МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Компетентностные задачи предполагают широкое использование современных образовательных технологий, направленных на активизацию творческой активности студентов, формирование готовности к творческой педагогической деятельности, способности выбирать и использовать оптимальные приемы и методы обучения предметно-практической деятельности, обеспечивающие эффективность их учебной деятельности, самостоятельность и познавательный интерес к художественно-творческой деятельности.

Построение процесса обучения в рамках дисциплины базируется предметно-практической деятельности и творческой активности учащихся, что способствует формированию не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и позволяет студентам постепенно овладеть творческим отношением к действительности, научиться избегать стереотипов, приобщиться к самостоятельному творчеству, а также учить этому детей младшего школьного возраста.

Обучение строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из бумаги, природных, текстильных материалов и т.д. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени сложности изготавливаемых изделий и с учетом проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Дисциплина ориентирует студентов:

– на собственное творческое развитие в процессе предметно-практической деятельности;

– на интегрированный подход к обучению;

– на формирование художественного образа ребенка в неразрывном единстве с развитием представлений о родной природе, труде, быте, национально-художественных традициях народа;

Основу содержания составляет знакомство с техниками выполнения заданий, в процессе которых студенты приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки.

При проведении занятий могут использоваться:

– проектная деятельность;

– мастер-классы и/или встречи с практикующими учителями или народными умельцами (одна-две в начале и конце обучения);

– экскурсии, посещение тематических выставок, музеев;

– выполнение творческих работ;

– тренировка профессиональных навыков преподавания;

– проведение презентаций.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется миссией (целью) основной образовательной программы, особенностью контингента обучающихся, содержанием дисциплины и составляют не менее 20% аудиторных занятий в соответствии с ФГОС.

Приведем некоторые рекомендации по эффективному проведению лекционных, практических и лабораторных занятий. Большая часть аудиторных занятий включает изучение новых для студентов терминов и их определений. Для их лучшего усвоения рекомендуется студентам заводить терминологические словари, необходимое условие при этом – систематическое обращение обучающихся к глоссарию.

Другой путь для лучшего усвоения понятий: новый термин записывается на доске, ставится ударение, подчеркиваются сложные места, в которых студенты могут при записи допустить ошибки. Далее подбираются и записываются с одной стороны доски однокоренные слова (выделяется корень), слова близкие по значению – с другой стороны доски. Все это помогает дать определение новому термину на интуитивном уровне. Пока идет диалог с аудиторией, 2-3 человека работают со словарями иностранных слов, толковыми словарями, энциклопедиями, пытаясь найти необходимое определение. Затем сравнивается интуитивное определение и энциклопедическое, можно попытаться на их основе сформулировать удобные для дальнейшего использования на вузовских занятиях и школьных уроках свои определения. Аналогичным образом можно вводить понятия на уроках технологии в начальной школе.

Еще один путь введения новых понятий – заполнение терминологических таблиц.

№ п/п Название термина Определение Сходства Различия Источник, откуда определение было взято
1.          
2.          
3.          
«Итоговое» определение
 

 

Следующий вариант – запись на доске нового термина и вопроса «Что это такое?». Студенческие ответы записываются на доске рядом со стрелками. Записанные слова могут группироваться, например, виды изделий, операции, материалы и т.п.

Что это такое?

 

 

Введение в начальную школу таких технологических понятий как: стилизация, экономия материала, технический рисунок, развертка, конструирование и других, является пропедевтикой для изучения курсов геометрии, черчения, изобразительного искусства и других предметов в старших классах.

Формирование понятий может вестись несколькими путями.

1. При объяснении учителя, сопровождающемся показом определенных практических действий. Например, учитель вводит понятия «стежок», «шов» показывая технику выполнения и ее особенности, знакомя с правилами по технике безопасности при работе с иглой и т.д.

2. На практике, без заучивания. Например, понятие «экономия материала» формируется следующим образом. Учащиеся в конце каждого урока отходы бумаги нарезают мелкими кусочками (для выполнения мозаики на последующих уроках) и раскладывают по цветам в небольшие коробочки.

3. При помощи энциклопедий, учебников, словарей, соответствующих детям младшего школьного возраста с последующими практическими действиями. Например, знакомство с искусством складывания изделий из бумаги «оригами» может происходить так. Дети значение данного понятия узнают в энциклопедии или словаре. Далее идет краткий экскурс в историю возникновения и развития этого искусства (могут быть использованы диафильмы, диапозитивы, видеофильмы и т.д.), затем показ изделий, общие правила и приемы складывания (включая условные обозначения этапов работы), выполнение некоторых изделий и составление композиций.

4. При знакомстве с несколькими предметами (изделиями), нахождением их общих свойств и дальнейшем введении понятия. Для примера возьмем понятие «стилизация». Берется определенное животное, подбираются рисунки, фотографии, а также изделия, выполненные в разных техниках, выделяются существенные черты, присущие реальному животному, отмечается их наличие в данных изделиях, затем вводится понятие «стилизация».

5. При введении одних понятий на основе других. Например, на основе понятий симметрия и асимметрия могут быть сформированы следующие: «гармония», «ритм» при изготовлении изделий симметричным вырезанием, составлением орнамента и т.п.

Оперируя предметами, учащиеся нагляднее видят многие понятия: то, что с трудом решается «в уме», они моделируют на предметах. В результате мыслительная деятельность облегчается, так как она сопровождается моторной, практической деятельностью. Следствием подобных уроков является то, что учащиеся начальных классов осознают довольно сложные понятия и овладевают ими в процессе практической деятельности.

Для заинтересованности обучающихся рекомендуется использовать презентации, которые представлены в электронном варианте УМКД.

На занятиях студенты знакомятся с педагогами, психологами, методистами, которые внесли свой вклад в развитие отечественной и зарубежной систем технологического образования. Их фамилии, имена и отчества (полностью) записываются на доске, годы жизни, если они известны. Студенты готовят информацию об этих людях (фотография, краткая биография, основные труды, посвященные трудовому обучении и воспитанию (технологическому образованию) и т.п.) и представляют ее на занятии в виде короткого сообщения на 2-3 минуты с демонстрацией подготовленной наглядности (одна из возможных форм – презентация в электронном виде).