ЗАКОН О ПРОГРАММЕ ПО НАНОТЕХНОЛОГИИ
В ноябре 2003 г. Конгресс США принял, а 3 декабря 2003 г. президент Дж. Буш подписал "Закон XXI в. об исследованиях и разработках нанотехнологии"10. Закон определил правовую основу НИН. Текст Закона начинается словами о том, что президенту США поручено обеспечить реализацию Национальной программы по нанотехнологии. В ходе существования программы надлежит: во-первых, обозначить цели, приоритеты и систему метрических измерений для оценки исследований, разработок и других мероприятий по федеральной программе в области нанотехнологии; во-вторых, инвестировать средства в федеральную программу исследований и разработок по нанотехнологии, а также в смежные науки; в-третьих, обеспечить межведомственную координацию исследований, разработок и других мероприятий, направленных на выполнение этой программы.
В рамках программы предусматривается: достичь фундаментального понимания сущности материи, что позволяет обеспечить контроль и манипулирование в пределах на-нометрической шкалы; предоставлять гранты отдельным исследователям и междисциплинарным группам; обеспечить сеть научных городков и центров, оборудованных современной техникой; создать на конкурентной основе междисциплинарные центры; обеспечить глобальное лидерство США в разработке и применении нанотехнологии; повысить продуктивность и конкурентоспособность американского производства путем стабильных, постоянных и скоординированных инвестиций в долгосрочные научные и инженерные исследования в нанотехнологии; ускорить применение нанотехнологии в частном секторе; поощрять междисциплинарные исследования; обеспечить эффективное обучение и подготовку ученых и специалистов, хорошо осведомленных в междисциплинарных перспективах развития нанотехнологии; создать междисциплинарную научно-исследовательскую культуру в нанометрической сфере; исследовать этические, правовые, экологические и другие социальные аспекты, включая потенциальное использование нанотехнологии в развитии интеллекта, исследования по созданию искусственного разума11.
В Законе говорится, что планирование, менеджмент и координация программы по нанотехнологии будет осуществляться Национальным советом по науке и технологии, созданным в 1993 г. по распоряжению президента Клинтона. Его руководитель входит в состав администрации США. Совет - это главный инструмент по координации государственной политики в области науки, космоса и новых технологий США12.
Национальный совет по науке и технологии определяет цели и приоритеты программы по нанотехнологии с целью расширения ее роли в соответствии с интересами страны. Он определяет структуру и компоненты программы, учитывая специфические моменты и технические цели этих компонентов с учетом задач национальной программы в целом. Совет вносит предложения президенту и Конгрессу по координации межведомственного бюджета в рамках программы.
В Законе предусмотрено создание президентом Национального консультативного совета по нанотехнологии из представителей науки и промышленности. Совет должен предоставлять информацию и координировать разработки, передачу технологий, коммерческое применение, социальные и этические аспекты нанотехнологии. При назначении членов совета президент должен учитывать рекомендации Конгресса США, предпринимателей, научной сферы, включая Национальную академию наук, профессиональных обществ, а также представителей вооруженных сил. Распоряжением от 23 июля 2004 г. президент Буш поручил исполнять роль консультативного совета по нанотехнологии президентскому совету консультантов по науке и технологии13.
10 21 Century Nanotechnology Research and Development Act, Washington (B.C.), p. S-189 (далее - Act).
11 Act, p. S-189-1,2.
12 The National Nanotechnology Initiative. Supplement to the President's 2008 Budget, July 2007 (далее - NNI).
13 Op. cit, p. 5.
Консультативный совет по науке и технологии в мае 2005 г. опубликовал свой первый отчет "Пять лет Национальной инициативы по нанотехнологии. Оценка и рекомендации Консультативного совета по нанотехнологии"14. В документе поставлены четыре основных вопроса и приведены суждения консультантов.
На первый вопрос, "Где мы находимся?", дан такой ответ: "Сегодня США являются признанным лидером по исследованиям и разработкам в области нанотехнологии. Ежегодные ассигнования федерального правительства в нанотехнологию в размере приблизительно 1 млрд. долл. составляют около четверти соответствующих расходов всех стран мира. В целом ежегодные расходы федерального правительства США, штатов и частного бизнеса равняются примерно 3 млрд. долл., что соответствует одной трети государственных и частных расходов во всем мире, составляющих около 9 млрд. долл. Кроме того, США лидируют по количеству начинающих компаний в области нанотехнологии, а также по числу патентов и публикаций. Наше лидерство, однако, встречает растущее конкурентное давление со стороны других стран, по мере того, как они развертывают свои программы"15.
Консультативный совет выразил беспокойство в связи с тем, что в США наметилось снижение числа соискателей ученых степеней по технологии, инжинирингу16 и математике, в то время как в быстро развивающихся странах Азии число специалистов по этим отраслям знаний растет17.
До настоящего момента, говорится в докладе, США лидировали в области нанотехнологии. Признание потенциальных выгод от инициативы, координирующей исследования и разработки, обильное финансирование из федерального бюджета, позволили США добиться позиции лидера. Однако, несмотря на оптимистические цифры, по всем категориям - инвестиции, публикации, патенты, идет эрозия превосходства США в процентном отношении. Расходы на нанотехнологию из федерального бюджета начинают стабилизироваться, в то время как инвестиции в мировом масштабе продолжают расти. По мнению членов консультативного совета, программные инвестиции в нанотехнологии, как в США, так и в других странах, не могут расти бесконечно. Члены совета намерены и впредь внимательно следить за ситуацией за рубежом и оценивать конкурентоспособность США. Если США хотят сохранить свое лидерство в современных жестких финансовых условиях и получать выгоды от инноваций, руководство программы должно обеспечивать рациональное расходование средств.
В этом заключается второй поставленный в отчете вопрос: "Правильно ли расходуются деньги и хорошо ли управляется программа?". Как говорится в документе, следует определить, были ли обоснованными расходы на программу более 4 млрд. долл. в 2001-2005 гг. и можно ли рассчитывать, что в будущем инвестиции в программу будут также целесообразными.
В Законе 2003 г. было обозначено, что руководство программы должно составить стратегический план и обновлять его каждые три года. Первый такой план появился в декабре 2004 г. В отчете дается оценка этого плана, который включал в себя: глубинные исследования, направленные на получение фундаментальных знаний; прикладные исследования; инфраструктуру; общее образование и специализацию для учителей, подготовку рабочей силы; социальные аспекты - экологические, медицинские, этические, правовые.
Авторы отчета отмечают, что стратегический план отвечал этим задачам, но считают, что некоторые важные моменты были упущены. К их числу, относятся, например,
14 The National Nanotechnology Initiative at Five Years: Assessment and Recommendations of the National
Nanotechnology, Advisory Panel, Washington (D.C.), May 2005 (далее IVNI).
15 Op. cit., p. 1.
16 Инжиниринг (англ, engineering, от лат. ingenium - изобретательность, выдумка) - сфера деятельно
сти по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др., прежде всего в
форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг.
17 ГУМ, р. 28.
исследования на стыке нанотехнологии и биологии, а также в сфере самой современной вычислительной техники для теоретического моделирования, создаваемых с помощью нанотехнологии новых материалов и процессов.
Для программы, связанной с рядом министерств и агентств, большое значение имеют проблемы баланса бюджета. Члены Консультативного совета считают, что в стратегическом плане эти вопросы нашли разумное решение. Они также поддерживают мнение ряда экспертов, о том, что национальная программа по нанотехнологии должна иметь постоянные контакты с министерствами транспорта и сельского хозяйства, труда и внутренней безопасности. Обращается внимание на то, что эти ведомства в 2005 и 2006 гг. инвестировали в эту программу всего лишь по 1 млн. долл. в год, что не соответствует возможностям нанотехнологии, в частности в сфере внутренней безопасности.
В докладе рабочей группы президенту Клинтону говорилось о двенадцати "больших вызовах", которым следует уделить первоочередное внимание. Этот вопрос вызвал споры. Авторы доклада заявили, что нанотехнологии находятся в ранней степени разработки; их картина настолько разнообразна, что невозможно вписывать их в систему двенадцати "больших вызовов". По мнению консультантов, участвующих в инициативе, министерства и ведомства США должны сами определить свои приоритеты. В отчете отмечалось, что усилия сконцентрированы на четырех направлениях: окружающей среде и здравоохранении, промышленности (в частности машиностроении), связям с общественностью.
Обращаясь к оценке достижений, консультативная группа констатировала, что достигнуты успехи в фундаментальных знаниях по контролю над материей в нанометри-ческом масштабе. В 2004 г. этому были подчинены 2500 исследовательских проектов более чем в 500 университетах, лабораториях и других исследовательских организациях во всех штатах США. Создано междисциплинарное нанотехнологическое сообщество. Благодаря тому, что почти 8% расходов на развитие нанотехнологии были потрачены на охрану окружающей среды, здравоохранение, безопасность труда и другие социальные проблемы, улучшено понимание социальных аспектов нанотехнологии. Создана инфраструктура, включающая 35 исследовательских центров и других объектов. Укреплены связи с общественностью, создан сайт в Интернете18, который стал важнейшим источником информации для ученых, работников образования, прессы.
По мнению Консультативного совета, средства, вложенные федеральным правительством США в нанотехнологии, израсходованы разумно. Исследований много, и они разнообразны, что и нашло отражение в патентах и публикациях и обсуждалось на многочисленных конференциях, симпозиумах. Хотя с развитием методов нанотехнологии появятся новые изделия, в целом понимание в США процессов в нанометровом масштабе находится на очень ранней стадии. Многие практические результаты возможны лишь в отдаленном будущем. Поэтому для сохранения национального приоритета США важно, чтобы федеральное правительство поддерживало ассигнования на устойчивом уровне.
Третий вопрос: "Уделяем ли мы внимание социальным аспектам и потенциальным рискам?". По проекту бюджета на 2006 г., на решение социальных задач было ассигновано 8% всех расходов на нанотехнологию. Авторы считают, что ученые должны помнить о потенциальных опасностях. На стадии исследований возможность ущерба для населения и окружающей среды невелика, но следует учитывать, что как только разработки выйдут за пределы лабораторий, риск возрастет.
В настоящее время вопрос о рисках в связи с нанотехнологией изучен недостаточно. Консультативный совет обращает особое внимание на национальную программу по токсикологии (эта межведомственная программа, ведущим учреждением которой является министерство здравоохранения и социальных служб), чтобы определить токсичность наноматериалов, и на исследования Национального института охраны труда и здоровья, направленные на обеспечение безопасности рабочих мест.
www.nano.gov
Из общих ассигнований на 2006 г. 4% выделялось на исследование связанных с нано-технологией рисков для здоровья человека и окружающей среды. Помимо финансирования из федеральной программы, ряд проектов по данной проблематике осуществляется по линии национальных институтов здоровья.
Широкое распространение применения нанотехнологии в ближайшее десятилетие, говорится в докладе, потребует привлечения новых работников в различных сферах, включая исследователей во всех технических дисциплинах, квалифицированных специалистов в различных отраслях промышленности и преподавателей всех уровней. Кадры готовятся в вузах. Вдохновляющие перспективы нанотехнологии привлекают студентов всех возрастов к новым знаниям.
Образование и повышение квалификации являются неотъемлемой частью НИН. Важнейшим инструментом являются гранты университетским исследователям.
Национальный научный фонд (ННФ) финансирует программы для тех, кто еще учится и не имеет диплома о высшем образовании. ННФ в 2006 финансовом году ассигновал 28 млн. долл. на образовательные проекты по нанотехнологии, включая нововведения в университетских программах, а также на интеграцию науки и образования, на обучение по Интернету, на курсах в профессиональных обществах. ННФ финансирует университетские центры для преподавателей и студентов, для широкой аудитории за пределами университетов. ННФ выделяет средства для студентов и преподавателей Нанотехноло-гического центра при Северо-Западном университете (г. Эвинстон, штат Иллинойс). В образовательные программы ННФ по нанотехнологии предполагается привлечь 12 тыс. студентов и преподавателей. ННФ выделяет грант для поощрения связей между музеями науки и другими неформальными образовательными организациями с научными организациями в области нанотехнологии.
Авторы отчета считают, что вместе взятые, эти усилия помогут удовлетворить потребности в новой рабочей силе. Однако члены консультативного совета убеждены, что нужно подготавливать больше специалистов по естественным наукам и преподавателей этих наук, следует расширять существующие образовательные проекты.
В докладе отмечается, что нанотехнология, как и биотехнология, может требовать от специалистов, корпораций и правительства принятия решений, имеющих этические, правовые и другие общественно значимые аспекты. Чтобы адекватно реагировать на такие проблемы, следует шире привлекать ученых, которые ранее не имели отношения к исследованиям в сфере нанотехнологии. Более того, такие усилия должны интегрироваться с другими программами, чтобы специалисты по нанотехнологии были уверены в социальной значимости своего труда.
В 2001 г. 81% из опрошенных ННФ респондентов согласились с мнением, что, если даже новые технологии не приносят непосредственной выгоды, научные исследования, которые расширяют границы знания, необходимы, и правительство США должно их поддерживать. Чтобы обеспечить такую поддержку, ученые должны иметь прямые контакты с общественностью. Тогда представления публики будут формироваться на основе взглядов ученых, а не "на суррогатах из индустрии развлечений" .
Четвертый вопрос: "Как мы могли бы действовать успешнее?". Уже проделана успешная работа по привлечению соответствующих федеральных правительственных агентств к программе по нанотехнологии, создана прочная национальная исследовательская инфраструктура. В национальной программе по нанотехнологии участвуют 22 различных агентства, каждое из которых имеет свою специализацию. Авторы отчета заявляют, что успех программы привлек внимание общественности к этой новой отрасли научных и технологических знаний и способствовал обострению конкуренции в мировом масштабе.
Ознакомившись со стратегическим планом развития нанотехнологии, представленным в декабре 2004 г., члены Консультативного совета считают, что он является прием-
19 IVNI, р. 28. 144
лемой основой для более широкой федеральной программы исследований и разработок. Упоминая представленные в плане региональные компоненты программы, члены Консультативного совета полагают, что в настоящее время эти предложения можно использовать, но рекомендуют оценивать их периодически, чтобы они органично вписывались в общую программу исследований и разработок.
Члены Консультативного совета полагают, что для США важно сохранить позицию лидерства в области нанотехнологии дают несколько дополнительных рекомендаций.
Администрация США прилагает усилия к тому, чтобы помочь американским компаниям ускорить коммерческое использование нанотехнологии. Однако, пока нанотехно-логия больше "нанонаука", технологические разработки еще находятся в начальной стадии. Одни считают, что частный сектор может полностью осуществить коммерциализацию нанотехнологии как рыночного продукта. Другие полагают, что нанотехноло-гия нуждается в помощи федерального правительства для ускорения процесса коммерциализации.
Члены Консультативного совета полагают, что на стадии промышленного производства основное финансирование должен обеспечивать частный сектор, при содействии муниципальных властей и губернаторов штатов.
По мнению Консультативного совета, первейшей и наиболее важной обязанностью федерального правительства США в отношении нанотехнологии является финансирование фундаментальных исследований, которые создадут интеллектуальную базу для дальнейшей коммерческой разработки и использования. Хотя международная конкуренция подталкивает к тому, чтобы "поспешить на рынок", лидерство США в области нанотехнологии в значительной степени зависит от интеллектуального потенциала, накопленного благодаря созданию базы фундаментальных знаний.
Консультативный совет полагает, что на данном этапе развития наилучший путь обеспечения экономического лидерства США в нанотехнологии состоит в том, чтобы федеральное правительство по-прежнему концентрировало внимание на финансировании фундаментальных исследований, включая инфраструктуру и изготовление новейших инструментов. Это вовсе не значит, что федеральное правительство должно игнорировать исследования, которые могут приносить коммерческую выгоду. В этом могут помочь уже существующие программы "Инновационные исследования малого бизнеса" и "Передача технологий малого бизнеса". Консультативный совет поддерживает связи с различными секторами промышленности и поощряет их расширение,
Ё отчете отмечается также, что многие штаты поняли, что можно получить экономические выгоды, инвестируя в координированные региональные инициативы, чтобы воспользоваться результатами исследований по нанотехнологии, поддерживаемых федеральным правительством. Власти штатов и муниципальные власти могут сыграть важную роль в исследованиях, проведенных под эгидой федерального правительства. Они также могут содействовать коммерциализации этих исследований.
Консультативный совет одобряет существующую структуру менеджмента. Играющий главную роль в повседневной административной работе, подкомитет по науке, инжинирингу и технологии в нанометрическом масштабе (подчинен главному управляющему органу - Национальному совету по науке и технологии) тщательно выполняет свои обязанности в соответствии с Законом 2003 г.
Национальное управление по координации нанотехнологии помогает подкомитету в административной реализации программы. Координации помогают регулярно проводимые подкомитетом собрания. Управление научной и технической политики и Управление по менеджменту и бюджету поддерживают активные контакты с НИН, а это содействует тому, что руководство НИН может лучше скоординировать цели своей программы с общими установками государственной политики.
В отчете отмечается, что НИН создала инфраструктуру на широком географическом пространстве. Это касается возведения новых объектов, их оснащения оборудованием и инструментами, привлечения специалистов. Развитая инфраструктура способствует обогащению тематики исследований, расширяет возможности практического ис-
пользования их результатов. Многие достижения ученых нашли отражение в публикациях, патентах и других документах.
Консультативный совет рекомендует, чтобы НИН усилила координацию с различными ведомствами. Она уделяет значительное внимание проблемам образования и подготовки рабочей силы. В этих областях ее естественными партнерами являются министерства образования и труда. Министерство образования имеет программы улучшения преподавания естественных наук, для этих программ могут быть полезны исследования НИН в сфере образования. В министерстве труда есть программы подготовки рабочей силы, в которые необходимо включить новую информацию о нанотехнологии.
С момента своего возникновения, НИН обращала внимание на социальные последствия развития нанотехнологии в окружающей среде, здравоохранении, безопасности труда, правовой системе, этике. Поддержка дальнейших исследований, и эвентуальное появление продуктов нанотехнологии в потребительской сфере будет в значительной степени зависеть от того, как общество воспринимает нанотехнологию. Авторы отчета отмечают, что правительства стран мира должны содействовать тому, чтобы социальным и экологическим аспектам нанотехнологических исследований уделялось должное внимание. Общество должно быть уверено, что продукты нанотехнологии безопасны для здоровья людей и окружающей среды20.
"Приложение к президентскому проекту бюджета на 2008 финансовый год" - под таким названием в июле 2007 г. НИН опубликовала документ, представляющий дополнительную информацию по бюджету на 2008 финансовый год и в то же время являющийся отчетом НИН за 2006-2007 гг.21
В документе отмечается, что НИН - межведомственная организация, координирующая мероприятия в области нанотехнологии. Если в 2001 финансовом году учреждений, получивших из федерального бюджета ассигнования на развитие нанотехнологии, было 6, то в 2007 г. - 13. Существует еще 13 учреждений, координирующих работу с НИН, но их проекты по нанотехнологии не финансируются из федерального бюджета22.
В отчете отмечается, что НИН исходит из представления о том, что в будущем люди смогут понимать материю и контролировать ее на нанометровом уровне, а это приведет к революции в области технологии и промышленности. В нынешнем стратегическом плане выделяется четыре главные цели НИН. Во-первых, развитие программы исследований и разработок мирового класса, имеющей своей целью полную реализацию потенциала нанотехнологии; во-вторых, обеспечение передачи новых технологий в производство для ускорения экономического развития, создания новых рабочих мест, роста общественного блага в целом; в-третьих, развитие образовательных ресурсов, формирование квалифицированной рабочей силы, а также инфраструктуры и инструментов для продвижения нанотехнологии; в-четвертых, ответственный подход к внедрению нанотехнологических инноваций.
Для достижения этих целей основаны тысячи индивидуальных проектов исследований и разработок, что способствовало лидерству США по нанотехнологии. Достигнут значительный прогресс в переходе от научных открытий к технологическому применению и коммерциализации.
Свыше 200 млн. долл. вложено в нанотехнологические проекты, исследовательские инновации мелкого бизнеса и исследования по передаче технологии мелкому бизнесу, что содействовало коммерциализации технологий.
Было организовано 16 симпозиумов по актуальным проблемам практического применения нанотехнологии, чтобы привлечь к поддержке НИН бизнес и ученых. Еще два симпозиума были посвящены координации мероприятий по развитию нанотехнологии на уровне федеральных властей США, администрации штатов и местных властей.
20 Op. cit., p. 42.
21 NNI.p.5.
22 Op. cit., p. 3.
В США создана междисциплинарная инфраструктура, состоящая из 64 крупных научных и образовательных центров и других объектов. Проведены встречи с общественностью по экологии, этике, проблемам здравоохранения и безопасности труда, в связи с развитием нанотехнологии. В 2005-2007 гг. на эти мероприятия было израсходовано 120 млн. долл. Разработаны материалы для ознакомления широкой публики с нанотех-нологией, а также школьные программы по этой тематике.
Проект федерального бюджета на 2008 г. предусматривает расходы на исследования разработки по нанотехнологии - 1,44 млрд. долл., что более чем втрое превышает соответствующие ассигнования в 2001 г., и на 13% выше, чем в 2007 г. В целом ассигнования за 7 лет на НИН составят 8,3 млрд. долл. В отчете подчеркивается, что это свидетельствует о том, что администрация президента Буша и Конгресс США оказывают программе постоянную поддержку. При этом учитывается потенциал НИН, вклад в фундаментальную науку, в реализацию таких национальных приоритетов, как экономическая конкурентоспособность, внешняя и внутренняя безопасность, здоровье нации. Деятельность НИН гармонирует с установками "Инициативы по укреплению конкурентоспособности США", которую президент Буш выдвинул в 2006 г., в частности с призывом усилить фундаментальные исследования в области естественных наук23.
На 2008 финансовый год самые большие ассигнования в рамках НИН запланированы для Федерального научного фонда - 389,9 млн. долл. На втором месте стоит министерство обороны - 374,7 млн. долл. Третьим по ассигнованиям идет министерство энергетики - 334,5 млн. долл. Далее следуют: Национальные институты здоровья (в рамках министерства здравоохранения и социальных служб) - 202,9 млн. долл.; министерство торговли - 96,6 млн. долл.; НАСА - 24 млн. долл.; Агентство по охране окружающей среды - 10,2 млн. долл. Остальные шесть получателей ассигнований в рамках НИН получат менее 5 млн. долл. каждое. Общая сумма расходов равна 1444,8 млн. долл.24
Выдвижение нанотехнологии на передний план социального прогресса, превращение ее в проблему глобального масштаба - важный момент в истории человечества XXI в. Хотелось бы надеяться, что программа по нанотехнологии в США будет и дальше развиваться на благо общества, а сотрудничество США и России в сфере нанотехнологии будет расширяться.
23 Op. cit., р. 6.
24 Op. cit., p. 7.