III. САМОЛЕТ
Не в том суть, Гийоме, что твое ремесло заставляет тебя день и ночь
следить за приборами, выравниваться по гироскопам, вслушиваться в дыхание
моторов, опираться на пятнадцать тонн металла; задачи, встающие перед тобой,
в конечном счете - задачи общечеловеческие, и вот ты уже равен благородством
жителю гор. Не хуже поэта ты умеешь наслаждаться утренней зарей. Сколько
раз, затерянный в бездне тяжких ночей, ты жаждал, чтобы там, далеко на
востоке, над черной землей возник первый слабый проблеск, первый сноп света.
Случалось, ты уже готовился к смерти, но во мраке медленно пробивался этот
чудесный родник - и возвращал тебе жизнь.
Привычка к сложнейшим инструментам не сделала тебя бездушным техником.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы
между средством и целью. Да, верно, кто добивается лишь материального
благополучия, тот пожинает плоды, ради которых не стоит жить. Но ведь машина
не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как плуг.
Нам кажется, будто машина губит человека, - но, быть может, просто
слишком стремительно меняется наша жизнь, и мы еще не можем посмотреть на
эти перемены со стороны. По сравнению с историей человечества, а ей двести
тысяч лет, сто лет истории машины - такая малость! Мы едва начинаем
осваиваться среди шахт и электростанций. Мы едва начинаем обживать этот
новый дом, мы его даже еще не достроили. Вокруг все так быстро изменилось:
взаимоотношения людей, условия труда, обычаи. Да и наш внутренний мир
потрясен до самого основания. Хоть и остались слова - разлука, отсутствие,
даль, возвращение, - но их смысл стал иным. Пытаясь охватить мир
сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем. И нам
кажется, будто в прошлом жизнь была созвучнее человеческой природе, - но это
лишь потому, что она созвучнее нашему языку.
Мы едва успели обзавестись привычками, а каждый шаг по пути прогресса
уводил нас все дальше от них, и вот мы - скитальцы, мы еще не успели создать
себе отчизну.
Все мы - молодые дикари, мы не устали дивиться новым игрушкам. Ведь в
чем смысл наших авиационных рекордов? Вот он, победитель, он летит всех
выше, всех быстрей. Мы уже не помним, чего ради посылали его в полет. На
время гонка сама по себе становится важнее цели. Так бывает всегда. Солдат,
который покоряет земли для империи, видит смысл жизни в завоеваниях. И он
презирает колониста. Но ведь затем он и воевал, чтоб на захваченных землях
поселился колонист! Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу -
прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И
как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. В
пору завоеваний мы рассуждали, как солдаты. Но теперь настал черед
поселенцев. Надо вдохнуть жизнь в новый дом, у которого еще нет своего лица.
Для одних истина заключалась в том, чтобы строить, для других она в том,
чтобы обживать.
Бесспорно, понемногу наш дом станет настоящим человеческим жилищем.
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и
незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его
расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней
простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и
чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не
обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий груди или плеча.
Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и
сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм
крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло,
прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно
развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое
сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не
тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина
на пределе своего развития - это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно
создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые
признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный
самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и
машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
Вначале мы приступали к ней, как к сложному заводу. Но сегодня мы уже
не помним, что там в моторе вращается. Оно обязано вращаться, как сердце
обязано биться, а мы ведь не прислушиваемся к биению своего сердца. Орудие
уже не поглощает нашего внимания без остатка. За орудием и через него мы
вновь обретаем все ту же вечную природу, которую издавна знают садовники,
мореходы и поэты.
В полете встречаешься с водой и с воздухом. Когда запущены моторы,
когда гидроплан берет разбег по морю, гондола его отзывается, точно гонг,
как удары волн, и пилот всем телом ощущает эту напряженную дрожь. Он
чувствует, как с каждой секундой машина набирает скорость и вместе с этим
нарастает ее мощь. Он чувствует, как в пятнадцатитонной громаде зреет та
сила, что позволит взлететь. Он сжимает ручку управления, и эта сила, точно
дар, переливается ему в ладони. Он овладевает этим даром, и металлические
рычаги становятся послушными исполнителями его воли. Наконец мощь его вполне
созрела - и тогда легким, неуловимым движением, словно срывая спелый плод,
летчик поднимает машину над водами и утверждает ее в воздухе.