Становление и развитие ситуационного подхода
Рассмотрение ситуации как важного явления не является чем-либо новым в управленческой теории. Идя намного впереди своего времени, Мери Паркер Фоллетт еще в 20-е годы говорила о "законе ситуации". Она отмечала, что "различные ситуации требуют различных типов знаний" и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях при прочих равных условиях калифом на час. Два десятилетия спустя, в 1948 г., Ральф Стогдилл (Университет штата Огайо) провел тщательное и скрупулезное исследование характерных качеств лидеров и также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру.
Однако лишь в конце 60-х годов управление и смежные дисциплины социальных наук получили достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на организацию и на эффективность управления в различных ситуациях.
Одним из основоположников ситуационного подхода является крупный американский специалист в области менеджмента Игорь Ансофф. Динамический аспект ситуационного подхода раскрыт в работе И.Моклера, предложившего достаточно четкую схему: диагноз ситуации и определение путей достижения цели; выявление факторов, влияющих на решение; выработка и оценка альтернатив; разработка тактики реализации решения.
Характеризуя суть этого направления, Ф.Каст и Д.Розенцвейг пишут "Ситуационный подход стремится понять взаимосвязи внутри и между подсистемами, а также между организацией и ее средой, и определить типы отношений или конфигурации переменных. Он делает; ударение на многовариантную природу организаций и пытается понять, как организация оперирует при изменяющихся условиях и в специфических обстоятельствах. Ситуационный подход четко направлен на то, чтобы предложить проекты организаций и системы управления, наиболее соответствующие специфическим ситуациям» [11].
Обособление ситуационного подхода среди концепций организации управления производством не означает его абсолютную оторванность от других учений.
Г.Кунц и С.О'Доннел условно подразделяют все попытки создания научных теорий управления на два направления. Они подчеркивают, что некоторые ученые сводят принципы и теорию к поискам одного лучшего способа действия. По их мнению "наилучшие концепции и методы можно выбрать только после того, как ознакомишься с конкретными обстоятельствами, в которых придется действовать [7]. Центральный тезис ситуационных теорий управления состоит в том, что не существует имеющего всеобщую пригодность единственно оптимального метода действия, а, скорее, имеется ряд альтернативных решений, одно из которых может оказаться приемлемым в данной конкретной ситуации.
Ситуационные концепции возникли в США в начале 60-х годов и были связаны с критикой классических, а затем неоклассических теорий менеджмента. В этой связи возникли направления, изучавшие практический опыт управления. Идея о приспособлении организации к среде в условиях рынка, ее адаптации хорошо осознавалась и использовалась теоретиками организационных систем и раньше.
Однако ситуациолисты пошли дальше, они выдвинули и обосновали тезис, что между организацией и средой не только существуют отношения адаптации, но и внешние характеристики среды, с одной стороны, и внутренние структурные и поведенческие параметры организации - с другой, неразрывно связаны объективными закономерностями и взаимозависимостями.
К началу 70-х годов такого рода подход названный П.Лоуренсом и Д Лоршем вероятностным, ориентированным на учет случайных воздействий, Р. Моклером «ситуационной теорией, можно разделить на два течения.
Основоположником первого является Дж. Вурвард. В результате исследования она выдвинула концептуальное положение о том, что ситуация определяется типом производственных отношений. В этот термин здесь вкладывается общая характеристика функционирования хозяйственной ситуации.
Необходимо отметить, что данная теория обладает существенным недостатком. Она опирается на понятие «производственная технология», по которым понимаются типы производства. В основу определения связей технологии с управлением положена классическая линейно-функциональная модель, которая не отражает глубинных взаимосвязей с производственной организацией. Ситуации недопустимо определять только по производственному признаку, необходимо учитывать и управленческие, и научно-технические, и инфраструктурные связи.
Второе направление ситуационных теорий управления связано с иным пониманием ситуации. Здесь объектом исследования является не общая обстановка в организации, а динамическое изменение состояния, каждое из которых в данный момент времени и есть ситуация, характеризуемая набором определенных ее признаков. Главной задачей ситуационного управления в этом смысле является создание запаса представлений о сходных управленческих ситуациях, характерных для определенного уровни данной хозяйственной организации.
Такое представление о производственных ситуациях наилучшим, образом отражает тот факт, что в организационных системах множество ситуаций разлагается на ряд подмножеств, сходных по управлению. Самой значительной проблемой реализации ситуационного управления в этом случае является формирование списка ситуаций и гарантирование достаточности этого списка для управления системой с заданной вероятностью.
Значительные результаты в этой области исследования получены отечественными учеными Д.А. Поспеловым, Ю.И. Клыковым, А.Ю. Левиатовым еще в 60 – 70 годы.
Наиболее показательным представителем второго направления ситуационных теорий является Ю.И. Клыков. По его мнению, главной задачей ситуационного управления является создание в памяти управляющей системы запаса представлений о сходных управленческих ситуациях, характерных для определенного уровня хозяйственной организации [15].
Значительным результатом различным направлений ситуационного подхода являются выводы о том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от объективных условий деятельности производственной системы. Такой подход ориентирован на практическое применение. Заблаговременно изучая свойства ситуаций и возможные варианты их развития, исследователь не предписывает наилучшее управленческое действие, а сужает сферу, где оно, это действие, может быть обнаружено, доказательно отбрасывает заведомо ложные варианты.
Отмечая позитивные моменты ситуационного подхода к управлению производством, Б.З. Мильнер отмечает, что при его реализации делается упор прежде всего на интеграцию всех этапов управленческого процесса в единое целое, более глубокую проработку механизмов организационной координации на повышение аналитического потенциала организации, способности к выявлению и решению новых проблем с целью поддержаниядинамического равновесия между организацией и ее средой и осуществления обратной связи по отношению к конечным целям и результатам конечной деятельности [11].
В.З. Мильнер, справедливо отмечает, что проблемная (ситуационная) ориентация управления связана с необходимостью применения, более гибких, адаптивных организационных форм управления.
Разработки зарубежных специалистов по ситуационному управлению П. Лоуренца, Д. Лорша, Л. Далтона, Р. Моклера, Дж. Томпсона, Дж. Вурвард критикуются прежде всего за эклектичность. Однако в их научных публикациях ситуационный подход трактуется уже не как простой набор предписываемых руководств, а как способ мышления об организационных проблемах и их решениях.
Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Применение этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, т.е. как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.