союза, аналогов которой нет в мировой истории. Он видит огромную Евразию как титаническую чашу, ограниченную по краям горными целями — Пиренеями и Балканами, Карпатами и Кавказом, Тянь-Шанем, Гималаями и Тибетом. На восточной и западной оконечностях прочь от вогнутой «линзы» Русского пространства как бы стекают в Океан Европа с Китаем, отделен Гиндукушским хребтом Индостан. Они — вне нашей Чаши. Восточные славяне заселили ее и организовали почти круглое пространство с центром в Москве, протянув из нее струны радиальных коммуникаций. Получился магический круг, Священное Колесо, внутри которого заключено до 70 процентов всех природных ресурсов Земли.

Чаша стабильна в исторической перспективе, в отличие от Мирового Острова — Америки, замкнутого на паутину зыбких и эфемерных морских коммуникаций. Чаша потенциально — пуп мира, ось его истории. Пчельников убежден: русские должны создать новую систему планетарных коммуникаций — от Португалии до Москвы, а через нее, сквозь всю Сибирь — к Беринговому проливу, отделяющему евразийскую Чукотку от американской Аляски. Там через воды перебрасывается титанический мост и возникает сверкающий мегаполис, Берингоград, через который путь лежит на Американский континент. От этой Оси Мира должны сбегать к югу меридиональные магистрали — к Африке, Индии и Китаю. И стеречь эту ось новой глобальной системы должен стальной и грозный гигант — стабильная наша Империя. Создав новую сеть мировых дорог, мы приведем к падению роли Персидского и Ормузского проливов, Суэцкого канала и Сингапура, обретя огромные богатства и мировое лидерство...

В 1965 году Пчельников вошел в демографическую комиссию при Московском университете. Спрогнозировав тогда спад рождаемости в 1990-е и предлагая выход из грядущего кризиса: прекратить распыление восточных славян из их исконных центров расселения на края Империи, на периферию Чаши. И снова стягивать их к ее центру, восстанавливая «выеденную» в ХVIII-ХХ веках сердцевину Руси, восстанавливая запас цивилизационной прочности. В 1970-м он предлагает схему кинетического расселения — вокруг цивилизационных ядер и силовых линий, с вахтовой системой эксплуатации промышленности на периферии. Пчельников убеждал: надо реставрировать утраченный русский пространственный порядок, наше этногосударственное ядро.

Он сравнивает все это с возведением огромного соборного купола над сердцем русского мира, вокруг коего поднимутся купола малых и средних народов, городов, корпораций. Города превращаются в «созвездия», а из русского ядра удаляются «сараи, стройплощадки и экологически вредные производства».

Центром этого ядра и Великой Чаши Пчельников мечтает сделать коммуникационное ложе — Артполис в южномосковском район Битцевского парка. Этакую расколотую на две половину восьмигранную пирамиду, в плане образующую восьмилучевую арийскую звезду — противовес шестиконечному символу иудейско-протестантской цивилизации. Здесь — средоточие банков, бирж, офисов фирм и информагентств, пунктов космической связи. Узкая горловина, сквозь которую идет обмен культурными, технологическими и организационными ценностями под контролем Православного народа. Это — уникальный кристалл созидания. Но, увы уже для рыхлого и сорного, распадающегося постсоветского пространства. Но так, чтобы мы овладели искусством коммуникаций, овладения пространствами и манипулирования ими. Поставив себе на службу современные финансовые бизнес-технологии, вовлекая в освоение богатств Чаши и реализацию титанических проектов капиталы всего мира. Под русским контролем! Сжатием этномассы восточных славян к традиционному центру Империи запускается «реактор», энергия которого обеспечивает новый пассионарный всплеск, новое расширения Империи. Ее великую Трансгрессию!

Во времена Горбачева у нас было в сто крат больше сил, дабы взяться за такой проект Православно-имперского будущего. И еще больше — в начале 1970-х. Воздушные флоты, армады танков, сосредоточенные в уникальных центрах гроздья научно-технической мощи — тогда еще полновесные, а не иссохшие, как ныне. Плюс поток нефтедолларов, так бездарно проеденных режимом Брежнева на импортное шмотье. А еще — уникальная система власти огромной мобилизационной силы, которая в руках Вождя-Ваятеля способна творить невиданные чудеса (О Пчельникове — см. «День», N 17,1992 г., «Завтра», 37 и 52,1995 г.).

Такие, как этот мыслитель, творили образ мира после нашей победы в Третьей мировой, полувековой холодной войне. Когда Запад, пав в изнурении от попыток перемочь русских в гонке вооружений, признал бы тщету своих потуг и заявил бы о готовности участвовать в нашем Суперпроекте. Когда и мы смогли бы бросить в него высвобожденные из военной сферы силы.

Но разве могли понять и принять мистические откровения Пчельникова тупые и уже бессильные кремлевские бонзы, в чьих мозгах не было ничего, кроме «Краткого курса ВКП(б)», водки и банек? Разве могла приветствовать его наша тогдашняя социолого-демографическая элита, все эти еврейские академики бромлеи, першицы и заславские? Ведь они аналитики, расчленители, а Пчельников — это синтез. Он, в отличие от них — русский пассионарий, и его проект мог родиться лишь в голове представителя народа с вековыми имперскими и с тысячелетними арийскими традициями, в уме продолжателя дела русского космизма. Но никак не в мозгах потомках выходцев из тесных и сварливых гетто, скопищ торгашей и менял. Независимо от образования мы подчас наследуем память наших многочисленных предков — через семейное воспитание, разговоры и предания. И широта мысли потомка воинов и покорителей огромных просторов, способных на сверхчеловеческое напряжение резко отличается от мировоззрения тех, чьими предками были местечковые аптекари,лавочники и часовщики.

В те года подобные академики на своих междусобойчиках уже говорили об обреченности страны, и, мечтая жить по-западному, поднимали тосты за новую революцию. Еще немного — и появится великовозрастный Политический Идиот Сахаров с бредовыми идеями предтечи Эсэнговии — Союза Суверенных республик. В адском вареве позднесоветской демографическо-социологической науки родятся титаническая дама Старовойтова, будущая демократка и поборница идеи раскола России на пятьдесят стран, и профессор Янов — теоретик изменения этнопсихологического типа русских в сторону американизации и либерализма. И какую же боль испытывал Пчельников, когда видел, что у Империи есть все для реализации такого проекта. Все, кроме одного — воли.

Мы с вами знаем твердо: в стране есть люди, владеющие имперскими мета-технологиями. Создатели будущего Тысячелетнего Третьего Рима!

Мы попытались набросать лишь самые общие контуры Русской Цели и стратегии победы в глобальной борьбе. И не придумали ничего нового. В стране уже к середине 80-х годов насчитывалось множество людей, высказывавших в общем сходные мысли.

В 1980-м впервые люди в черных рубашках стали праздновать годовщины Куликовской битвы, этого первого вступления на историческую арену великороссов, наследников древних русов Киевско-Днепровской цивилизации. В 1982 году мы с товарищами, учась в девятом классе, зачитывались только что вышедшей — и, увы, посмертной! — книгой Владимира Чивилихина «Память», где автор вел нас к самым древним русским истокам. Творил великий художник Илья Глазунов, и мужественные лица полководцев великой Отечественной на его полотнах соседствовали с ликами Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Мы зачитывались трудами историка Ф.Шахмагонова, и с их страниц глядела живая история. Еще читал лекции Лев Гумилев, познавший и гонения от академика Бромлея, и тайны жизни народов. А рядом с ними уже были десятки учеников.

Мы всего лишь свели воедино мысли, высказанные еще в прошлом веке Леонтьевым и Данилевским. Официальная идеология в стиле «Слава КПСС!» стала всего лишь омертвевшей коркой, под которой в 80-е зрели два начала. Одно — это настроения тех, кто благоговел перед Западом и втайне мечтал о наживе на разрушении страны. Другое — русско-православное, имперское течение. Субпассионарная и пассионарная тенденции. Трагедия наша заключается в том, что первое начало оформилось быстрее второго, поддержанное умелой рукой Запада. И раболепствующие перед ним оказались у власти. В этом им пособила и господствующая идеология, марксизм — уродливое искажение-ответвление либерализма, с тем же приматом материального и примитивно-рационалистического.

Русское же начало кристаллизоваться не успело. Хотя то был зародыш новой цивилизации. И взгляды, изложенные нами, находили все большее признание среди тех, кого мы нарекли людьми Меча и Молота. И чем дальше то время, тем сильнее ощущение того, что мы тогда промчались через развилку дорог в будущее, выбрав неверный поворот. Ощущение великого упущенного шанса.

Александр Проханов написал: «Трое мясников, закатав рукава, набросились на Советский Союз и зарубили его топорами. Они рубили не партию, не коммунизм, не стратегические ракеты, а зародившуюся в недрах СССР «русскую цивилизацию», основанную на великих открытиях науки и техники, на прозрении о Боге и Космосе, на благоговении человека к человеку, на бережении праматери-природы. На сложнейшем синтезе земного строительства и порыва в непознанное мироздание, который в конце 70-х годов среди социальной тишины и внешней неподвижности складывается в новое земное устройство — русскую цивилизацию. Как будущая мать, почувствовав в себе биение плода, затихает, дурнеет лицом, избегает внешних проявлений, сосредотачивается на внутреннем бытии, на таинственном взращивании, так наша страна, не тяготясь тем, что ее назвали «застойной», копила силы, переливала их в будущее богатырское дитя, готовилась к родам.

Убийцы, как в притче об избиении младенцев и о царе Ироде (в православном народе Ельцина сравнивают с царем Иродом), искали этого будущего богатыря и спасителя и безжалостно рубили кричащую мать...»

Запад знал — русские рождают Солнечного Богатыря, коему он никогда не сможет противостоять. И он сумел мобилизовать все силы Зла, все древнюю магию интриг и управления умами ради одного: не дать нам сотворить чудо!

Но мы знаем контуры нашего великого будущего. Хотите ли вы жить в приоткрывшемся нам мире и строить такую Империю?

Субпассионариев мы не спрашиваем...