ОБОЗРЕНИЕ

Этот жанр изобретен не журналистами, обозрение использова­лось задолго до возникновения периодической прессы. Присущие этому методу формы и способы отображения действительности можно, например, найти в текстах Плутарха (46 — 120 гг.), позже — в дидактических обозрениях китайца Ван-Ан-Хи( 1021 — 1086 гг.),а также в “Опытах” Монтеня (XVI в.) и в “Главах” из книги “Обозре­ния Парижа” Луиса Себастьяна Мерсье. Именно последнего счита­ют основоположником журналистского обозрения, поскольку пер­вые из “Глав” своего двенадцатитомного издания он сначала опуб­ликовал в газете. Можно сказать, что современное обозрение не от­носится к ежедневно и интенсивно используемым журналистским жанрам. Однако оно важно для аналитической журналистики не меньше других жанров.

Обозрения публикуются во многих газетах и журналах. Основ­ные программы радио и телевидения России имеют соответствую­щие рубрики: “Медицинское обозрением (МТК), “Международное обозрение”(Спб), “Итоги”, “Панорама” (НТВ), “Обозреватель” (ТВ-6), “Футбольное обозрение” (ОРТ), “Экономическое обозре­ние” (РР), “Зеркало”, “Парламентская неделя” (РТР) и т. д.

Определяющий признак жанра обозрения -- единство нагляд­ного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозре­ния. Обозревать — значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен:

— возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, про­цессах происходящих в общественной жизни;

— отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершен­ствованию “личной стратегии” граждан;

— обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;

— через выяснение сущностных связей, определение линии разви­тия явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;

— способствовать практическому решению проблем общества.

Определение этих функций жанра помогает обрисовать в общих чертах предмет обозрения — это общие вопросы политики, эконо­мики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений и многое другое. Предметом обозрения могут быть идеи, почерпнутые из фи­лософии, истории, литературы. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Не случайно обозрения имеют строгую периодичность вы­хода в свет (ежедневные, еженедельные, ежемесячные). Они как бы подводят итог определенного периода жизни, деятельности в той или иной сфере общественного бытия. Именно указанная особен­ность связей предмета обозрения позволяет главным образом отли­чить обозрение от статьи (для предмета последней характерной яв­ляется причинно-следственная связь отображаемых феноменов). В отличие от комментария, предметом которого выступают прежде всего разнообразные новые события и явления, для обозрения важны те процессы, события, которые симптоматичны для совре­менных социальных отношений, взаимозависимостей, независимо от того, насколько они важны (события, процессы) сами по себе они служат примерами, демонстрирующими, иллюстрирующими определенные авторские идеи, значимые для общества.

Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помо­щью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуация­ми, возникшими проблемами. Идя от явления к сущности, автор приводит аудиторию к определенной идее. Выразительные детали служат опорными точками аргументации или самими аргументами, предвосхищают саму идею (тезис, умозаключение). В отличие от статьи, где активно используются именно логические доводы, в обозрении применяются прежде всего выразительные примеры, де­тали, которые придают тексту наглядно-конкретный характер. Это происходит прежде всего потому, что обозреватель хочет остано­вить свое внимание на общезначимых проблемах. Для привлечения внимания аудитории он оперирует вполне конкретными фактами. использует воздействие наглядности, останавливается на подроб­ностях, чтобы затем быстро отойти от них, устремившись к обобще­нию. Поэтому обозреватель должен обладать как талантом микро-скопирования жизни, так и талантом широкого ее видения, как бы разглядывая мир через бинокль, поднося его к глазам то увеличива­ющими, то уменьшающими линзами.

Стремление объединить часто разнородные примеры в качестве иллюстрации общей мысли сказывается уже на заголовках обозрений. Например, они могут звучать так: “Что происходит в большом горо­де?”, “Одно путешествие в Грозный”, “Что радует”, “Победа над собст­венной трагедией”, “Объяснение в любви”, “О разрушении и сохране­нии”, “Доверять ищущим”, “Люди из одного мира” и т. д.

Поскольку обозрения публикуются с определенной периодич­ностью, то это сказывается и на выборе тем, характере, глубине анализа. Чем реже публикуются обозрения, тем больше у автора возможностей найти в потоке событий факты, наиболее интерес­ные для аудитории, проанализировать их, обобщить. Вместе с тем длительные промежутки времени между выходами обозрений при­водят к тому, что аудитория уже много знает о тех событиях, кото­рые становятся предметом обозрения, из оперативных публикаций (репортажей, отчетов, корреспонденции и пр.). Это предполагает, что обозреватель, имеющий достаточно времени для размышления, анализа, может обнаружить в этих событиях взаимосвязи, еще неиз­вестные аудитории, что привлечет ее внимание к опубликованному обозрению.