Программы информатизации России

Стартом процесса информатизации в России можно считать 60-е гг., когда кибернетика окончательно перестала быть "лженаукой", была осознана роль информации как важнейшего ресурса предприятия, организации, региона, общества в целом. Начали разрабатываться автоматизированные информационные системы разного рода. В этот период было создано большое количество организаций и структур, занимающихся компьютерной техникой и информационными технологиями. Проблема обеспечения информацией управленческих работников была поставлена сразу системно, обеспечена детальными теоретическими разработками. Была разработана концепция иерархического комплекса автоматизированных систем управления (АСУ), в которой, прежде всего, выделялись системы разных уровней управления - АСУП (для уровня предприятий и организаций), ОАСУ (отраслевые), РАСУ (республиканские и региональные), и, наконец, ОГАС (общегосударственная автоматизированная система). Эти уровни составили основу концепции академика В. М. Глушкова по разработке стратифицированной структуры ОГАС. Начальный период завершился в конце 80-х гг. и совпал с экономическим кризисом, который в значительной степени размыл эффективность достигнутых результатов информатизации. Не говоря о развитии, даже поддержание достигнутого уровня требовало значительных трудовых и финансовых затрат. Стране в тот период было не до информатизации.

В виде примеров конкретных достаточно успешных разработок начального периода информатизации можно отметить:

· Общесоюзную автоматизированную систему управления продажей билетов и резервированием мест на внутренних авиалиниях СССР;

· АСУ железнодорожного транспорта (АСУ ЖТ), охватывающую все уровни управления железнодорожными перевозками;

· АСУ "Морфлот", предназначенную для всех уровней управления морским транспортом в рамках Министерства морского флота СССР.

В конце 80-х гг., в начальном периоде перестройки, когда в СССР на фоне тяжелого экономического положения и общественно-политической неразберихи правительство пыталось переломить ситуацию и мечтало о прорывных технологиях, почти все государственные программы начинались с девизов "ускорение", "интенсификация", был поднят вопрос о создании перспективного плана информатизации страны. В 1989-1990 гг. с участием государственных структур и общественности была разработана концепция информатизации общества, затем одобренная соответствующим комитетом Верховного Совета СССР. На ее основе были подготовлены проекты общесоюзной программы информатизации и республиканской программы "Информатизация России" (1990-1991 гг.). Однако в силу ряда причин (ограниченность финансовых ресурсов, несогласованность позиций министерств и ведомств) проект программы не был принят правительством.

К моменту развала СССР ситуация в области информатики приобрела катастрофический характер. Для того времени стали характерны высказывания такого вида: "Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития". В течение следующего десятилетия (1991-2000 гг.) информатизация в России проводилась без активного вмешательства государства. Научные разработки проводились поинерции, реализуя накопленный ранее потенциал. Производство отечественных технических средств информатизации (компьютеры, средства связи и т.п.) практически прекратилось из-за их технического несовершенства и качества.

Однако информатизация не прекратилась, ее ведущим звеном становятся коммерческие структуры. Появляется большое количество частных, полугосударственных фирм, занимающихся информационными технологиями, импортом и продажей зарубежной техники. Формируется разветвленная сеть мобильных телефонных услуг, учреждения и наиболее продвинутая часть населения подключаются к Интернету. Приобретает широкие масштабы сборка простейших моделей персональных компьютеров из импортных комплектующих. Персональный компьютер постепенно переходит в разряд бытовой техники, служащей для учебы, развлечений, работы с текстами и простейшими расчетами (электронные таблицы).

В течение 1992-1996 гг. в стране активно проводилась работа по формированию законодательной базы информатизации. Были приняты федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) и "Об участии в международном информационном обмене" (1996 г.). Было также выпущено большое количество указов Президента РФ и постановлений правительства по вопросам информатизации. Учитывая традиционную для России способность "спокойного" отношения к законодательству и сложную общественно-политическую обстановку, эти законодательные акты никакого влияния на информатизацию не оказали. Это был задел на последующие периоды.

В 1995 г. была разработана концепция формирования и развития единого информационного пространства России (ЕИПР) и соответствующих государственных информационных ресурсов [17]. Единое информационное пространство России (ЕИПР) понимается в Концепции как "совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимосвязанных принципов и по общим правилам и стандартам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, удовлетворение их потребностей в информационных услугах". На базе этого документа в 1998 г. по поручению Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи была разработана и одобрена Концепция государственной информационной политики.

Целями государственной информационной политики объявлялись следующие положения:

· обеспечение прав граждан на информацию;

· создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;

· обеспечение согласованности решений органов государственной власти;

· повышение уровня правосознания граждан;

· обеспечение контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти;

· повышение деловой и общественной активности граждан;

· интеграция с мировым информационным пространством;

· модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

· развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

· эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

· обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

· подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

· создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

"Электронная Россия". В 2002 г. Правительство РФ принимает Федеральную целевую программу "Электронная Россия". И это уже план конкретных мероприятий, обеспеченных государственным финансированием. Мероприятия программы распределены на три этапа и рассчитаны на период 2002-2010 гг.:

· 1-й этап (2002 г.) - создание предпосылок для реализации Программы, анализ уровня информатизации России;

· 2-й этап (2003-2004 гг.) - реализация проектов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами;

· 3-й этап (2005-2010 гг.) - создание предпосылок для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности.

В долгосрочном плане мероприятий было предусмотрено 69 конкретных работ, разбитых на следующие группы.

· Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ.

· Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти.

· Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

· Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами.

· Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ.

· Содействие развитию независимых средств массовой информации.

· Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.

· Разработка и создание системы электронной торговли

Если сравнивать проект "Электронная Россия" с программами информатизации западных стран, то можно отметить, что российская программа, в отличие от них, отражает главным образом интересы государства и лишь опосредованно, через него, - интересы людей. Специфика российской программы состоит в укреплении государственных институтов, органов власти и механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, а также в содействии развитию СМИ.

К сожалению, начальный вариант программы "Электронная Россия" характеризовала определенная декларативность, общность и размытость достигаемых результатов. Скорее всего, именно по этим причинам реализация программы уже с самых начальных этапов испытывала значительные трудности. В реализации программы участвовало много конкурирующих ведомств и организаций, концентрирующих внимание только на распределении финансовых потоков. Выделение средств выполнялось только в конце отчетного периода, централизованное содержательное управление практически отсутствовало.

Государство, оценивая достигнутые результаты, несколько раз изменяло программу, пытаясь придать ей большую динамичность и конкретность планируемых результатов. Последняя корректировка произведена в конце 2009 г. Согласно этой версии, всяпрограмма с 2002 по 2010 гг. обойдется в 21,2 млрд руб. (изначально планировалось 77,2 млрд руб.), что в значительной степени характеризует востребованность результатов. Завершающий этап целиком посвящен активизации работ по созданию "электронного правительства".

В определенной степени особое внимание к проблеме "электронное правительство" можно объяснить парадоксальной ситуацией, сложившейся в России к концу 2009 г. Государство и государственные структуры оказались наиболее слабым звеном при переходе к информационному обществу. Высокий образовательный уровень населения, достаточно благоприятная экономическая ситуация позволили значительной части населения приобрести персональные компьютеры, мобильные телефоны, сканеры, принтеры и другое современное оборудование, подключиться к Интернету, освоить наиболее простые информационные технологии. Современный россиянин считает Интернет наиболее доступным и исчерпывающим источником информации, отказываясь от других ресурсов, например, библиотек. Обыденными стали электронная почта, SMS-сообщения, чаты, форумы и т.д. Для городского населения привычной стала интернет-торговля.

Минкомсвязи представил проект долгосрочной целевой программы "Информационное общество" на 2011-2020 гг. и предлагает выделить из федерального бюджета на информатизацию 88,03 млрд руб., из которых 9,3 млрд руб. предполагается потратить до 2013 г., а остальные 78,73 млрд освоить в 2014-2020 гг. Программа должна стартовать в 2011 г., она сменит ФЦП "Электронная Россия", действие которой закончилось в 2010 г. В программу входит шесть направлений: электронное правительство, повышение качества жизни граждан и улучшение условий ведения бизнеса, преодоление цифрового неравенства, безопасность в информационном обществе, развитие рынка информационно-коммуникационных технологий и сохранение культурного наследия.

Бизнес проявляет активность в тех направлениях информатизации, где он может самостоятельно окупить затраты и получить значительную прибыль (развитие мобильной связи, Интернета, платежных систем и т.д.). Практически вся офисная работа и бухгалтерия в фирмах и учреждениях переведена на компьютеры. Созданы и подключены к Интернету значительные русскоязычные информационные банки данных. Крупные промышленные предприятия, которые полностью перестроились на работу в новых экономических условиях, были вынуждены использовать современные информационные технологии, иначе им было бы невозможно выжить в условиях открытой экономики и жесткой конкуренции с зарубежными фирмами.

Отдельным направлением государственной политики России в 2001-2010 гг. стала информатизация в сфере образования. В 2001 г. была принята Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)". Целью программы было создание и развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:

· единство образовательного пространства на всей территории страны;

· повышение качества образования во всех регионах России;

· сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;

· создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;

· создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом

Эта программа была более успешной. Основные затраты шли на закупку компьютерных классов для общеобразовательных учреждений, особенно сельских школ. В ее рамках была создана система образовательных порталов:

· Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/ (корневой портал)

· образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент" http://www.ecsocman.edu.ru/

· Российский образовательный правовой портал http://www.law.edu.ru/.

· портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование" http://www.humanities.edu.ru/

· естественнонаучный образовательный портал (физика, химия, биология, математика) http://www.en.edu.ru/

· Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

· портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ)

· образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ http://www.sng.edu.ru/

· специализированный федеральный портал "Инженерное образование" http://www.techno.edu.ru/

· специализированный портал "Международное образование" http://www.international.edu.ru/.

Необычная ситуация сложилась с выполнением работ по организации электронных библиотек учебных материалов и обеспечения доступа к ним. В рамках проекта была создана Центральная библиотека образовательных ресурсов (ФГУ ЦБОР) (свыше 12 тыс. книг), в которую помещалась практически вся выходящая в России учебная литература. Учебные заведения имели доступ к ресурсам по индивидуальному паролю. Однако в работах не были учтены вопросы соблюдения авторского права, библиотеку пришлось закрыть.

2010 г. стал еще одним ключевым рубежом в информатизации России. С учетом негативных результатов программы "Электронная Россия" было принято решение о ее замене программой "Информационное общество", ориентированной на утвержденную Правительством РФ в феврале 2008 г. стратегию развития информационного общества. В ней, в частности, говорится о создании инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, внедрении в медучреждениях дистанционного обслуживания пациентов, интеграции государственных информационных систем и ресурсов, создании условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и развитии системы библиотечных фондов на основе применения ИКТ.

Особый интерес для прогнозирования работ, предстоящих в области информатизации, представляет Приложение к Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в котором определены контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года. В документе указывается, что "к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:

· место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;

· место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого;

· наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств;

· доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%;

· доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70%;

· доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%".

Достижение этих показателей потребует очень больших затрат и усилий.