Психологическая диагностика самооценки детей.

Самооценка – это сложноструктурированное, системное центральное личностное образование, компонент «Я – концепции». В самооценке личность оценивает свои качества, поступки, результаты деятельности, своё место среди людей. В структурном отношении она рассматривается как единство когнитивного (рационально – оценочного) и эмоционального (эмоционально – оценочного) уомпонентов. Основу рационально – оценочного уомпонента самооценки состовляют знания личности о себе. Основу эмоционально – оценочного компонента самооценки состовляют отношения личности к себе, которые проявляются в степени удоволетворённости человеком своими качествами, поступками, результатами деятельности, своей продуктивностью. Надо учитывать что компоненты самооценки функционируют в целостном единстве. Любое самооценивание – это приписывание человеком себе определённого значения, в котором в единой, интегрированной форме представлены.

В содержательном плане самооценка может быть направлена на будущее, настоящее и прошлое. Исходя из этого, в исследованиях выделяют прогнастическую, актуальную и ретроспективную самооценку. Прогностическая самооценка направлена на будущее. Она предшествует реальным поступкам и деятельности человека. В ней оценивается возможная продуктивность личности, её возможности в последующей деятельности или жетейских ситуациях. С прогностической оценкой не посредственно связен уровень притязаний личности, основу которого состовляет оценка человеком своих возможностей в конкретных ситуациях общения, деятельности, профессионального или социального роста.

Актуальная самооценка направлена на настоящее, на оценку развёртывающегося процесса деятельности и поведения.

Ретроспективная самооценка направлена на итоговую оценку достигнутого личностью в настоящем или прошлом. Прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценки в реальных ситуациях самооценивания представлены во взаимосвязи и трансформации.

Самооценка также может быть направлены на оценку себя в целом как личности и на оценку отдельных, конкретных личностных проявлений или качеств. В данном случае выделяется общая (обобщение) самооценка и частные (конкретные) самооценки. Общая самооценка проявляется в глобальном отношении личности к себе, в самоуважении, удоволетворённости собой, определяет степень уверенности в себе. Она носит обобщённый характер, так как в ней в обобщённо – интегрированным виде представлены частные самооценки.

В частных самооценках отрожаются кокретные проявления человека, его поступки, результативность деятельности, личностные качества. Они могут характеризоваться различным уровнем ситуативности и обобщённости, иметь разные, в отдельных случаях даже противоположные значения. Одни свои качества человек может оценивать выше, другие ниже. В этом проявляется степень дифференцированности самооценки, которая характеризует самооценку с точки зрения количественной широты оцениваемых качеств и их качественной разнополярности. Способность оценивать, не только конкретные, внешние свои проявления, но и стоящее за ними внутренние личностные качества являются проявление её глубины.

Общая и частная самооценки взаимосвязаны и взаимозависимы. Очевидно влияние общей самооценки на частные и наоборот. Однако общая самооценка не сводима к простой совокупности частных самооценок. Как отмечалось выше, она имеет обобщенно – интегрированную природу. Вследствие этого значения обобщённой, целостной оценки себя могут быть относительно независимы и существенно отличаться от значений конкретных самооценок. Способность оценить себя в целом как личность, не подменяемая простым перечислением тех или иных внешних качеств, является показателем зрелости самооценки и проявлением степени её обобщенности.

Целостное исследование самооценки детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает реализацию психодиогностической программы. В ней можно выделить следующие диогностические параметры:

1. Степень адекватности самооценки. Этот параметр отражает состояние её рационально – оценочных компонтов. По этому параметру самооценка может быть адекватной, неадекватно завышенной и неадекватно заниженной, т.е. иметь различную степень соответсвтия реальным качествам личности. для её опредеоения исследователи обычно сопостовляют самооценочные суждения и критерии их адекватноти. В качестве критериев адекватности могут выступать экспертные оценки, а так же результаты деятельности и поведения испытуемых. Экспертами являются люди, хорошо знающие ребёнка, специально приглашённые участвовать в исследовании. Это могут быть учителя, воспитатели, родственники, сверстники. Количество экспертов должно быь нечётное, обычно 3 – 5 человек. Эксперты оценивают ребёнка по тем же параметрам и в той же системе отсчёта, по которым оценивал себя испытуемый. Например, оценка успеваемости, эффективности трудовой деятельности, волевых, морально – нравственных качеств. В качестве критериев адекватности также могут использовать результаты психологических методик, позволяющих объективно оценить реальное значение тех или иных личностных качеств испытуемого, эффективность его деятельности, оссобености поведения. В данном случае исследователь соотносит оценочные уждения ребёнка о себе с результатоми объктивной оценки его личностных качеств.

2. Степень нормализованности самооценки. Этот параметр отражает состояние её эмоционально – оценочных компонентов. По этому параметру самооценка может быть нормализованной, ненормализованно завышенной и ненормализованно заниженной, т.е. имеь разную степень удоволетворённости собой. Для её определения исследователи обычно соотност суждения испытуемых о своих реальных качествах с их суждениями о своих идеалах. Определяется степень различий между самооценкой и идеаломи с использованием математической статистики. Опосредованно на степень нормализованности самооценки может указывать её сопостовление со взаимооценками. Например, приписывание ребёнком себе в самооценке знаений более низких, чем они дают во взаимооценках своим сверстникам, может свидетельствовать о черезмерной неудоволетворёности собой, т.е. о ненормализованно заниженной свмооценке.

3. Степень глубины самооценки. В данном случае исследователь выевляет способность испытуемого выделять и оценивать свои внешние проявления и утренниеие личностные качества, стоящие за ними. Например, в како степени ребёнок способен дать положительную или отрицательную оценку своему поведению в опредеоённой ситуации, и в какой степени он способен оценить те или иные волевые, морально нравственные, коммуникативные качества, стоящие за реальными поступками.

4. Степень критичности самооценки. Данный параметр указывает, насколько адекватно, нормализовано и глуоко ребёнок может оценить свои личностные качества. Рост адекватности, нормализованности и глубины самооценочных суждений указывает на повышение критичности самооценки.

5. Степень устойчивости самооценки. В данном случае исследователь рассматривает самооценку во временном, динамическом аспекте. Для определения степени устойчивости самооценки последовательно и отсрочено во времени проводится несколько серий, в контексте которых ребёнок оценивает с использованием определённого набора психологических методик одни и те же мвои личностные качества. В дальнейшем результаты серий сопостовляются, и выявляется насколько существенны в них различия. Если различия несущественны, то самооценка ребёнка устойчива. Если различия существенны, то самооценка ребёнка неустойчива. Неустойчивость самооценки отмечается при циклоидных акцентуациях характера и психопатиях.

6. Степень дифференцированности самооценки. Дифференцированность – это количественно – качестванная характеристика самооценки. В данном случае исследователь выевляет, насколько широко в количественном плане ребёнок может оценить свои качества и насколько критично он это делает. В недеференцированной самооценке отрожается незначительный объём качеств. Они оцениваются недостаточно адекватно, нормализовано и глубоко. Вследствии этого испытуемый некретичен в оценке этих качеств. Он синкретично приписывает одинаковые значения объективно разным своим свойствам. Рост дифференцированости самооценки проявляется в расширении спектра личностных качеств, отрожаемых в ней, и в повышении критичности в их оценке. Постепенно преодолевается синкретическое единообразие в самооценочных суждениях. Ребёнок по разному оценивает те или иные свои качества, учитывая их объективные характеристики. Для реализации данного парметра исследователя желательно использовать методики, включающие в себя различные оценочные критерии. Например, оценка успешности учебной деятельности по различным предметам, оценка волевых, морально – нравственных качеств и т.д. Данные методики могут способствовать изучению достаточно широкого круга частных самооценок. В дальнейшем они анализируются, сравниваются между собой, выявляется степень их кретичности, синкретичности и дифференцированности.

7. Степень обобщённости самооценки. В данном случае исследователь выявляет способность ребёнка оценить себя в целом как личность, а так же содержание этой оценки. В этих целях можно использовать самооценочные критерии, в наибольшей степени отрожающие состояние личности в целом, которые носят глобальный, обобщённый характер. Опосредованно о состоянии общей самооценки ребёнка свидетельствует анализ достаточного объёма частных самооценок по значимым для испытуемого оценочным критериям.

8. Оссобености ретроспективной, актуально и прогностической самооценки, включая и уровень притязаний. В данном случае используется различные формулировки инструкций, побуждающих испытуемого оценивать себя в прошлом, будущем и настоящем.