Аграрный вопрос на юге и борьба с реакцией

Основу экономики Юга составляло сельское хозяйство. Подавляющее
большинство населения южных штатов были заняты в сельском хозяй-
стве, или тесно связаны с ним, поэтому от разрешения аграрного вопро-
са зависел весь ход развития революции на Юге.

После окончания гражданской войны землю требовали мелкие белые
фермеры и белые бедняки, многие северяне, пришедшие на Юг вместе
с федеральной армией и оставшиеся там на постоянное жительство.

В демократическом разрешении аграрного вопроса больше всего были
заинтересованы освобожденные рабы, так как в получении земельного
надела они видели основное условие обеспечения своей экономической и
политической независимости. Негритянские народные массы выдвинули
наиболее революционную программу разрешения аграрного вопроса, тре-
буя экспроприации земель плантаторов и бесплатного их распределения
среди негров и белого населения.

Эти требования вызывали сопротивление не только плантаторов, но
и правительства Соединенных Штатов, политика которого в аграрном во-
просе нашла полное отражение в законе от 3 марта 1865 г. о создании
Бюро освобожденных22.

В законе говорилось, что бесплатного распределения земель среди не-
гров не будет. Бюро предлагалось по возможности предоставить каждому
освобожденному негру и лояльному белому беженцу участок в 40 акров
из земель, брошенных плантаторами или конфискованных плантаций ак-
тивных участников мятежа. Земля предоставлялась в аренду на 3 года
с уплатой за каждый год пользования 6% ее стоимости в 1860 г., т. е.
когда цена на землю была наиболее высокой.

Такое решение федерального правительства фактически лишало не-
гров земли, так как бюро имело в своем распоряжении в 1865 г. всего
около 800 тыс. акров земли, большая часть которой была передана позд-
нее крупным спекулянтам и предпринимателям. Этот фонд был ничтож-
но мал для того, чтобы наделить землей 4 млн. освобожденных рабов и
сотни тысяч белых бедняков.

Таким образом, еще в конце войны конгресс США высказался против
революционного разрешения аграрного вопроса. Подобного курса правя-
щие круги США последовательно придерживались на протяжении всего
периода Реконструкции. Сразу же после окончания войны буржуазия взя-
ла курс на превращение освобожденных рабов в безземельных сельско-
хозяйственных рабочих, с тем чтобы заставить их обрабатывать лати-
фундии бывших рабовладельцев. Это был путь медленного развития капи-
тализма в сельском хозяйстве Юга, мучительный для негритянских на-
родных масс и значительной части белого населения Юга, напоминавший
эволюцию прусского типа.

Только немногие радикальные республиканцы, представлявшие ин-
тересы наиболее революционных кругов буржуазии Севера, настаивали
на конфискации и разделе земель плантаторов. Они считали, что предо-
ставление земли неграм и белым беднякам, создание класса мелких зем-
левладельцев на Юге отвечали интересам буржуазии, так как являлись
наилучшей гарантией против восстановления власти плантаторов.

Лидеры радикальных республиканцев в конгрессе Стивенc и Самнер
неоднократно указывали на необходимость предоставления земли афро-
американцам. Еще 22 февраля 1865 г., выступая в сенате, Самнер гово-
рил: «Освобожденные (негры.—Авт.) в течение многих поколений опло-
дотворяли эти земли своим потом. Пришло время, когда они должны
воспользоваться плодами своего труда»23. Стивенc и Самнер требовали конфискации земель и распределения их среди освобожденных негров и
белых бедняков. «Сорок акров земли и хижина были бы более ценны
для негра, чем немедленное предоставление права голоса»,— заявлял
Стивенc24.

Особый интерес негров к получению земельных наделов отмечают
все исследователи Реконструкции. Известный американский историк пи-
шет: «Первым требованием освобожденных рабов было требование зем-
ли» 25. Борьба негров за осуществление своих требований находила отра-
жение в работе негритянских народных конвентов и многочисленных ми-
тингов, созывавшихся на Юге. В декабре 1865 г. на негритянском
митинге в Гринсборо (штат Алабама) выступавшие заявили, что если
неграм не предоставят земли, то произойдет кровопролитие.

Конгресс и законодательные собрания штатов получали многочислен-
ные петиции негров с требованиями раздела земель плантаторов. Аграр-
ный вопрос занимал важное место в работе юнионистских лиг, которые
были в годы Реконструкции основными революционными организациями
негритянского народа. Негритянские юнионистские лиги выдвигали тре-
бование раздела земель и других видов собственности плантаторов между
бывшими рабами.

Руководители негритянского народа, учитывая эти требования масс,
выступали за наделение негров землей. «Мы никогда не будем иметь на-
стоящей свободы, пока не уничтожим систему сельского хозяйства, су-
ществующую в южных штатах, и не предоставим каждому негру собственную ферму»,—говорил член конституционного конвента Южной Ка-
ролины негр Френсис Кардозо. Однако лидеры негров не поддерживали
выступления негритянских народных масс, направленные на вооружен-
ный захват земель плантаторов. Кардозо, в частности, решительно вы-
ступал против конфискации земель плантаторов26.

Ф. Дуглас также не поддерживал идеи конфискации земель планта-
торов, а ограничился выдвижением проекта создания общенациональной
компании по оказанию финансовой помощи неграм в покупке земли.

Умеренной программе своих лидеров в аграрном вопросе негритянские
массы противопоставили требования захвата и раздела земель плантато-
ров. Еще в 1863 г. вокруг г. Джэксон (штат Миссисипи) негры с по-
мощью солдат федеральной армии поселились на землях плантаторов.
Во время боев в Северной Каролине негры с риском для жизни зани-
мали и обрабатывали землю на нейтральной полосе между войсками Се-
вера и Юга. В юго-восточной Виргинии негры завладели плантациями,
покинутыми хозяевами, и построили там хижины. Они оставались на этих
землях до тех пор, пока их не выселили силой.

Захваты земель плантаторов продолжались и в годы Реконструкции.
Весной 1867 г. около г. Ричмонд (штат Виргиния) 500 вооруженных не-
гров отказались платить ренту плантатору, заявив, что земля принадле-
жит им. Выступление негров было подавлено вооруженными силами.
В 1866 г. несколько негров было убито около Мемфиса (штат Теннесси)
во время попытки захватить плантации. Захват плантаторских земель
имел место и в других штатах.

Вооруженные захваты неграми земель плантаторов были далеко не
повсеместным явлением. Объясняется это не только репрессивными ме-
рами федеральных и местных властей, но и тем, что республиканская
партия сеяла среди черных иллюзии относительно законодательного удов-
летворения их требований в аграрном вопросе.

Яркую страницу в историю упорной борьбы за землю вписало негри-
тянское население побережья Южной Каролины, Флориды и прилегаю-
щих морских островов. Во время «марша к морю» Шерман предоставил
неграм, не имевшим никаких средств к существованию, земли в этом
районе. «Монопольное и исключительное право управления» на этих тер-
риториях предоставлялось самим неграм. Каждый негр получил по при-
казу Шермана на время войны участок в 40 акров, причем из текста
приказа можно было понять, что конгресс позднее предоставит эту землю
в постоянное владение негров27. 40 тыс. освобожденных рабов получили
земли в этом районе и с энтузиазмом приступили к ее обработке, до-
бившись значительных хозяйственных успехов. Органы местного самоуп-
равления негров, функционировавшие весьма успешно, имели различные
отделы, ведавшие школами, церквами, строительством дорог, сбором
налогов и другими областями управления 28.

Когда возвратились амнистированные президентом Джонсоном план-
таторы и попытались занять свои бывшие владения, они натолкнулись на
упорное вооруженное сопротивление негров. Негры на морских остро-
вах «создали нечто вроде собственного военного управления. Сформиро-
вали стражу и не разрешают ни одному белому... высадиться на остров,
а иногда проявляют открытое пренебрежение по отношению к пропу-
скам, выдаваемым командующим (федеральными войсками.—Авт.) это-
го района» 29.

16 июля 1866 г. конгресс принял билль, предусматривавший выселе-
ние негров с земель, занимаемых ими по приказу Шермана. Взамен ра-
нее занятых участков они получали по 20 акров из правительственных
земель. Земля предоставлялась им в аренду на шесть лет, по истечении
которых арендатор получал право купить обрабатываемую землю по
1,5 долл. за акр30. Билль от 16 июля 1866 г. означал, что земля не
передавалась, а продавалась неграм, что не было конфискации и рас-
пределения частной собственности плантаторов, а только продажа земель
новому владельцу.

Бывшие рабы не подчинились решению конгресса, отказались пере-
селиться с островов и упорно сопротивлялись неоднократным попыткам
плантаторов согнать их силой31.

Большую помощь черным американцам в борьбе за землю оказывали
негритянские-войска. В октябре 1865 г. в федеральной армии служило
около 85 тыс. афро-американских солдат. Большинство негритянских пол-
ков находилось в южных штатах 32. Эти войска не могли быть нейтраль-
ны в борьбе за землю. «Негритянские полки,—писал Фостер,—особенно
настаивали на наделении освобожденных рабов землей» 33.

Негритянские войска Техаса выступили с требованием раздела земель
плантаторов среди цветного населения. Командир негритянского полка в
г. Джэксон (штат Миссисипи) заявил, что черные должны защищать
свои права «пистолетными выстрелами и ударами штыка»34. Активная
поддержка негритянскими войсками борьбы своего народа за экономиче-
ские и политические права вызывала резкие протесты плантаторов, тре-
бовавших вывода негритянских полков из южных штатов. Имели место
даже репрессивные акции по отношению к командованию негритянских
войск. В Миссисипи, например, шериф одного из округов «арестовал пол-
ковника цветного пехотного отряда и был поддержан в этом президен-
том США»35. В 1866 г. Джонсон вывел с Юга ряд афро-американских
полков, что серьезно ослабило позиции черных в борьбе за землю.

В годы Реконструкции освобожденные рабы создали новую, невидан-
ную ранее на Юге форму ведения хозяйства — сельскохозяйственную ко-
операцию. Формы этой кооперации были довольно примитивны, она не получила широкого распространения, но сам факт создания кооперативов
вскоре же после освобождения от векового рабства является бесспорным
доказательством хозяйственных и организаторских способностей негри-
тянского народа.

Некоторые хозяйства достигали довольно крупных размеров. Так,
в одном негритянском кооперативе были объединены 160 человек, его
члены «работали не только с энергией, но и в безупречном согласии» 36.

Создание кооперативов являлось одной из форм борьбы негров за зем-
лю, так как в условиях кооперации слабым негритянским хозяйствам лег-
че было выдерживать конкурентную борьбу с плантаторами и преодоле-
вать многочисленные трудности, с которыми сталкивался негр, когда ему
удавалось стать собственником земельного участка. После гражданской
войны среди черных усилился процесс дифференциации. Некоторые из
них сумели стать довольно крупными землевладельцами.

Вскоре после окончания гражданской войны на Юге стали возникать
новые негритянские поселения. Одно из них в районе Тент-Ривер (штат
Северная Каролина), где проживало около 3 тыс. негров, было выделено
в отдельный муниципалитет. Негры успешно вели хозяйство и на свои
доходы содержали полицейского надзирателя, клерка, шесть медицинских
сестер, пятнадцать ремесленников и рабочих. Были проведены значитель-
ные работы по благоустройству, в частности построили хороший продук-
товый магазин. Работник Бюро освобожденных, сообщивший Объединен-
ной комиссии конгресса по Реконструкции об этом поселении, указывал,
что если бы земля, на которой расположено поселение, была продана
неграм, то это, несомненно, стимулировало бы их добиваться еще больших
хозяйственных успехов37.

Афро-американцы не только успешно вели хозяйство там, где им уда-
лось получить землю, но в ряде случаев создали систему самоуправления.
В Дэвис-Бенд (бывшая плантация президента Конфедерации Дж. Дэвиса),
например, весь район был разбит на пять округов, управление в которых
осуществляли негры — шерифы и судьи. Система негритянского самоуп-
равления действовала безотказно. Эти факты, писал Фостер, «явились
блестящим свидетельством политических способностей народа, только что
освободившегося от рабства» 38.

Начало организованной борьбы черных против наступления реакции
было положено негритянскими народными конвентами. Первые конвен-
ты были созваны в августе 1865 г. в г. Нашвилл (штат Теннесси) и в
г. Алекзандрия (штат Северная Каролина). Делегаты этих конвентов из-
бирались от негритянского населения штатов и получали полномочия об-
ращаться от его имени к конгрессу, президенту и другим представителям
властей.

Делегаты конвента в Нашвилле отмечали, что важнейшим требовани-
ем негритянского населения штата является необходимость установления
денежной платы за труд освобожденных рабов, предоставление им права
на образование, признание права негров иметь семью, отмена антинегри-
тянских дискриминационных законов. В решении конвента также указы-
валось на необходимость всемерно способствовать сближению черных с теми белыми, которые хотят поддержать требования негров и обеспечить
мир и порядок в штате 39.

Негритянские народные конвенты созывались и в других южных шта-
тах. Среди экономических требований делегатов конвента Южной Кароли-
ны важнейшее место занимал земельный вопрос. Черные требовали, что-
бы правительство опубликовало справедливые и беспристрастные распо-
ряжения по земельному вопросу. Делегаты конвента писали, что их дело
касается также и миллионов угнетенных в других частях земного шара.
Таким образом, видно, что вопросы, на разрешении которых настаивал
негритянский народный конвент Южной Каролины, включали основные
требования буржуазно-демократической революции.

Важную роль в борьбе негритянского народа за свои права сыграли
юнионистские лиги, или, как их иногда называли, лиги сторонников Сою-
за. Создание юнионистских лиг началось в годы войны на Севере. Лиги
создавались и на территории Юга, занимаемой федеральными войсками.
Число членов организации росло исключительно быстро. «От Мэна до
Флориды и от Атлантики до Тихого океана наши организации,—гово-
рили руководители лиг,— насчитывают миллионы членов»40. В Джорд-
жии, например, лиги были созданы практически во всех округах. Негров
в лигах было в 2 раза больше, чем белых. Всего на Юге в лигах насчи-
тывалось около полумиллиона человек 41.

Из Северной Каролины сообщали: «Юнионистские лиги находились
раньше и находятся сейчас почти полностью в руках цветного населе-
ния» 42. Лиги были важнейшими политическими организациями негри-
тянского народа в годы Реконструкции. Действуя в тесном контакте с
Бюро освобожденных и местными отделениями республиканской партии,
онж сыграли большую роль в осуществлении Реконструкции, превратились
в штурмовые центры революции. Их справедливо сравнивали с якобин-
скими клубами, действовавшими во время Французской революции 1789—
1794 гг.

Негритянские юнионистские лиги в ряде вопросов шли дальше про-
граммных положений республиканской партии. Лиги как политические
организации просуществовали около 10 лет. На Севере они стали распа-
даться сразу же после гражданской войны. Негритянские юнионистские
лиги понесли большие потери в неравной борьбе с Ку-клукс-кланом,
и после 1873—1874 гг. они, как правило, перестали играть важную по-
литическую роль, что в свою очередь привело к усилению террора Ку-
клукс-клана.

При юнионистских лигах негры создавали вооруженные боевые дру-
жины, стрелковые клубы и отряды милиции. «В каждой роте имеется
офицер. Цветные клубы проходят военную подготовку»,— сообщалось из
южных штатов43. В отрядах негритянской милиции соблюдалась строгая дисциплина: «Члены лиги организованы в роты, негры обязаны подчи-
няться приказу под страхом смерти» 44.

В годы джонсоновской реакции, несмотря на террор Ку-клукс-клана,
разоружить негров не удалось. Так, по данным комиссии по Реконструк-
ции, многие демобилизованные негры возвратились в Алабаму и в Север-
ную Каролину с оружием и оказывали вооруженное сопротивление план-
таторам. Реакционные правительства Юга объявили негритянскую мили-
цию вне закона, и черные вынуждены были снабжаться и вооружаться
сами. Только в годы радикальной Реконструкции, когда власть в южных
штатах в 1867 г. перешла к республиканцам, эта милиция стала получать
помощь от правительств Реконструкции, а в ряде штатов она официально
была признана милицией штатов.

В ответ на погромные рейды куклуксклановцев вооруженные отряды
негров совершали нападения на дома плантаторов — членов Ку-клукс-
клана, сжигали их имущество. Если плантаторы оказывали сопротивле-
ние, негры пускали в ход оружие.

Важное место в годы Реконструкции занимал вопрос о праве голоса
негров. Революционные круги буржуазии прекрасно понимали: для того,
чтобы сорвать попытки плантаторов реставрировать свою власть на Юге,
надо было в первую очередь получить поддержку негров, предоставив
им хотя бы ограниченные гражданские и политические права.

Резкое обострение классовой борьбы на Юге, усиление разногласий
по вопросам Реконструкции в конгрессе, начавшийся подъем рабочего
движения на Севере — все это создавало революционную ситуацию в стра-
не. Маркс писал: «После фазы гражданской войны Соединенные Штаты
только теперь вступили в революционную фазу, и европейские мудрецы,
которые верят во всемогущество г-на Джонсона, будут скоро разочаро-
ваны»45. И действительно, конгресс нанес новый удар по президенту
Джонсону, приняв в июне 1866 г. XIV поправку к конституции. Эта по-
правка была ратифицирована необходимым числом штатов, и 28 июля
1868 г. стала частью конституции страны.

XIV поправка носила компромиссный характер. Лидеры радикальных
республиканцев не сумели добиться безоговорочного признания за негра-
ми права голоса. Главный порок XIV поправки, так же как и всех после-
дующих законов в защиту гражданских прав черных американцев, заклю-
чался в декларативном характере этого документа, права негров провоз-
глашались, но не гарантировались.

В целом XIV поправка имела прогрессивное значение. Принятием
этой поправки конгресс укрепил позиции республиканской партии. Это
нашло отражение во время выборов 1866 г. в конгресс. Конгрессмены, из-
бранные на Юге, не были допущены в конгресс, и республиканцы полу-
чили в сенате большинство в 2/з, а в палате представителей — в 3/4 го-
лосов.

Таким образом, реакционная политика Джонсона в 1866 г. потерпела
ряд поражений в конгрессе и получила недвусмысленное осуждение ши-
роких масс избирателей. Это серьезно ослабило позиции президента и все-
го реакционного блока, что позволило радикальным республиканцам на-
чать борьбу за предание Джонсона суду за нарушение прав конгресса и
принятие закона о Реконструкции.

Первый закон о Реконструкции 46 был принят 2 марта 1867 г., после
того как по совету Джонсона южные штаты отвергли XIV поправку.
В законе говорилось, что для восстановления мира и порядка все южные
штаты разбивались на пять военных округов. Округ возглавлял генерал,
который получал в свое распоряжение вооруженные силы и осуществлял
всю полноту власти. Лидеры мятежников лишались права голоса, кото-
рое предоставлялось всем лояльным гражданам мужского пола, достиг-
шим 21 года, независимо от расы, цвета кожи или прежнего положения,
т, е. еще раз подтверждалось право голоса негров.

Закон вводился временно, пока южные штаты не примут новые, де-
мократические конституции, признающие за неграми право голоса, и не
утвердят XIV поправку к конституции.

Дополнительно к первому закону о Реконструкции было издано еще
три закона, которые детализировали процедуру осуществления радикаль-
ной Реконструкции в южных штатах. Взятые в целом, эти законодатель-
ные акты означали, что буржуазия спустя два года после окончания вой-
ны стала на путь вооруженной диктатуры по отношению к силам реак-
ции, лишила политических прав лидеров контрреволюции и предостави-
ла их негритянским народным массам, создав тем самым для себя проч-
ную опору на Юге.

Таким образом, растущая промышленная буржуазия возглавила борь-
бу против сил реакции и решилась на революционные методы в этой
борьбе. Но она оказалась недостаточно революционной, чтобы последова-
тельно осуществить эти меры и довести борьбу до конца. Американская
буржуазия после гражданской войны находилась уже в той стадии разви-
тия, когда она, оставаясь революционной по отношению к плантаторской
реакции, становилась контрреволюционной по отношению к растущему
пролетариату, широким массам фермерства, неграм. Это не могло не на-
ложить негативный отпечаток на политику буржуазии в вопросах Ре-
конструкции.

Закон о Реконструкции от 2 марта 1867 г. является знаменательной
вехой в послевоенной истории США. Его принятие означало окончание
периода послевоенной реакции, так называемой президентской Рекон-
струкции, и начало нового, революционного этапа, периода радикальной
Реконструкции Юга.