ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ 2. ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ТРЕТИЙ РИМ И ВОЛЯ К ЯДЕРНОМУ ПРАВОСЛАВИЮ. 6 страница

Мы же пошли другим путем. Словно древние воины-латники, русские штурмовики создавались для тяжелого труда. Для бреющих, на высоте деревьев, полетов. Словно русский ратник, который часами работал мечом в жаркой сече, наши самолеты методично обрушивали на земного врага огонь своих пушек, кромсали передний край врага.

В Отечественную воевал настоящий самолет-воин, детище Ильюшина — штурмовик Ил-2. Двухместный, угловатый, выкованный из двухслойной комбинированной брони. Вооруженный пулеметами, двумя пушками, бомбами и реактивными снарядами, он часами висел над головами немцев. Они прозвали его «черной смертью», мы — «летающим танком». Машина удивительной живучести, Ил-2 подчас возвращался назад с истерзанными пулями и осколками крыльями, с десятками пробоин, с оторванным наполовину стабилизатором. За всю войну мы построили 36163 Ил-2. Абсолютный рекорд по производству одной марки самолета во всем мире!

Американцы не изменили своим привычкам и после той войны. Они по-прежнему делали штурмовиками обычные истребители. Например, в одном варианте «Фантом» — истребитель. Но через пару часов, после навески на него бомб и контейнеров с ракетами — он уже штурмовик. И во Вьетнаме они так и летали: тяжело нагруженный «Фантом» в сопровождении собрата налегке. О печальных итогах сей тактики и о сотнях сбитых американцев мы уже писали.

С другой стороны, США приспособили под штурмовик «Дуглас-Скайрейдер» — самолет времен Второй мировой, впервые поднявшийся в воздух аж в 1944 году. «Скайрейдеры» прослужили в американской армии до начала 70-х годов. Понеся тяжелые потери во Вьетнаме.

СССР шел своим путем. В 1959 году взлетает Су-7Б. Оснащенный новейшей по тем временам навигационной и прицельной аппаратурой, мощным оружием. Только две тридцатимиллиметровых пушки чего стоили! Его скорость почти вчетверо превосходила скорость «Скайрейдера». Су-7Б развивал быстроходность в 1,8 махов. Будучи при том маневренным, способным летать в большом диапазоне скоростей.

В юбилей 50-летия Победы «Техника — молодежи» писала: «Однажды в присутствии высокопоставленных лиц летчик-испытатель Е.Соловьев ввел Су-7Б в пологое снижение и разрядился по мишеням... Когда рассеялось громадное облако огня и дыма, взорам зрителей открылась разбитая, обугленная техника, изуродованные взрывами укрепления и горящая земля. Сам же Су-7Б, как выяснилось, обладает... отменной живучестью. Например, во время индо-пакистанской войны 1971 года (а самолет экспортировали во многие страны), возвращаясь с боевого задания, он попал под огонь нескольких вражеских истребителей, получил десятки пробоин. Но не загорелся и не потерял управление — дотянул до аэродрома».

Да, наши имперские, православно-византийские традиции продолжали жить и тогда. У американцев просто не было ничего подобного. Лишь в 1973 году на конкурсе проектов в США победила машина фирмы «Фейрчайлд» — А-10А «Тандерболт».

Это весьма архаичная машина, как ни рекламировали ее американцы в 1991 году. Прямые крылья, раздвоенный хвост. Два турбореактивных двигателя «навьючены» по бокам фюзеляжа сразу за крыльями. Скорость крейсерская — 550 километров в час, максимальная — семьсот. Как пишет И.Андреев в книге «Боевые самолеты», эта машина своими формами и летными данными напоминает самолет времен Второй мировой. Правда, А-10А мощен — несет боевую нагрузку в семь с четвертью тонн на одиннадцати узлах внешней подвески: бомбы, ракеты, контейнеры с 23миллиметровыми пушками. В носу же этого штурмовика установлена семистволка, сие орудие стреляет в темпе 2400-4200 выстрелов ежеминутно.

Однако СССР в 1979 году дал достойный ответ — штурмовик Су-25, созданный М.Симоновым. Он куда легче «американца», неся на подкрыльевых пилонах 4,4 тонны оружия. Однако тоже мощен: бомбы, контейнеры с неуправляемыми ракетами и 23-миллиметровыми пушками. И его носовая пушка тоже — 30-миллиметровая, моторная. Хотя и двуствольная. Запас снарядов у нее поменее — 250 против 1350 у А-10А.

Зато есть у Су-25 то, чего нет у неуклюжего «американца». Максимальная скорость у А-10 — 700 километров в час, у нашего — 975. Дальность полета А-10 — 460 километров. А у нашего штурмовика — 1250 верст. И выходит, что сей «меч» у США короток и тяжел, а наш — хоть легче, но длиннее и быстрее. Да и сбить А-10А куда легче, чем нашего. Ведь Су-25 поразительно живуч и защищен. Кабина пилота защищена интегральным бронированием, и сам он как бы сидит в титановой «ванне». Бронированы и жизненно важные агрегаты системы. Баки с горючим защищены и заполнены пористой массой малой плотности: их не подожжешь. А пробьешь — пористая масса закроет брешь.

Наши в Афганистане прозвали Су-25 «Грачом». Именно на «Граче» летал на штурм горных душманских баз Александр Руцкой, ставший Героем Советского Союза. Су-25 выдерживал огонь зенитного оружия — а ведь били по нему с гор, в упор! Потери экипажей на «Грачах» были на порядок ниже, чем на других самолетах и вертолетах нашей армии. Лишь передача душманам новейших американских ракет «Стингер» позволила им сбивать «Сухих». Да и то не всегда — летчики мастерски выбрасывали ложные цели, уводившие американские штучки в сторону.

Су-25 был настолько бронирован, что подчас возвращался на базу и после удара «Стингера».

Сначала на «Грачей» не ставили противосамолетных ракет. Но когда Руцкой был сбит в результате неожиданной атаки пакистанского истребителя, на Су-25 поставили снаряды «воздух-воздух». В отличие от А-10А. Ныне, если запищит в кабине штурмовика «Береза» — система оповещения о работе прицельного локатора врага — «Грач» развернется навстречу опасности и плюнет ей в лицо огненными стрелами. Вполне реальна картина: проштурмовав вражьи позиции, на пути домой Су-25 встретят А-10. И посбивают их, неуклюжих да тихоходных, как на полигоне.

А-10А проверялся в бою только над ровными, как стол, просторами Кувейта в 1991 году. А «Грач» испытан в горном хаосе Афганистана, где спас жизни тысяч русских солдат. И в Чечне себя показал. Если за всю войну в Афганистане «стингерами» было сбито 14 «Грачей», то дудаевцы смогли теми же американскми штучками уничтожить всего троих «Сухих». А в январе 1995-го Су-25 успешно накрыл бетонобойными бомбами дудаевский дворец в центре Грозного. Выстроенный из сверхплотного, фортификационного бетона, он был насквозь пронизан нашими бомбами, поразившими бункеры-подвалы. Но то — лишь Су-25. А сверхсовременный штурмовик бреющих атак, «летающий крейсер» Су-34 вообще не имеет аналогов в мире — мы описали его в предыдущей главе. На его фоне «Тандерболт» выглядит совсем допотопным.

В книге американского мехлиса Клэнси «Красный шторм» А-10А легко господствуют на поле боя, десятками сжигая советские танки. Все ручные зенитные ракеты «Стрела», выпущенные русскими, сплошь летят мимо них.

«Стрела» уже устарела к середине 80-х. В войска поступали комплексы «Игла», превосходящие даже хваленый ручной зенитный «Стингер».

В фантастической книге Стивена Хантера «За час до полуночи», вышедшей в 1990 году, описано действие «Стингеров» против А-10А. Ими вооружена группа афганских ветеранов советского майора Ясотого (ну не даются им наши фамилии!), которая в США захватывает пусковую установку баллистической ракеты. Чтобы, ударив ею по СССР, спровоцировать падение проамериканского режима Горбачева.

В общем, там «Стингеры» разметывают в куски один штурмовик за другим. Между тем, у нас с 1981 года есть переносная «Игла», которой пехотинцы стреляют с плеча. В 1991 году в войне с Ираком именно «Иглой-1» был сбит самолет морской пехоты США. В 1983 году на коломенском заводе начали выпуск «Иглы -2» с новой оптической головкой самонаведения, оснащенной еще и логическим блоком отбора цели. Которая отсеивает помехи и игнорирует ложные цели — инфракрасные ловушки. Вероятность поражения летательных аппаратов у этой ручной ракеты выросла восьмикратно.

Чем бы мы крошили американские штурмовики? Сравним-ка «Стингер» с «Иглой-2». Детище русских поражает цели в диапазоне высот от 10 до 3500 метров. «Стингер» — от 3 до 3500 метров. Максимальная скорость цели, на которой ее поражает «Игла» — 400 метров в секунду. У «Стингера» — 340 метров ежесекундно. Вероятность поражения цели одной ракетой у нас — 0,38-0,58, у американцев — 0,3-0,5. Максимальная дальность боя «Иглы» — 5,2 километра, у «Стингера» — 4,5 километра. Наша ракета приводится в боевое положение за 13, а «Стингер» — за 30 секунд.

Ну, что бы ждало тихоходные и неповоротливые «Тандерболты» при столкновении не с иракской, а с русской армией?

Су-25 прошел суровейшую школу. В июле 1981 года укомплектованная этими машинами 200-я эскадрилья прибыла в афганский Шинанд, чтобы участвовать в боях за Луркох — непроходимое нагромождение скал среди выжженной солнцем равнины. Басмачи превратили его в неприступную крепость, закутанную поясами минных полей, усеянную огневыми точками и бетонными укреплениями. Следить за результатами налетов штурмовиков приехал генерал В.Хахалов. Там он и погиб, направив свой вертолет вглубь Луркоха после очередного налета. После этого войска взяли эту твердыню штурмом («Авиация и космонавтика», выпуск 21).

Потом штурмовики 200-й участвовали во взятии Герата, в боях с пятитысячной армией местного эмира Турана Исмаила, который держал под пятой семь провинций. Они летали в пыльные бури, выдерживали порывы раскаленного «афганца». С сентября 1981 года Су-25 ведут бои в окрестностях Кандагара у самой пакистанской границы, нанося удары по окружающим город отрядам душманов. Рядом были горы Майванда, где сохранились крепости прошлого века. И наши летчики дрались в горных теснинах, бросая самолеты в каменные мешки ущелий, куда не рисковали снижаться другие самолеты. Су-25 заходил на цель вдоль ущелий. Или, если они были широкими, «скатывался» вниз вдоль одного склона и буквально выползал из атаки по противоположному. Один из летчиков тогда провел самолет по темному извилистому ущелью, ударив по надежно скрытой в нем огневой точке и крутым боевым разворотом вырвался прочь.

Сбрасывая полутонный бак с загущенной горючей смесью, штурмовик накрывал пылающим ковром 1300 квадратных метров. Пуская неуправляемые ракеты С-8БМ — крошил скальные стрелковые гнезда и доты. Особенно страшными были его снаряды С-8ДМ с жидкой взрывчаткой. При попадании в цель они окутывали ее гремучим «туманом», проникавшим во все закоулки и расщелины, и потом это облако взрывалось, уничтожая все. Таким же образом действовали и объемно-детонирующие бомбы «Ворон», сметавшие все в радиусе 20-25 метров. Однако в разреженном воздухе действие этого оружия ослаблялось. Но особенно хорошо действовала пушка ГШ-2-30, обрушивая на врага 19 с половиной кило снарядов ежесекундно.

Бронированный короб машины и прочное стекло кабины выдерживали попадания 12,7-миллиметровых пуль тяжелых пулеметов, и на бортах Су-25 потом находили следы размазанных по обшивке пуль. А ведь 50-граммовая пуля ДШК прошивала даже «лбы» бронетранспортеров!

Вскоре «25-е» стали основной ударной силой авиации русских войск в Афганистане, получив, как уже говорилось, прозвище «грачи» — за умение отыскивать и «выклевывать» врага из самых труднодоступных мест. Была отработана тактика штурмовок во взаимодействии с вертолетами, которые наводили Су-25 на цели. Следом за ними шли броневертолеты Ми-24, окончательно «зачищавшие» район налета. 2 февраля 1983 года в провинции Мазари-Шариф банда из кишлака Вашхак убила наших инженеров, работавших на местном заводе удобрений. В назидание кишлак был сметен с лица земли атакой «Грачей» и вертолётов. Родилась и «дипломатия штурмовиков», когда старейшины племен отдавали пленных солдат после демонстрационных ударов. Су-25 блокировали крупные банды, засыпая минами проходы в горах и перевалы. Эти самолеты вылетали на охоту за подвижными отрядами афганцев и прикрывали идущие по горным дорогам автоколонны. Ничего подобного в Чечне уже не было.

Трудная пора пришлась на май 1985 года, когда началась четвертая пандшерская операция в центральных районах страны, когда пришлось драться с отрядами Ахмад Шаха, вооруженными швейцарскими скорострельными 20-миллиметровыми зенитками «Эрликон-Берле». Тогда наши применили 122-миллиметровые ракетные блоки Б-13Л, бившие на четыре версты осколочно-фугасными С-13-ОФ и С-13, которые пробивали трехметровый слой земли и камней над укреплениями. А тяжелые неуправляемые С-25 с двухсоткилограммовой боевой частью крушили крепости и скальные форты. Под крылья подвешивались контейнеры с подвижными пушками ГШ-23, которые могли вести огонь даже назад, за хвост. Они прикрывали штурмовик при выходе из атаки, когда его обстреливали с тыла.

Весной 1986-го пилоты опробовали ракеты с лазерной наводкой — Х-25 и Х-29Л. Цели «подсвечивались» с другого самолета лазерным дальномером «Клен-ПС». Но потом оказалось, что замаскированные объекты лучше обозначать с земли. Для этого появились БОМАНы — боевые машины авианаводки на базе бронетранспортеров. С их помощью удалось уничтожить несколько штабов и исламских комитетов. И именно БОМАНов нам так будет не хватать в чеченской кампании.

Лазерные ракеты штурмовиков уничтожали укрепленные пещеры, неуязвимые для другого оружия. Они влетали точно во входы каменных мешков и в узкие амбразуры. Особенно успешно применялась тяжелая Х-29Л с 317-килограммовой прочной боеголовкой. Пробивая камень, она проникала вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Всего в Афганистане было использовано 129 ракет с лазерным наведением. Их выпускали с дистанции 4-5 километров в пологом пикировании под углом в 25-30 градусов. Впрочем, в дело шли и более простые С-25Л, на которые ставили головной блок с лазерной наводкой. Командир десантной роты, прижатой огнем нависшего над Багланским ущельем дота, вспоминал: «Головы было не поднять, как вдруг над нами проскочила пара самолетов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло дот в щебенку». (В.Марковский «Возвращение к «Грачу», «Техника и оружие», N10, 1996 г.)

Впервые в бою подобные высокоточные ракеты применили евреи при штурме Бейрута в 1982 году. Тогда они охотились за палестинским лидером Арафатом, вгоняя управляемые снаряды чуть ли ни в форточки зданий. Как видите, подобное оружие было и у нас. Кажется, именно его имел в виду Грачев, когда хвастливо обещал в два счете взять Грозный в декабре 1994-го. Но у нищего беловежского обрубка великой страны уже не было средств: в Чечне применялись исключительно обычные бомбы и неуправляемые ракеты. А тогда — тогда Су-25 выдержали сложнейший экзамен в самой тяжелой из войн — горной. Когда по штурмовикам вели огонь даже сверху, с вершин и горных гребней. Штатовский А-10А такой проверки не прошел.

Но самым суровым испытанием стало появление у душманов переносных зенитных ракет. Привлекаемые тепловым потоком, они били в двигатели и топливную систему. Первый «Грач» погиб 16 января 1984-го. Тогда до конца года от ракет мы потеряли еще пятерых. Пришлось срочно дорабатывать систему защиты. Прежде каждый Су-25 нес четыре специальных кассеты с инфракрасными патронами — ложными целями. Но летчики ими не пользовались — надо было отвлекаться во время самого напряженного момента атаки, чтобы щелкнуть тумблером на борту кабины. Да и запаса патронов-»обманок» хватало лишь на минуту. Включать же систему тогда, когда ты замечал пуск, было поздно — головка ракеты уже захватывала настоящую цель.

Мы вышли из положения, сделав систему отстрела ложных мишеней автоматической, с увеличенным вдвое запасом патронов. Она включалась в момент начала боевого захода и выключалась через полминуты после выхода из атаки. И пилоты часто слышали, как сзади рвутся выпущенные по ним ракеты.

Но еще хуже стало в 1986-м, когда американцы поставили афганцам портативные зенитные «Стингеры», с высокочувствительной головкой наведения, легко отличавшей жар самолетных двигателей от горящей ловушки. К тому же, они разрывались даже без соприкосновения с самолетом, проходя вблизи. В ноябре 1986-го они погубили четыре наших штурмовика. К сентябрю 1987-го потери составили уже целую эскадрилью.

Тогда пришлось срочно повышать живучесть машины. «Грачу» и так ее было не занимать. Майор А.Рыбаков дотянул до аэродрома на самолете с захлебнувшимся мотором, залитым керосином из просеченных баков, с простреленным фонарем кабины и отказавшей гидросистемой. Ни один прибор не работал, и пилот с залитыми кровью глазами сажал самолет «на брюхо» по командам ведомого. А 28 июля на базу вернулся горящий «Грач» с полутораметровой брешью в борту. Самолеты возвращались даже с почти оторванными хвостами, с истерзанным крылом.

Тогда главный конструктор штурмовика В.Бабак сам выезжал в Афганистан и вывез оттуда в Москву пораженный «Стингером» Су-25. Ракеты в основном поражали машины снизу-сбоку двигателей, разрушая компрессоры и турбины, лопатки которых разметывало в стороны страшной центробежной силой, и они крушили все на своем пути почище снарядов. Перебивая «сосуды» топливной арматуры. Поэтому на фронт стал поступать Су-25 повышенной живучести — с тугоплавкими стальными тягами управления, со стальными плитами по бокам моторных отсеков, с защитными матами из стеклоткани и с автоматической отсечкой подачи горючего при включении противопожарной системы. Для обдувки двигателей и охлаждения сопел приладили особые воздухозаборники, делая самолет менее «ракетопривлекательным». Сработали еще бронешторки фонаря и блиндировали дополнительно систему отстрела ложных целей.

С августа 1987 года такие машины поступают на фронт. Применили и новые приемы. Теперь самолет взлетал по спирали и заходил на посадку весьма круто, используя воздушные тормоза. Больше стало ночных рейдов, когда цели подсвечивали бомбами-люстрами старые самолеты Су-17. И все же «Стингеры» тогда заставили «Грачей» уходить на большие высоты.

Могущество русской штурмовой авиации к началу 1990-х годов оказалось на грани нового подъема витка. Тогда ОКБ имени Сухого под руководством В.Бабака разработало новую модель — Су-25Т, «летающий танк» эпохи оружия высокой точности. «Т» поднялся в небо в 1984-м. В нем удалось решить «стингерову проблему».

Этот самолет — лучший ответ любителям порассуждать о «русской отсталости». Бронированная кабина из титановых сплавов. Топливные баки в фюзеляже, заполненные пенополиуретаном. Он гасит разрушительные всплески горючего» предотвращая пожар, когда в баки попадают пули или осколки. Запас горючего специально удален от воздухозаборников двух двигателей на крыльях штурмовика. Так, чтобы вытекающая из развороченного снарядом бака жидкость не вызвала бы загорания моторов.

Су-25Т оснастили усиленным центропланом — срединной частью корпуса, защитили дополнительно топливные магистрали и тяги рулей. В результате вышел крылатый боец, способный бросаться в атаки на врага, вооруженного «Стингерами» и скорострельными мотор-пушками. Вероятность его поражения по сравнению с прежним «Грачом» снизилась в четыре-шесть раз.

Пилот Су-25Т имеет под рукой уникальную оптико-электронную систему «Шквал» — экран в правой верхней части приборной доски. Когда штурмовик летит, визирная головка сканирует лежащую под ним землю. И чуть мелькнет на экране нечто подозрительное — пилот щелкнет кнопкой привязки к цели на ручке управления самолетом. «Шквал» в 23 раза увеличит изображение пойманной цели. Танк он видит на дистанции 8-10 километров, боевой вертолет вроде американского «Апача» — с расстояния в шесть верст.

«Шквал» запоминает выбранный объект атаки и хранит его образ в своем «мозгу». Враг может хаотически метаться и петлять, но незримые щупальца системы уже не выпустят его, точно измеряя расстояние до него лазерным дальномером. Выпущенная с Су-25Т управляемая ракета благодаря «Шквалу» настигает врага почти в ста случаях из ста. А если огонь ведется неуправляемыми ракетами, то точность попаданий вырастает почти трехкратно. Бомба, сорвавшаяся с крыльевых пилонов штурмовика на пятикилометровой высоте, угождает в круг диаметром в 25 метров. Воистину, «Шквал» — это соколиные глаза «летающего танка».

И даже когда на землю спускается мрак, новый «двадцать пятый» несется во тьме, подобно крылатому назгулу из страшных сказок Толкиена, и взор его пронзает ночь. В контейнере под фюзеляжем Су-25Т способен нести низкоуровневый телевизионый прицел, замечающий чужой танк даже в призрачном свете молодой Луны в трех верстах впереди. На экране перед пилотом изображение усиливается, увеличиваются его контрастность и яркость, а размытые контуры обретают отчетливость. В ночной охоте штурмовик поражает железнодорожные мосты с расстояния в шесть-восемь километров, а речное судно — с восьми-двенадцати. Не входя в зону огня из «Стингеров».

В бою ему помогают свои авианаводчики, подсвечивая вражеские цели лучами лазеров. Набитый отечественной навигационной аппаратурой, ориентирующийся с помощью спутников системы «Ураган», самолет может работать, словно хирург, ударяя в самые болевые точки противника.

В иные моменты «Т» может стать роботом и лететь самостоятельно, и запрограммированный маршрут проляжет через заранее намеченные точки местности. Память борткомпьютера способна хранить трассы повторных ,заходов на цель или на посадку.

Штурмовик готов пойти на прорыв мощных рубежей противовоздушной обороны. Бортовая станция радиотехнической разведки засечет, какие радары работают впереди, оценит степени угрозы, выдаст совет по уклонению от локаторных лучей или выпущенной ракеты. Выстреленная ракета Х-58У помчится на работающий радар врага. Станция скрещена с системой «Шквал», и потому даже если враг в попытке спастись отключит локатор, все равно его поразят ракеты русского штурмовика.

В скоротечной схватке с зенитчиками без устали работает аппаратура помех. Создавая множество их — мерцающих, уводящих, шумовых — она обманывает головки самонаведения. «Стингеры», страшные «Стингеры», несущиеся на тепло самолета. Они впереди? Включается система отстрела 192 ложных целей. Они выпущены сзади? В основании хвоста включается мощная цезиевая лампа, и ее мигание «чарует» идущие на тепло ракеты, как дудочка индуса — ядовитую кобру. «Стингеры» уводятся в сторону.

А чтобы Су-25Т выбрасывал меньше тепла, его создатели поместили в сопла моторов особые обтекаемые тела, заграждающие от датчиков ракет горячие лопатки турбин. И придумали дополнительные воздухозаборники, перемешивающие выбрасываемые реактивные струи с холодным воздухом.

Самое страшное оружие штурмовика — это шестнадцать сверхзвуковых ракет «Вихрь», которых невозможно обмануть ложной целью. А еще каждый Су-25Т берет под крылья четыре противокорабельные ракеты Х-31А или Х-35. И горе той эскадре, которая попадет под удар хотя бы трех штурмовиков!

Конструкторы дали этому «летающему танку» и радары дальнего обнаружения, снабженные хитрыми системами цифровой обработки данных. Ими даже сквозь густые облака самолет засекает группу танков за 25 километров, портовые краны или доки — за сто верст, а ракетный катер — за 75 километров. Полученное изображение «замораживается» на экране, радар для скрытности выключают, и дальше машина идет, ведомая навигационной системой.

К развалу СССР мы успели построить всего восемь Су25Т на Тбилисском авиазаводе. Но не случись у нас у власти бездарного болтуна — и в 1990-х Империя получала бы эскадрильи лучших в мире «самолетов земной атаки». И как они нужны были нам в 1995-1996 годах, когда русским пришлось воевать на старых, изношенных Су-24 и Су-25 против скрывающихся в предгорных лесах чеченских банд, ощетинившихся «Стингерами», когда приходилось драться в лабиринтах городских кварталов!

А конструкторы под занавес Красной Империи создавали уже сверхштурмовик Су-39. Способный драться в воздухе с истребителями врага. Когда Руцкого в Афганистане атаковал пакистанский истребитель, и в кабине пронзительно зазвучала «Береза», предупреждая о нападении, пилот мог лишь развернуть штурмовик навстречу опасности. Зато на Су-39 ракеты Р-27Р и Р-27ЭР, РВВ-АЕ и Р-73 умеют сшибать чужие машины во встречном бою. Радар «39-го» засекает истребитель спереди на расстоянии 57, а сзади — на дистанции 25 километров. Особенно страшны ракеты РВВ-АЕ с инерциально-активным наведением. Их ведь не надо направлять, «подсвечивая» врага лазером.

Производство Су-39 даже освоили на Улан-Удэнском заводе. Вот только денег у ельцинской Россиянии на такую машину нет.

Пока мы говорили в основном о крылатых штурмовых машинах. Но ведь было у Империи и другое летающее оружие — вертолеты.

«Я гадал, не предстоит ли мне вскоре знакомство с сокрушительной огневой мощью, укрытой за титановым корпусом русского вертолета огневой поддержки Ми-24. Когда вертолет приблизился, раздалось клацанье затворов, ... и нам приказали срочно вернуться обратно, под защиту густого покрова джунглей. ...Звук постепенно затих вдали, и мы все вздохнули с облегчением», — вспоминает автор «Солдата удачи» Родди Скотт, посетивший воюющую африканскую Сьерра-Леоне. Впрочем, начать придется с исторического экскурса.

Помните сцену атаки вьетнамской деревни из фильма Копполы «Апокалипсис наших дней»? Там, где рота капитана Киллхорна под «Полет валькирий» Вагнера в пологом пике разносит в клочья бамбуковые хижины ракетами и скорострельными пушками? Главный герой в том эпизоде — тупомордый вертолет «Ирокез» UH-1, открытый с бортов. Раскрашенный символами рабовладельческой армии Южных Штатов 1861-1865 годов. США сделали вертолет символом своей хромированно-машинной цивилизации 50-70-х годов. Вертолеты заполоняют их фильмы и комиксы, они боготворят их. С середины нашего века они становятся мощным оружием поля боя и огневой поддержки войск.

В 1960-е «Ирокез» выступал основным боевым геликоптером звездно-полосатых. У нас же — созданный еще в 1952 году Ми-4. С 1954-го он поступал на вооружение воздушно-десантных войск Империи. Его вооружат пулеметом, блоками неуправляемых и противотанковых ракет. «Ирокез» — ровесник Ми-4. Во Вьетнаме оказалось, что живучесть его слаба, скорость мала, а маневренность — ограничена. Сравним UH-1D с нашим ветераном. Ми-4 тяжелее: 5,5 тонн против 2,36 у «Ирокеза». Скорость американца — 211 километров в час против двухсот у нашего. Зато дальность полета меньше — 480 верст против пятисот у Ми-4. И если у нашей машины есть противообkеденитеяьная система, то американец ее лишен. «Миль» брал на борт шестнадцать бойцов в полном вооружении или один грузовик ГАЗ-53, а «Ирокез» — только десяток душ.

Старый добрый Ми-4 способен воевать в Арктике и в джунглях. И даже в горах, ибо он может зависать на высоте двух километров (таков его статический потолок), а в движении (потолок динамический) «четверка» поднимается на 4 километра. «Ирокез» же обладает статическим потолком в 980 метров при динамическом в 3,5 километра. По сравнению с тяжеловатым трудягой-спартанцем Ми-4 «американец» выглядит, словно легкая пиратская бригантина перед крепким линкором.

В 1962-м появился второй русский геликоптер Ми-8 — четыре тонны, 250 километров в час и динамический потолок в 4,5 версты при шестистах метров — статического. Его вооружили крупнокалиберным пулеметом, бомбами и НУРСами на пилонах внешней подвески. Чтобы бороться с ракетами «земля-воздух» и тепловым наведением,машину снабдили системами рассеивания выхлопных газов, отстрела ложных целей и генерации импульсных инфракрасных сигналов. Ми-8 прошел афганскую войну и до сих пор поражает всех живучестью в боях на таджикской границе и в Чечне.

Опыт вьетнамской и арабо-еврейских войн заставил нас и Штаты создавать новые геликоптеры. Американцы пошли по пути разработки двухместных машин, способных бороться с танками и поддерживать огнем пехоту. Например АН-1G «Хью Кобра» — поджарый хищник со скоростью в 277 километров в час, с гранатометом, пулеметом и противотанковыми ракетами (1971 год). Позже его снабдят четырьмя противовоздушными ракетами «Сайдуиндер» или «Стингер».

В сентябре 1975-го в США полетел «Белл-409». С быстроходностью в 263 километра в час, он несет уже 30-миллиметровую трехствольную пушку. А в 1983-м появился АН-4 «Апач», герой нашумевшего триллера «Голубой гром». Он гоняет уже со скоростью истребителя 30-х — 320 километров в час, забираясь на высоту в шесть с четвертью верст и преодолевая без заправки 610 километров. Он до сих пор — гордость США, убийца танков, приспособленный для действий в любое время суток и в любую погоду. Два пилота наводят движением голов в кибершлемах и 30-миллиметровую пушку, и ракеты с лазерными головками. Кабину «Апача» сделали устойчивой к ударам 23-миллиметровых снарядов. Эту машину опробовали в 1991-м, во время «образцово-показательной» войны с Ираком на ровной, как стол, местности.

Мы избрали немного другой путь. В 1969 году появился Ми-24, не только штурмовик и истребитель танков, но и боевая машина для восьми пехотинцев. Двухмоторная машина с максимальной скоростью в 315 километров в час и дальностью действия в 450 верст. Статический потолок машины — 1050 метров, а динамический — в 4,5 версты. Ми-24Д, например, вооружен четырехствольным тяжелым пулеметом и противотанковыми управляемыми ракетами. На Ми-24П поставили уже 30-миллиметровое орудие. И это был первый наш геликоптер с бронезащитой.

Он поставил семь мировых рекордов и воевал в Афганистане. Американцы назвали его «Ланью» («Хайнд»). Клэнси в «Красном шторме» написал: «...Это штурмовая птичка, типа «Кобры». Плохая новость, лейтенант. У него внутри восемь солдат и масса НУР и пулеметов. И нечего думать подстрелить его. Эта сволочь бронирована, как танк...

...Он вспомнил лекцию о советских вертолетах, которую им читали в академии ВВС. Там цитировали одного афганца: «Мы не боимся русских, но боимся их вертолетов»...»

Июнь 1982-го, израильская армия вторглась в Ливан. В бой брошено лучшее оружие. Над горным местечком Айн-Згальта поднимаются жирные клубы черного дыма. Ми-24 сирийцев атаковали танковую бригаду евреев. Тяжелые машины запылали, пораженные ударами ракет-»панцерблицев». Потерь среди вертолетов не было.