Тематический план 32 страница

По византийскому образцу, правитель (ранее — хан или князь) Болгарии с X в. звался царем. Власть его была наследственной. Царю принадлежало право на высший суд, военная власть, руководство администрацией. При царе существовал сове­щательный совет — синклит, членами которого были высшие при­дворные чины, «великие боляре», а также патриарх. При нарушении обычного порядка престолонаследия синклит превращался в расширенный феодальный съезд, который избирал нового царя.

Особенностью центральной администрации была ее двойствен­ность: наряду с официалами царского двора существовали государ­ственные чины, которые традиционно занимали высшие из боляр и духовенства. Последние и управляли государственными делами. Важнейшее место занимал логофет — канцлер и руководитель дипломатии. Протобестиарий заведовал финансами, ве­ликий воевода (протостратор) руководил царскими дружина­ми и ополчением. В отдельные области были назначены царские ад­министраторы — дуки ; особая администрация была в городах.

В XIII — начале XIV в. Болгарское царство попало во внутрен­ний кризис, обострились феодальные распри. Серьезный удар нанес­ло монголо-татарское вторжение в Европу в середине XIII в.: Болга­рия стала распадаться на отдельные княжества, а затем и царства. Единая царская власть ослабела. Окраинные области подпали под влияние других соседних государств. В 1393 — 1396 гг. остаток Бол­гарии — Тырновское царство было порабощено Османской импе­рией (см. § 45).

 

Югославянские государства

Формирование государственности у славянских племен, поселившихся на западе Балканского полуострова, было более продолжительным, чем в Болгарии. Славянское вторжение даже замедлило становление государственной организации у местных народов, которые с I в. находились под властью сначала Рима, затем остготов, а с VI в. — Византии и с VIII в. постепенно начали самоопределяться в поли­тическом отношении. Области, примыкавшие к Адриатическому по­бережью, почти полностью находились под контролем Византийской империи, хотя здесь и не было установлено регулярной местной администрации. Еще одним фактором, существенно повлиявшим на формирование государственности, была разноэтничность населения. Славяне не везде преобладали, на северной части Балканского полуострова велико было влияние образовавшегося около 1000 г. Венгерского королевства. Только к X — XI вв. обозначилось разделение на народности хорватов, сербов, черногорцев, само­определение которых находило выражение и в образовании своих межплеменных протогосударственных союзов.

Юго-западные славянские народы прочнее других сохраняли об­щинные и клановые устои догосударственного быта. Основой обще­ственного уклада у большинства народов была задруга — особая большесемейная община, которая представляла не только проч­ный хозяйственный коллектив (с общими владениями и даже общим потреблением), но и военно-административную единицу. Во главе задруги стоял глава рода (домачин, господарь), который вместе со своей женой управлял всеми делами большой семьи (ее члены были родней 2 — 3 поколений или приемными) и имел неограниченную власть над се членами, включая право суда и рас­правы. Византийское владычество в особенности способствовало консервации задруги, превратив ее и в административную и финан­совую единицу. Сложные условия жизни в горной местности пре­пятствовали распаду задруг. А все вместе тормозило феодализацию югославянских народов.

Объединения десятков и сотен задруг в рамках прежнего племенного союза или новой территориальной области составляли жупу во главе с жупаном — князем. К X — XI вв. эти объединения приняли форму ранних государств (или протогосударств — в зависимости от степени сложности административных и хозяйственных связей). Стабильность и некоторую политическую прочность ран­ним государствам придали города, которые активно росли в особен­ности на адриатическом побережье. Такими ранними государствами стали Хорватское королевство (X — XI вв.), Сербское княжество (середина X в.). Наиболее значительным образованием стала Зетская держава, ядром которой были земли Черногории, но которая включила временно и все сербские области (середина XI в.). Как правило, полную политическую самостоятельность протогосударства приобретали вместе с освобождением из-под власти Византии.

В начале XII в. началось возвышение одной из сербских жуп — Рашки (вокруг средневекового города Раса). Территориальный рост и внутреннее укрепление княжества были взаимосвязаны с укорене­нием в сербском обществе феодальных связей по византийскому об­разцу, крупной земельной собственности, духовных владений. Важ­ную роль в строительстве государственности играла церковь (в IX — X вв. югославянские народы приняли христианство в основном по греческо-византийскому типу; в Хорватии, тяготевшей к Венгрии, больше распространился католицизм). В правление жупана Стефа­на Неманя (1070 — 1096) Рашка обрела единство государственной власти и монархических установлений. Стефан стал и основателем новой династии — Неманичей, с которыми было связано появление и расцвет нового крупного государства.

Держава Неманичей (1170 — 1371) объединила под властью сербских монархов большинство областей и народов Западных Бал­кан. В 1180-е гг. в нее влилась и Зетская держава, а с упадком Ви­зантии — и многие греческие области. С 1217 г. держава была провозглашена королевством, что изменило статус ее правите­лей. Пика своего могущества государство достигло при Стефане Душане (1331 — 1355). При нем феодальная монархия приобрела осо­бый вид деспотовины — государства с крайне сильной вла­стью центрального правителя при весьма относительной политической централизации страны.

Законодательная, административная и военная власть в державе Неманичей находилась в руках короля (с 1345 г. — царя «сербов и греков»). Царь считался и патроном церковной организации, которая также получила самостоятельность от Византии и даже собст­венный патриархат. Церковь обладала многочисленными привилегиями, закрепленными в законах, и была одним из финан­совых и судебных рычагов государственной власти. В делах законодательства важную роль играли съезды феодалов — саборы (собо­ры). В отличие от западноевропейских феодальных съездов, югославянские саборы были прямыми продолжениями прежних родовых и общинных сходок — вече, последние из которых собирались еще в конце XII в. (Первые сословные собрания-саборы появились в Хорватии в 1273 г.) Центральная администрация строилась в основ­ном по византийскому образцу. Главной фигурой был лого­фет — канцлер. Но в целом значение центральной администра­ции было небольшим (это еще одна особенность деспотовины). Ос­новная тяжесть финансового управления, ведения военных дел и надзора за юстицией лежала на местных правителях-наместниках, назначаемых царем, — жупанах, севастах. При Стефане Душане была сделана попытка заменить власть наместников полно­стью бюрократическим управлением. Полномочия севастов и других жестко регламентировались законами. Идею неукоснительной за­конности как исполнения высшей воли правителя сербское го­сударство переняло из Византии и проводило последовательно.

Расцвет державы Неманичей был недолгим. Укрепление царской власти вызвало обратный процесс: отпада несербских областей во главе с собственными феодальными правителями. В 1389 г. объеди­ненные войска сербов и славянских княжеств были разбиты армией османов-турок. Королевство было поставлено в вассальную зависи­мость от Турции, а с 1459 г. полностью включено в состав новой империи с ликвидацией всех самостоятельных административных и судебных институтов.

 

 

§ 33. Развитие общественного самоуправления в феодальной Европе

Государство и самоуправление

Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ в административном и даже политическом регу­лировании: для этого она была еще слишком неразвита. Только с формированием абсолютных монархий государство поглощает все другие, полезные для своего времени и уровня культуры, формы уп­равления коллективами людей. На протяжении тысячелетий многие, не только чисто духовные и религиозные, дела находились в ведении церкви, которая также управляла людьми, но в формах, отличных от государственных. Наряду с государственной организацией и Церковью в обществе эпохи феодализма сформировались и институты общественного самоуправления — на уровне отдельных территорий, центров, коллективов, объединенных социальным положе­нием или производственно-профессиональной деятельностью.

Самоуправление — это право и возможность управлять обще­ственными делами самими людьми помимо государст­венных учреждений; делают они это непосредственно или через особых представителей или учреждения, но обязательно на основе общегосударственных законов. Если люди какой-то местности или производственного коллектива приобрели возможность самим не только управлять, но и устанавливать прави­ла и порядки, заменяющие общегосударственное право, тогда можно говорить об автономии этого объединения или коллектива. Самоуправление в истории общества нередко перерастало в автоно­мию. Но чаще оно уживалось с общегосударственной администра­цией или сосуществуя с нею, занимаясь каждое своими делами, или государство санкционировало самоуправление, превращая его в осо­бым образом построенное местное управление. Самоуправление проистекало из естественного объединения людей в целях самоорга­низации своих дел. В феодальном обществе стремление к такой самоорганизации усугублялось многочисленными иерархиями, нали­чием сословных, профессиональных классов, обособленностью отдельных территорий. Поэтому именно с эпохой феодализма сформировалось большинство известных в истории видов самоуправления — начиная с исходного, общинного (касавшегося основной массы населения любого государства — крестьянства), затем территориального и до сословного и профессионального. Некоторые виды исторически воспринимали традиции самоуправления, сложившиеся в античном обществе. Но многие развились лишь в эту эпоху. В разных странах эти виды формировались и проявлялись по-разному. В Англии упрочилось земское, территориальное самоуправление. В странах Центральной и Восточной Европы большое значение приоб­рело самоуправление высших сословий. Но в целом самоуправление составляет важную часть не только государственной организации, но и шире — политической системы общества.

 

Общинное самоуправление

Самоуправление населения в пределах особо организованной территории —соседской общины — существовало в большинстве европейских государств. Наибольшее развитие оно получило в Германии в д силу исторической укорененности общинного строя в укладе жизни еще франкской эпохи.

Ко времени ленной монархии в Германии (X — XI вв.) установи­лась стабильная общинная самоорганизация, примерно одинаковая и в свободных крестьянских общинах (подчиненных только государст­венным местным властям — графам), ив расположенных на | частных владениях. Хотя сельская община была исторической преем­ницей общины — марки франкской эпохи, многое в ее новой организации было плодами особых действий государственной власти по использованию общины в целях финансового, полицейского и административного контроля за основной массой населения.

Единицей общинной самоорганизации была марка. Она, как правило, не совпадала с единичным селением, но объединяла не­сколько деревень или хуторов. Полноправные общинники (такими могли быть только самостоятельные хозяева, имевшие дом и полевой надел, главы семейств и соответствующего возраста) и образовывали собственно общину в административных, хозяйственных, финансовых и полицейских целях. Во главе такой общины стоял старшина (с VIII в. известен титул старосты, или шульдгеиса, традиционным наименованием был и сотник). Его определяло собрание общины сроком на один год. Иногда вместе со старостой дополнительно избирались лица со спе­циальными полномочиями по надзору за лесными или полевыми угодьями.

Все выборные чины были только представителями об­щины. Полнота возможной власти оставалась в руках общинников. Большинство действий старосты требовало согласия общины или хо­тя бы ссылки на такое согласие (например, продажа общинных угодий, сдача их в аренду, передача каких-то дел на откуп приезжим). Общинные чины должны были представлять на решение собрания порученные им вопросы, а также контролировать исполнение общинных постановлений.

Собрания общины проводились в произвольные сроки, право на созыв принадлежало старосте-старшине. Важнейшие решения, кото­рые обязывали исполнять принудительно, должны были быть едино­гласными. (На практике это требование, конечно, зависело от общественного «веса» голосовавших либо приводило к частым потасовкам в собраниях.)

Основные полномочия общины были хозяйственными: до XII — XIII вв. это были в главном пределы пахотных земель, позднее — совместное использование лесов, лугов, водных угодий, а также управление общим имуществом (например, коллективно построенной мельницей). Главной гарантией прав общины было тра­диционное согласие на прием новых переселенцев и вытекающее из него право изгнать провинившегося из состава общины. Тем самым для членов общины собрание было и судебной инстанцией. Другим важным направлением прав и обязанностей общины были финансовые дела: в собрании утверждалась раскладка государ­ственных или феодальных податей, натуральных работ и повинно­стей. Общинники были обязаны участвовать в местном суде округа, а представители общины — ив вышестоящем суде графа, где разби­рались более важные дела. Отказ от участия в судебных или адми­нистративных делах влек отягощение при раскладке податей, а поз­днее — и обычные штрафы. Такое участие было не столько правом, гарантирующим некоторые свободы, сколько обязанностью, и отяго­тительной: общинники должны были помогать судам и графу свои­ми лошадьми, повозками, ловить преступников своими силами. Из этого вытекало, что общинам принадлежали и некоторые поли­цейские полномочия.

С углублением феодализации германского общества, традицион­ная марка сохранилась только на вольных землях. В общинах на ко­ролевской или церковной земле во главе общины стояли 2 или 4 служки, подчиненные вотчинному главноуправляющему — фохту. Для полицейских или административных дел фохт или служки привлекали совет марки, заменявший постепенно со­брания. В общинах на частных землях полномочия собрания пере­ходили к феодалу-вотчиннику, который по собственному усмотре­нию назначал (на основе патримониального права) старосту.

Внутренние принципы организации и правопорядка в общинах закреплялись в обычном праве или обычаях, которые с XIII в. стали регулярно записываться (Weisthiimer). Отношения феодальных вот­чинников с подвластными общинами определялись особыми согла­шениями — инвентарями.

В XVI в. после реакции, наступившей за Реформацией и Кресть­янской войной, вольные общины потеряли свои права и организа­цию. Все полномочия переходили к вотчинникам. К XVII в., исключая южные области Германии, земские общины полностью подпали под власть феодалов. Государственная власть специально укрепляла эту зависимость, создавая особые вотчинные округа из десятков об­щин, даже не входивших прямо в частные владения одного феодала, но административно и полицейски подчиненные ему. Право вот­чинной власти могло принадлежать не любому феодальному владельцу, но только обладавшему особым титулом и имперским статусом (обладателю рыцарского имения). Вотчинник рас­пределял повинности, налоги, осуществлял (сам или через назна­ченного старосту) хозяйственные дела, полицейский надзор, изго­нял бродяг и нищих, организовывал поиск преступников по указа­нию высшей власти, сам решал мелкие уголовные и гражданские дела, назначая телесные наказания или штрафы, подвергая домаш­нему аресту; ему принадлежало право изгнания из общины. В XVII — XVIII вв. в сферу вотчинного управления были включены контроль за соблюдением благочиния, организация призрения бед­ных и сирот, попечение над церковью. Объем и содержание полно­мочий вотчинника регулировалось земским правом. Впоследствии общинно-вотчинное управление закономерно стало перерастать в общее территориальное самоуправление, касавшееся уже вообще всего населения.

 

Становление земского самоуправления

В Англии уже в средние века земское (территориальное) самоуправление получило наибольшее распространение. К началу эпохи Нового времени в Английском государстве большинство функций местного государственного управления осуществлялось учреждениями, сформированными населением той или иной территории на основе общих государственных установлений. Это придало особый облик английской государственности в целом и стадо одной из предпосылок ее дальнейшего развития в условиях новыx социальных отношений.

Развитое местное самоуправление в Англии сформировалось пу­тем постепенной передачи центральной администрацией своих функций на места — в графства, которые были историческими единица­ми территориального деления еще с англосаксонских времен. С се­редины XIII в. графства сделались центрами военного дела в стране: армию Англии составляли собираемые по графствам ополчения, со­держать которые должны были сами жители графств (в течение 40 дней в году). Это увеличивало полномочия местных должностных лиц — шерифов. В условиях сословной монархии, постоянного напоминания короне о сословных вольностях и Великой хартии 1215 г. на протяжении XIII в. неоднократно делались попытки сде­лать должность шерифа выборной населением графства (свободны­ми землевладельцами и рыцарством), но с тем, чтоб он оставался и под контролем казначейства. После организации милиции (ополче­ния) графств местным властям были переданы полицейские полно­мочия по расследованию дел, связанных с созывом ополчений, нару­шениями по службе, а затем и в связи с бродяжничеством. Все это никак не соответствовало полномочиям прежних шерифов и мест­ных собраний графств, существовавших до того.

Для выполнения новых административных и полицейских задач в 1360 г. был учрежден мировой суд в графствах. Задачей его про­возглашалось обеспечение «спокойствия подданных» и общественно­го порядка. Суд был представлен лордом, назначенным короной, выборными 3 — 4 «достойными людьми» из местных, а также несколькими законоведами, В 1361 г. весь состав суда стал полностью выборным: кандидатами становились, как правило, крупные землевладельцы (был установлен имущественный ценз), но окончательное утверждение осталось за лордом-канцлером.

Основной задачей суда вначале было задерживать «подозритель­ных лиц», бродяг, а также решать дела, связанные со сбором и со­держанием ополчения. Позднее полномочия мирового суда расши­рились. Им было вменено в обязанность контролировать соблюдение Цен на продукты на рынках, следить за соблюдением единства мер и весов, правил найма рабочих. В XVI в., когда Ремесленным уставом Елизаветы I было введено обязательное обучение рабочих в цехах, все споры между хозяевами и рабочими вообще были отданы в ми­ровой суд. Мировые судьи должны были контролировать и пропорциональность обложения налогами, следить за их сбором. С нача­лом Реформации и формирования англиканской церкви на мировые суды была возложена обязанность следить за соблюдением населением правил веры к церковных обрядов, преследовать еретиков в графстве.

Вначале мировые суды осуществляли свою деятельность при по­мощи только старост и десятских по общинам. Для раскладки нало­гов организовывались также особые местечки (к XV в. таких насчитывалось уже до 200). В XVI в. в качестве низшей единицы самоуправления закрепился церковный приход.

Со становлением англиканской церкви утвердился порядок выборности местных священнослужителей членами церковной общины. Это привело к реальной самоорганизации общин: к 1520 г. по Англии насчитывалось уже 940 приходов-общин. Приходское собрание (в котором участвовали полноправные жители посе­лений вокруг церкви) определяло себе пастора, его заместите­ля- викария из священнослужителей, а также двух церковных старост из мирян для финансовых и хозяйственных дел. Содер­жание церкви и жалованье священнослужителям находились в ведении собрания. В XVII в. государство возложило на приходы обя­занность содержания и призрения бедных. Для этого вводился местный налог, за сбором и использованием которого также следили сами жители. Их суду были подведомственны мелкие проступки, связанные с несоблюдением общественной морали и церковных правил, они следили за сохранностью церковного имущества. Затем к ведению приходов была отнесена и дорожная полиция. Приход следил за общей раскладкой налогов. Общий контроль за полицейскими делами в общине остался за мировым судом. Тем самым ми­ровой суд и приход составили законченную двухзвенную систему местного самоуправления, к XVII в. распространившуюся по всей Англии.

Английский вариант местного самоуправления был общесословным (хотя на деле участвовать в нем могли лишь имущие и с осо­бым традиционным статусом своей недвижимости). В других стра­нах Европы сложилось чисто сословное земское самоуправление. За­конченный вид оно приобрело в Венгрии в период сословной монар­хии, в XVI — XVII в.

Дворянство провинции образовывало комитатское дворянское собрание. В собрании принимались местные законы, решались дела управления. С XVI в. здесь же проводились выборы депу­татов от провинции в Государственное сословное представитель­ство, составлялись наказы им. При собрании существовал я дворянский суд (седрия). Теоретически в собрание могли приехать все дворяне, но реально был введен имущественный ценз (владение не менее чем 1 крепостным с землей, двумя — без земли или уплата особых налогов). Однодворцы посылали своих представителей. В своих решениях собрания должны были подчиняться государственным законам и постановле­ниям Государственного представительства.

Главой самоуправления был назначаемый королем и шпан из баронов провинции. Иногда его должность была даже наследственной. Он же считался председателем дворянского суда, начальником дворянского местного ополчения. У него был помощник - алишпан, который выполнял уже чисто государственно-адми­нистративные функции.

Собрание избирало дворянских судей и присяжных (до 12) в уез­дные суды. Эти суды занимались полицейскими делами, а также контролировали сбор налогов. Дворянство имело право выбирать и самих сборщиков налогов. Для проверки финансовых дел, отчетов при собрании создавались временные комиссии. Таким образом, практически все функции не только управления, но и контроля за управлением на местах сосредоточивалось в местных дворянских ор­ганах.

 

Городское самоуправление

Рождение городского самоуправления исторически было связано с сословным и политическим обособлением горожан от других классов феодального общества и с превращением городов в особые общественные организмы, а не только в простые административные центры. Закономерно, что наиболее развитые формы городское самоуправление получило в тех странах, где наибольшее развитие получил сам городской уклад жизни — в Германии, Франции, Испании. В Италии расцвет городов был настолько значимым, что самоуправление большинства из них превратилось в автономию и даже особые города-го­сударства (см. § 30).

Внутреннее городское управление в странах Западной Европы, связанных с государственными традициями Римской империи, в начале средних веков традиционно воспроизводило основные институты античного Рима. В городах существовали совещательные советы (из местной аристократии, привилегированных граждан, городского патрициата) и избираемые, иногда пожизненно, консулы, которые обладали исполнительной властью. В древних го­родах Италии советы нередко носили название Сената. С ук­реплением к X — XI вв. феодальной государственности города в подавляющем большинстве подпадали под прямую власть сеньоров: епископов, герцогов, королей. Представительные органы и учреж­дения практически исчезли, а консулы (или другие должностные лица) превратились в официалов сеньора, хотя назначались глав­ным образом из горожан. Воля сеньора определяла наличие (или отсутствие) особых прав, привилегий горожан, а главное — их подсудность.

На волне расцвета городской жизни в XI — XIII вв. по всей Европе, когда города становятся центрами торговой и экономической жизни своих стран, горожане начали борьбу с феодальными сеньорами за свои права и самостоятельность. В результате сеньоры, чаще всего епископы и короли, предоставляли городам отдельные вольности и привилегии, закрепленные в особых хартиях (первые появились в начале XI в.). Более упорная борьба, иногда вооруженная, привела к тому, что многие города стали признаваться комму­нами — самостоятельными общинами с особыми правами своих жи­телей и своей административной и судебной организацией. Города-коммуны освобождались от повинностей в пользу бывших сеньоров. Взамен этого они обязывались выплачивать ежегодную ренту-налог и предоставлять военную помощь. Город становился как бы кол­лективным вассалом. Нередко города сами стали выступать в роли феодала по отношению к окрестному крестьянству: приобретать земельные владения, обязывать деревенское население повинностями.

Необходимость самостоятельно решать внутренние военные, административные и финансовые дела приводила коммуны к образованию учреждений самоуправления. Первоначально установилась выборность традиционных должностных лиц — консулов. Их было от 5 до 24 в разных городах, и выбирали их по разной системе сроком на год. Они командовали местной милицией-ополчением, контролировали рынки, правила ремесла и торговли, вершили суд. Иногда стал образовываться специальный городской суд. С усилением влияния внутри городов торгово-ремесленного населения и паде­нием положения городского патрициата, собственнической аристократии в городах возросло значение народных собраний: городских, поквартальных, профессиональных; появились и представительства — городские советы.

В Германии представительные советы выросли из городских су­дов, которые ранее составляли совет общины при сеньоре, участво­вавший по феодальным правилам в господском суде. В конце XII -начале XIII в. такие советы появились в Базеле, Страсбурге, Утрех­те, Любеке. К XIII в. городской совет стал основным органом управ­ления, взяв на себя выполнение всех прежних сеньориальных функ­ций. Члены совета стали зваться городскими советниками (впервые такой чин зафиксирован в Любеке). В одних городах со­ветники назначались пожизненно, в других избирались на год (про­цедура избрания известна с XIII в.) особой коллегией выборщиков от профессиональных или территориальных объединений. Такой городской совет стал исторически первым органом городского самоуп­равления в новых условиях.

Позднее в городах появилась должность бургомистра (во Фран­ции и Англии — мэры). Иногда он был как бы председателем городского совета. Иногда рядом с ним был особый председатель, а мэр-бургомистр играл роль старшего городского администратора. В малых городах (с населением до 1 — 2 тыс. граждан) существовали только советы.

С XV в. в городах Германии из городского совета стала выделяться особая управа (впервые во Франкфурте-на-Майне). Управа занялась определением своих должностных лиц: по контролю за рынками, мерами и весами, городским арсеналом, промыслами и т. д. Должности эти были почетными и неоплачиваемыми, но нередко их исполняющим предоставлялись льготы по налогам или другие привилегии. Должности были обременительными, тем более что уже с XIII в. сложился принцип обязательности общественного назначения («Никто из избранных коммуной лиц не вправе отказываться от избрания», — гласила одна из хартий). Это стимулировало закрепление должностей за городским патрициатом.

Полномочия советов и управ стали расширяться. В XIII в. в Германии императорскими конституциями и постановлениями райхстага они получили судебную власть в отношении города, а затем и го­родской округи. С XIV в. получили распространение собственные налоги на городские нужды. Одним из самых первых был налог на евреев за разрешение проживать им в городах (в Испании, в Германии). Городские советы стали заводить собственные печати, крупнейшие города — чеканить свою монету, устанавливать свой герб, утверждавшиеся императором.

Организация и полномочия городского управления фиксирова­лись целостными правовыми актами. Иногда, например в Кельне, такие акты принимали вид внутригородской конституции (Союзная запись 1396 г.). Так стало формироваться целостное городское право (см. § 39). В XII — XIII вв. город в Германии стал особым субъ­ектом права — по отношению к другим имперским или земским властям.

Развитие городского строя и его судебной и административной организации приводило к тому, что городское самоуправление пере­растало свои первоначальные рамки. Крупнейшие города станови­лись в полном смысле автономными: Любек, Гамбург, Кельн, Фран­кфурт. Города, для укрепления своей обособленности от курфюрстов и даже императора, образовывали особые политические союзы. Са­мыми известными и длительными в Германии были Ганзейский со­юз во главе с Любеком (с XIII в.), причем органы управления и су­да Любека стали как бы правительством для всего союза, Рейнский союз (с 1254 г.), объединивший свыше 100 городов, Швабский союз (с 1376 г.), в составе более 40 городов.

 

Профессионально-сословное самоуправление

В рамках городской организации сложился еще один вид самоуправления — самоуправление сословно-профессиональных организаций. Иногда оно подстраивалось как бы к городскому, образуя его нижний, второй «уровень». Иногда сословно-профессиональное самоуправление первенствовало в бродах, а общегородские учреждения, советы и магистраты, всецело зависели от территориальных или профессиональных объединений в городе.

Еще до становления городов как обособленных коммун, торговцы и ремесленники для охраны своих общих (общинных) интере­сов стали образовывать союзы — как правило, принимая идейное покровительство кого-либо из святых христианской церкви и получая на это благословение епископов. Такое благословение означа­ло разрешение на некоторые привилегии, главным образом в суде первые объединения купцов, ремесленников, крестьян, занимав­шихся торговлей, по их профессиональной, а не территориальной принадлежности — гильдии — известны с VIII в. В качестве особых объединений-товариществ с торгово-хозяйственными целями они появились позднее — в Германии (Вестфалия) к XII в. Старейшие уставы гильдий относятся к XI — XII вв. Гильдия представляла сво­его, рода профессионально-церковную общину, где все члены това­рищества были равны и равно обязывались признавать власть и по­кровительство общины, власть ее представителей. Так было положе­но начало гильдейскому самоуправлению.