Реформаторская деятельность Солона и Клисфена в Афинах.

К VI веку до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка.

Для смягчения противоречий требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный характер.

(((В это время в городе было три партии: горцы, которые хотели все
изменить; паралии, которые хотели изменить немногое; педиеи, которые не
хотели ничего изменять. Подкупленные беспристрастием Солона, все эти партии дали ему неограниченную власть, предоставили в его распоряжение все должности и доходы; словом, провозгласили его неограниченным властителем на все время, нужное для устройства государства.)))))

Прежде чем мечтать об устройстве государства, нужно было искоренить настоящее зло – долги, и остановить распространение этого зла. Солон достиг этого, издав закон о погашении долгов (сисахфия – долговая реформа), облегчавший уплату изменением величины процентов и номинальной цены монеты.

Другой закон возвратил свободу тем, долги которых сделали их рабами, и отняв у кредиторов всякое право в будущем на личность должника. Солон хвалился, что очистил от долгов афинскую землю.

1. Экономические реформы:

· Закон, запрещавший вывоз хлеба из Аттики и поощрявший вывоз оливкового масла.

· В целях поощрения и развития торговли был введен закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу.

· Эгинская денежная система была заменена на эвбейскую. (реформа имела также политическое значение)

2. Политические:

· Прежде всего, он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой исключались изменники и убийцы.

· Из древней конституции Солон сохранил только некоторые положения, остальные отменил.

· Дал право гражданства тем иностранцам, которые поселились в Аттике с семьями и имуществом.

· Ввел закон о свободе завещаний, утверждавший частную собственность и разрешавший дробить родовые владения.

· Придал больше значения брачным союзам, препятствуя тем из них, которые имели вид покупки.

· По конституции Солона четыре политических учреждения руководили
управлением страны: архонты, сенат, народное собрание и ареопаг.

(((((Архонтов было всегда девять, и подразделялись они, как и прежде. Они
исполняли также судейские обязанности, но не принимали участия в судах
присяжных, члены которых выбирались по жребию из всех трёх классов.

Наряду со старыми органами власти, был учрежден новый демократический совет – буле. Четыреста сенаторов выбирались из трёх первых классов. Каждая триба поставляла сто членов, избираемых сначала по большинству голосов, а позднее по жребию. В Афинах назначенным возрастом являлись 30 лет; состав сената менялся ежегодно, и члены его были ответственны; это было вполне демократично.

Народное собрание – экклесия, созываемое всегда сенатом, состояло из всех граждан, число которых колебалось между пятнадцатью и двадцатью тысячами.

Ареопаг – древнее учреждение, пользовавшееся большим уважением народа, разбирал дела по особенно важным преступлениям: убийства, отравы и измены. Его заседания происходили на холме бога войны Арея, под открытым небом. В члены ареопага избирались только архонты, следовательно, люди уже пожилые и опытные в делах. Члены ареопага избирались пожизненно. Форме заседаний был придан торжественный и суровый характер. Они происходили ночью, при свете факелов, под председательством второго архонта.)))))))))))))

Также был введен новый судебный орган – суд присяжных – гелиэй.

· Введя имущетсвенный ценз, Солон разделил всё наседение Аттики на 4 разряда.

1. Пятисотмерники (пентакосиомедимны) – доход не менее 500 медимнов (от 41 до 52 литров). Из них выбирались архонты, главные должностные лица, предводители войска и флота.

2. Всадники (гипеи) – не менее 300 медимнов дохода – состояние, признанное необходимым для содержания лошади. Этот класс поставлял кавалерию и, кроме того, ему предоставлялись
второстепенные должности.

3. Зевгиты (владельцы двух мулов) – не менее 200 медимнов, они поставляли тяжеловооружённую пехоту и занимали низшие должности.

4. Феты (подёнщики) – менее 200 медимнов; из них набирали рекрутов для лёгкой пехоты и флота. Они не допускались к общественным должностям и почестям, но могли участвовать в народном собрании и судах.

· каждый гражданин обладал известными правами, которые доставляло ему его звание.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в
Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Они открыди широкий путь для развития рабовладельческих отношений, оформили государственный строй Афин как рабовладельческого полиса и заложили основы афинской демократии.

 

Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

1. Клисфен уничтожил 4 старые родовые филы и ввел новое деление по территориальному признаку. Вся Аттика была разбита на 3 области: береговую часть, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Каждая область делилась на 10 частей – тритий. 3 триттии, по одной из каждого округа, составляли одну новую филу. Таких фил было 10. Они не имели общих границ. Территории каждой из них лежали в трех различных областях Аттики. Первичной административной единицей стал дем – деревенский округ.

2. Клисфен упразднил Совет четырёхсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 чел. от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений.

3. Был создан ещё один орган – коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учётом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

4. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц,
которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осуждённый большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.
Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления гос-ва в Древних Афинах.