ДРЕВНИЙ МИФ И ЗНАНИЕ

На рубеже старой н новой эр у сарматов вместо короткого скифского акннака появляется длинный, более 80 см, тяжелый обоюдоострый меч (Тацит пишет о «...длиннейших мечах, которые сарматы держат обеими руками» (Тацит. История. I, 79); длинное копье (В. Флакк говорит об «управляющем огромной пикой сармате») позволяло, в отличие от метательного скифского, наносить удар всей массой не только всадника, но и коня. Сидя на коне, это тяжелое вооружение можно было использовать только при наличии стремени, позволявшего надежно держаться в закрепленном подпругами седле. И. Кызласов в работе «О происхождении стремян» (Советская археология, 1973. №4) относит время изобретения стремян к IV-III вв. до н. э.; отсутствие же их следов он объясняет тем, что стремена были кожаные. Ред.

Вклад народов мира в развитие науки и техники. «Европейская» и «восточная» наука. Основные вехи в истории науки и техники. Фундаментальные изменения в истории человечества. Стадии развития естествознания. Техника в исторической ретроспективе. Закономерности и противоречия в развитии науки и техники. Законы-тенденции развития естествознания. Законы строения и развития техники. Противоречия в развитии науки и технологии.

На протяжении тысячелетий бесчисленное количество поколении постепенно, шаг за шагом познавало силы природы, осваивало обширные земные и водные просторы, создавало орудия и средства для производства материальных благ. Безымянные изобретатели каменных орудий, колеса, лука и стрел первобытной эпохи, строители величественных сооружений древности, ремесленники и ученые средневековья, творцы первых рабочих машин периода промышленной революции, деятели науки и техники прошлого и особенно настоящего столетия с его стремительным научно-техническим прогрессом кропотливо и напряженно изучали явления н законы природы, формулируя их на языке причудливых теорий и концепций, и на их основе создавали все новые и новые технические средства. В великих открытиях и завоеваниях истории науки и техники есть вклад народов всех стран мира. До XV столетия Европа отставала в области науки и техники от остального мира. Значительное число важнейших изобретений и открытий, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришла из Китая. Не продумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. Колумб не поплыл бы в Америку, и европейцы не основали бы колониальных империй.

Без китайских стремян1, помогающих держаться в седле, средневековые рыцари не смогли бы, сверкая доспехами, мчаться на помощь благодарным дамам, попавшим в беду. Тогда не наступил бы век рыцарства. Не изобрели бы в Китае пушки и порох, не появились бы и пули, пробивавшие доспехи и покончившие с рыцарскими временами. Без китайской бумаги и приспособлений для печати в Европе еще долго бы переписывали книги от руки. Не было бы и широкого распространения грамотности. Подвижной шрифт изобрел вовсе не Иоганн Гутенберг, не Уильяму Харви принадлежит открытие кровообращения, не Исаак Ньютон открыл первый закон механики. До всего этого впервые додумались в Китае.

В китайской науке было получено много замечательных результатов. В области математики десятичные дроби и пустая позиция для обозначения нуля; к началу XIV века так называемый треугольник Паскаля (XVII в.) считался старинным способом решения уравнений; то, что известно как подвес Кардана (XIV в.), в действительности должно быть названо подвесом Дин Хуаня (II в.). В Китае при династии Тан (VII X вв.) были изобретены механические часы. Развитие шелкоткачества обусловило такие фундаментальные изобретения, как приводной ремень и цепная передача. При создании воздуходувных машин для металлургии китайцы первыми применили стандартный метод преобразования друг в друга кругового и поступательного движения, главной сферой приложения которого в Европе стали ранние паровые машины. В сочинении «Описание трав и деревьев южного края» (340 г.) содержится сообщение о первом в мире случае использования одних насекомых (муравьев) для борьбы с другими (клещами и пауками). Традиция биологической защиты растений поддерживается до сих пор. Таким образом, рушатся многочисленные мифы, когда мы находим истинные истоки многих привычных для нас вещей. Современный мир - это сплав восточных и западных культурных пластов.

Значительный вклад в сокровищницу науки и техники внесла арабо-мусульманская средневековая культура, во много раз превосходившая тогдашнюю европейскую культуру. Немалая роль здесь принадлежит тому, что в основе ислама лежала забота о правоверных в земном мире, а различные научные дисциплины оказывали в этом существенную помощь. Точные науки, математика и астрономия, а также медицина и фармакология весьма были полезны для развития цивилизации, ибо повышали уровень жизни населения и не угрожали идеологии ислама. Не менее важно и то, что эти дисциплины и умозрительная философия не вызывали опасений у мусульманских ортодоксов еще и потому, что многие не разбирались в них. Все это привело к развитию научных дисциплин без особых препятствий, к достижению ими высокого уровня.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.

Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Джабар Ибн Хайян из Куфы заложил основы экспериментальной химии. Он занимался не только проблемами теории научной химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях стремился получить данные для практического применения в процессах выплавки стали, окраски тканей и кожи, производства стекла и пр. Арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались мусульманскими и христианскими хирургами. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авензоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160гг.). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.

Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: сена, спорыш и др. Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.

Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно, в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства, в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека. Арабские ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, открытыми в области естествознания и медицины, обогатив тем самым все человечество. Подобного рода перечень неевропейских стран и культур, внесших весомый вклад в развитие науки и техники в истории человечества, можно продолжить и дальше. Немалый вклад внесли и европейские страны и культуры в историю науки и техники, что в сочетании всего опыта человечества дало великолепные плоды. Достаточно назвать имена русского механика И.Кулибина, чешского изобретателя И.Божека, первого русского теплотехника И.Ползунова, создателя паровой машины англичанина Д.Уатта, китайского кузнеца Бн Шэн, среднеазиатского ученого Ибн-Сины, итальянского ученого Г.Галилея, поляка Н.Коперника, белоруса Ф. Скорины, французского мыслителя Р.Декарта, русского ученого М. Ломоносова, американских изобретателей В.Франклина ц Т.Эдисона, немецкого врача Р.Майер, английского физика М. Фарадея, шведского химика И.Берцелиуса, гениального русского ученого В.И. Вернадского и многих других, внесших неоценимый вклад в мировую сокровищницу науки, техники и культуры, чтобы увидеть единство человеческого рода и общность законов развития науки и техники, несмотря на социокультурные особенности их функционирования.

Это связано с тем, что человеческое мышление едино и не едино (волна и частица). Поэтому трудно не согласиться, например, с выводом Д.С. Лихачева: «Мне представляется, что постановка вопроса об особом характере средневекового мышления вообще неправомерна: мышление у человека во все века было в целом тем же. Менялось не мышление, а мировоззрение, политические взгляды и эстетические вкусы». Но мы пока что можем судить о едином мышлении только в его конкретном проявлении, ограниченном временем и пространством, хотя на основе этих суждений и можно вывести общие законы мышления. Отсюда следует тезис о том, что «наука едина и не едина. Пожалуй, главная (но не абсолютная) разница «европейской» науки и «восточной» в отличном методе последней, в ее стремлении достичь некоего равновесия между единым и единичным: за единым не утратить единичного, за единичным не утратить единого. «Европейская» наука, наблюдая единичные явления, абстрагируясь от них, выводит общие законы. Но так как само единичное постоянно меняется, то законы эти со временем приходят в противоречие с действительностью, сами себя отрицают. На смену одним открытиям приходили другие так шло развитие «европейской» науки, путем отрицания и преемственности» (Т.П. Григорьева).

«Восточная» наука, в отличие от «европейской», из-за постоянной изменчивости единичного не стремится абстрагироваться от него, не воздвигает непроходимую пропасть между единым и единичным, старается не нарушать постоянство движения. Осознание истины, как принято считать, есть осознание всеобщего, но в Китае и Японии сложилось иное понимание истины, обусловленное представлением о равновесии единого и единичного (истину ищут «посередине»). «Восточная» наука не знала скачков, взлетов (мысленно не останавливая движения, не давала ему скопиться), но и не знала глубоких разочарований. «В каком-то смысле на Востоке, - подчеркивает Т.П. Григорьева, - сложилась наука-ненаука, не столько теоретическая, дедуктивная наука, сколько наука практическая, неотделимая от индивидуального опыта. Но тем она нам интереснее. И современная наука склоняется к тому же, отвергая принцип имперсональности, обнаруживая зависимость всякого физического явления от точки зрения наблюдателя». По сравнению с классической наукой в нашем столетии произошло изменение научного мировоззрения: наблюдатель становится частью наблюдаемого, субъект взаимо переплетается с объектом, на что обратил внимание Н.Бор в свое время. Этот ряд можно продолжать до бесконечности; главное здесь состоит в том, что в специфических для каждой культуры формах науки и техники просматриваются общие закономерности в их развитии.

Одна из этих закономерностей заключается в том, что история науки и техники зависит от фундаментальных изменений, которые произошли за всю историю человечества. Известный физик и историк науки Дж.Бернал (1901-1971 гг.) насчитал их три, благодаря тому, что поместил историю в центр своего анализа науки. «Чтобы познать функцию науки в целом, - писал он, - необходимо взглянуть на нее на максимально широком историческом фоне». Это, в частности, позволило ему вычленить те основные перемены, которые пережило человечество после своего сравнительно позднего появления на Земле. Первая и вторая - формирование человеческого общества и цивилизации - произошли до начала письменной истории. Третью перемену он охарактеризовал как «научную трансформацию общества, которая происходит сейчас и для которой пока нет названия». Бернал проследил ее происхождение вплоть До родственных процессов возникновения капитализма и рождения современной науки примерно в середине XV века и отметил: «...хотя капитализм имел существенное значение для раннего развития науки, впервые дав ей практическую ценность, наука превосходит капитализм по важности для человечества и, в действи­тельности, полное развитие науки на службе человечеству несовместимо с продолжением капитализма». Сейчас происходит четвертое фундаментальное изменение в истории человечества - трансформация капиталистического (индустриального) общества в постиндустриальное под влиянием целого ряда факторов, в том числе и научно-технического прогресса. Выше уже отмечалось, что именно изобретения и открытия, особенно в науке, технике и технологии, изменяют социальный мир человека со всеми его измерениями.

С этими кардинальными переменами в истории человечества сопряжены четыре стадии познания природы, т.е. этапы развития науки (естествознания). История науки свидетельствует о том, что в своем познании природы, начиная с самых первых его шагов в древности, человечество прошло через три стадии и вступает в четвертую. Эта стадии охарактеризованы отечественными учеными В.И. Кузнецовым и Г.М. Идлисом следующим образом. Первая начинается с древнейших времен и заканчивается к XV веку, именно на ней сформировались общие синкретические (не расчлененные, не детализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII XV столетиям начатками естественных наук.

Вторая стадия начинается с XV - XVI веков, она квалифицируется как аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астроно-мией). Третья стадия уже ближе к нашему времени, для нее характерно постепенное воссоздание целостной картины природы на основе ранее накопленного в результате анализа материала. И поэтому не случайно ее называют синтетической стадией изучения природы. Наконец, в конце XX столетия формирующееся постнеклассическое естествознание с необходимостью требует не только обоснования принципиальной целостности (интегральности) всего естествознания, но и ответа на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о природе, т. е. начинает осуществляться необходимая заключительная инте­грально-дифференциальная стадия. «Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе, -делают вывод В.И. Кузнецов и Г.М. Идлис, - рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания. Однако все эти четыре стадии исследования Природы, по существу, представляют собой звенья одной цепи». Понятно, что две последние стадии развития системы наук о природе весьма кратки относительно истории человеческого общества и поэтому сейчас и поэтому в действительности можно говорить больше о характерных для них тенденциях и потенциальных возможностях. Ведущая роль в дальнейшем познании природы принадлежит, как уже отмечалось выше, синтезу знаний, интеграции наук, в центре которых будет находиться человек. Прогноз этот обосновывается всей историей и логикой развития естествознания.

Интересно, что техника, которая гораздо старше науки, ибо она возникла вместе с возникновением Homo habilis (примерно 2 миллиона лет назад) и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Следует отметить, что ранее в технике применялись научные знания, только спорадически и стихийно. Это объясня­ется двумя общеизвестными обстоятельствами: сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации и она не была ориентирована на сознательное применение генерируемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание на протяжении длительного периода истории: человечества как бы противопоставлялось научному знанию, особого научно-технического знания вообще не существовало. «Научное» и «техническое» относились в действительности к различным областям социокультурной деятель­ности. В более ранний период развития человеческого общества и научное, и техническое знание были органично вплетены в мифопоэтическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были неотделимы от магии и мифологического миропонимания. Один из первых философов техники А.Эспинас в своей книге «Возникновение технологии» (конец XIX века) писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как необходимая принадлежность культа... Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для разжигания священного огня - операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами... Итак, вся техника этой эпохи имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной». Для науки древнего мира характерно отсутствие специализации и дисциплинарности, она неотделима от практики и техники. И только в ходе античная революция в науке произошло выделение теоретической формы познания и освоения мира как авто­номной сферы человеческой деятельности.

Своеобразие античной науки заключалось в ее философском характере, что позволяло ей схватить исследуемый и осмысляемый мир в целостности. В ней только намечалась специализация и не наблюдалось организованных форм дисциплинарность. Неправомерно также отождествлять античное понятие техники с современным, ибо тогда понятие «тэхнэ» охватывает и технику, и техническое знание, и искусство и не включает в себя теорию. Более того, в античной культуре наука и техника были разведены как принципиально различные виды деятельности. Немецкий исследователь А. фон Мельсен пишет: «В античном мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое необходимо для дела и связано с ним, - писал один известный исследователь. Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла».

В средневековье с его ориентацией ремесленников на традиционное знание и схоластическим подходом к миру наметились тенденции, которые в конечном счете привели к эпохе Возрождения и Новому времени с их новыми идеалами организации науки и техники. Итальянский исследователь П. Росси в своей интересной книге «Философы и машины» показал, что именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Это способствовало изменению и самою социального статуса ремесленников, так как они в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения сформировался идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего в самых различных областях науки и техники.

Потребности становящегося индустриального общества привели к тому, что в науке Нового времени стала доминировать другая тенденция стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета, которые подлежали систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. «Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX - XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX - XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники» (В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов). И, наконец, в конце XX столетия начинается процесс гуманитаризации и гуманизации науки и техники, обусловленный сменой цившшзационной парадигмы Запада. В исторической ретроспективе можно зафиксировать четыре стадии развития техники, что имеет корреляции с фундаментальными переменами в развитии человечества и этапами развития естествознания.

Вся история человечества показывает, что развитие науки и техники носит закономерный характер и имеет свои противоречия. Понятно, что в конечном итоге все знания возникают под влиянием практических потребностей и, в первую очередь, потребностей производства. «Однако потребности производства, - вполне справедливо отмечает проф. М.М. Карпов, - не определяют всей сложной динамики формирования знаний, создания новых идей, теорий и выводов. Специфику возникновения и развития научных теорий очень часто нельзя объяснить непосредственно потребностями производства. Было бы большим упрощенчеством представлятьсебе зависимость естествознания от развития производства таким образом, будто производство на каждом этапе дает естествознанию свои конкретные заказы».

В своей монографии «Основные закономерности развития естествознания» М.М. Карпов детально показывает, что хотя развитие естествознания определяется целями и потребностями общественного производства, нуждами общественной практики, тем не менее внутри этой общей зависимости оно подчиняется своим собственным законам. В кратком виде изложим эти законы-тенденции, чтобы иметь общее представление об их действии.

Содержание закона «относительная самостоятельность развития науки» состоит в следующем. Относительная самостоятельность естествознания - это его способность развиваться по своим специфическим законам. Такое развитие вдет в известных пределах независимо от запросов практики и лишь в конечном счете подчиняется им. Это происходит потому, что развитие естественных наук зависит в каждый период от унаследованного от прошлых поколений мыслительного материала, от влияния других форм общественного сознания, от внутренней логики развития самих идей и ряда других причин, не имеющих прямой связи с практикой. История развития естественных наук дает много примеров научных открытий, которые не порождались непо­средственно запросами жизни: открытие дифракции, интерференции, поляризации и дисперсии света, создание неэвклидовой геометрии, периодической системы элементов, теории относительности. Относительная самостоятельность включает в себя внутреннюю логику развития, потребность в систематизации знаний, борьбу мнений, взаимное влияние наук, взаимодействие с другими формами общественного сознания, преемственность идей, т. е. все те факторы, от которых помимо потребностей производства зависит развитие естествознания.

Следующий закон представляет собой критику и борьбу мнений в науке. Характерной закономерностью развития науки является то, что оно происходит на основе борьбы новых и старых идей, критики старых научных идей. Без учета эмоциональных дискуссий ново! о знания со старым, без правильного понимания тради­ций в науке невозможно понять прогресс науки в целом. Историю науки и техники, писал А. М. Горький, надо изображать не как склад готовых открытий и изобрете­ний, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиций.

Борьба .мнений в науке существует с .момента ее возникновения. История науки есть история смены различных теорий и, следовательно, борьбы теорий. Эта борьба вытекает из самого характера процесса научного познания. Неполнота, несовершенство знании неизбежно приводит к тому, что один и тот же ряд наблюдаемых фактов получает разное объяснение у различных ученых. Ученые как бы видят эти факты в разных ракурсах. Однако с течением времени наука неизбежно приходит к единому взгляду на них. Возможность разных трактовок одного и того же явления (в рамках одного мировоззрения) объясняется, в частности, наличием у учёных различною склада мышления. Известный немецкий физик Макс Лауэ отмечал, что «физика нуждается в исследователях различного дарования и быстро попала бы в тупик, если бы все физики были одного и того же умственного типа». Так, стремясь объяснить одни и те же опытные данные, Э. Шредингер создал волновую механику, а В. Гейзенберг матричную механику. Это были различные аспекты одного и того же, и не удивительно, что потом две механики слились в одну, квантовую механику.

Третий закон выражает взаимодействие наук и имеет сейчас особенно важное значение для понимания происходящих процессов научно-технического прогресса. Наука представляет собой единое целое. Существующее разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым эти вещи подчиняются в процессе движения и развития. Различные науки развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя разными путями. Можно отметить следующие главные путл взаимодействия: а) использование данной наукой знаний, полученных другими науками; б) использование методов одной нау­ки для изучения объектов и процессов другой; в) взаимодействие через технику и производство; г) взаимодействие через изучение общих свойств различных видов материи.

Четвертый закон характеризует процесс математизации практически всех научных дисциплин. Почти двести лет назад И.Кант с гениальной прозорливостью предсказал огромное значение математики для развития науки. Он говорил, что наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математи­кой. Развитие науки в последующее время блестяще подтвердило предвидение И.Канта. Роль математики в развитии естественных наук возрастает, «математизация наук» идет быстрыми темпами. Она проникает сен-час даже в такие области знания, где раньше или не применялась вовсе, или применялась в ничтожных размерах (история, лингвистика, биология и т. д.), помогает им решать такие проблемы, которые они не в состоянии решить собственными силами. Так, математики с помощью электронно-счетных машин расшифровали древние рукописи Майя, над которыми билось несколько поколений ученых.

Широкое проникновение математики в естественные науки, начавшееся с конца прошлого века, продолжает непрерывно расширяться и ускоряться, благотворно отражаясь на их развитии. Оно позволяет заменять прежние неуверенные расчеты и предположения точным научным предвидением. Математизация знаний способ­ствует прогрессу естествознания, стимулируя в то же время и прогресс самой математики. Естественные науки не могут обходиться без .математики, непрерывно требуют от нее все более и более точных методов установления количественных зависимостей между различными материальными объектами и их характеристиками. Во многих разделах физики, а также астрономии математика является тем незаменимым аппаратом, без которого нельзя познать количественные закономерности природы. Один из крупнейших математиков Д. Гильберт справедливо отмечал, что «без математики современная астрономия и физика невозможны». Математика особенно необходима при изучении таких явлений, наглядное представление которых очень затруднено или невозможно (например, движение электрона в атоме). Наиболее тонкие и сложные процессы оказывается возможным анализировать только математически.

Пятый закон относится к дифференциации и интеграции наук. Развитие современного естествознания характеризуется двумя противоположными процессами: дифференциацией и интеграцией наук. Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных ветвей науки в самостоятельные научные дисциплины, связывающие разобщенные ранее отрасли естествознания в единое целое, начался еще на рубеже XIX и XX вв. В последующий период процесс дифференциации наук о природе продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Вместе с тем он сопряжен с процессом интеграции, в результате наблюдается возникновение и бурное развитие пограничных, стыковых наук: генной инженерии, молекулярной геологии, биогеохимии и др.

Шестой закон говорит о преемственности в науке. Проблема относительной самостоятельности науки, решаемая в плане ее исторического развития, есть не что иное, как проблема преемственности научных знаний. Наука представляет собой продукт деятельности многих поколений. Ее объективное содержание не ликвидируется вместе с ликвидацией данного общественного строя, а развивается и накапливается на протяжении всей истории человечества, Использование и дальнейшее развитие знаний, накопленных предыдущими поколениями, т. е. преемственность, представляет собой объективный закон развития науки. Она выступает то явно, то скрыто, но всегда существует, без нее невозможно никакое развитие.

Седьмой закон ускоренного развития науки, откры­тый Энгельсом, продолжает действовать и сейчас. Действительно, то, чего достигло естествознание в XIX в., во много раз превосходит достигнутое им в XVIII в. По словам А. Эйнштейна, XIX столетие дало так много, что это должно вызвать удивление всякого мыслящего человека. В свою очередь, первая половина XX в. дала науке в несколько раз больше, чем весь XIX в. «...В продолжение нашей жизни, - писал физик Р. Милликен, - мы нашли гораздо больше новых физических отношений, чем во все предшествовавшие века, вместе взятые». Это ускорение темпов развития мы наблюдаем и в других науках. Так, например, характеризуя развитие биологии, М. Вейнберг (США) отмечал, что «за последнее десятилетие мы узнали об основных процессах жизнедеятельности - росте, синтезе белков, размножении - больше, чем это было сделано за всю предшествующую историю». Во второй половине XX века в силу произошедшей НТР и убыстряющегося развития НТП человечество получило еще больше знаний, нежели за все предшествующее время.

Восьмой закон свидетельствует о неизбежности научных революций. Анализ истории естествознания показывает, что оно развивалось неравномерно, периоды относительной стабильности постепенного накопления знаний (новых фактов, экспериментальных данных и т.д.), уточнения уже утвердившихся понятий, теорий и принципов, неизбежно с течением времени сменялись более кратковременными периодами бурной перестройки естественнонаучных представлений, периодами революций. Во время относительной стабильности прогресс науки не прекращается, происходит постепенный рост знания, но основные теоретические представления остаются почти без изменений. В период революции подвергаются ломке именно эти теоретические представления. Революция в той или иной науке представля­ет собой период коренной ломки основных теоретических представлений, считавшихся ранее незыблемыми, период наиболее интенсивного развития, проникнове­ния в область неизвестного, скачкообразного углубления и расширения сферы познанного. Революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает познание на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений и извращений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.

И, наконец, девятый закон раскрывает усиление связи науки с производством, что в итоге привело к пониманию науки как одного из важнейших элементов произ­водительных сил. Длительное время производство и его важнейшая составная часть - техника развивались, о чем шла речь выше, почти не испытывая никакого влияния со стороны науки. Затем ее воздействие начинает усиливаться, особенно со времени возникновения капиталистического способа производства, который делает необходимым применение науки. В результате возникла техногенная цивилизация, на смену которой идет антропогенная цивилизация или постиндустриальное общество.

Свои объективные законы строения и развития имеет и техника, что весьма существенно в наше время, когда много внимания уделяется фундаментализации инженерного образования. При этом имеется в виду в основном углубление и расширение подготовки по математике, физике, химии и другим естественным наукам. В связи с неизбежным развитием и усложнением мира техники, ускоряющимся научно-техническим прогрессом все большую актуальность приобретают также фундаментальные знания о самой технике в целом, единые представления о строении и развитии самых различных машин, приборов и аппаратов. То есть, наряду с естественнонаучной, требуется также расширение общетехнической фундаментальной подготовки инженеров.

«Исследование и формулировка объективных зако­нов строения и развития техники по аналогии с законами природы, - пишет академик И.Ф. Образцов, одно из главных и мало разработанных направлений общетехнической фундамент реализации инженерного образования. Законы техники должны отвечать на два вопроса. Какие основные свойства строения и функционирования имеет любая машина, прибор, аппарат, сооруже­ние? Как со временем, от поколения к поколению, изменяются основные показатели и структурные свойства отдельных технических объектов и техники в целом?» Объективные законы техники уже многие сотни лет на интуитивном уровне (бессознательно) используют кон­структоры, создающие лучшие образцы техники. В прошлые века и особенно в последние десятилетия фи­лософы, конструкторы, архитекторы, методологи ин­женерного творчества, системщики, историки техники высказали много обобщений в виде закономерностей и принципов строения технических объектов, закономер­ностей и тенденций их развития, а также различные соображения о законах техники.

Отечественный ученый проф. А.И. Половинкин в своей книге «Законы строения и развития техники» предпринял попытку системного изложения и обобще­ния в виде законов техники, накопленных и разрознен­ных в различных науках многочисленных сведений и фактов. При этом законы техники изучаются и форму­лируются по аналогии с законами природы и с учетом существующих в естествознании требовании. В резуль­тате им разработана система понятии для изложения законов техники, сформулированы и обоснованы сле­дующие гипотезы о законах строения и развития техни­ки: 1) закон симметрии технических объектов, 2) закон корреляции параметров технических объектов, 3) закон гомологических рядов технических объектов, 4) закон соответствия между функцией и структурой, 5) закон расширения множества потребностей-функций, 6) закон стадийного развития техники, 7) закон прогрессивной конструктивной эволюции технических объектов, 8) закон возрастания разнообразия технических объек­тов, 9) закон возрастания сложности технических объ­ектов. Кроме того, А.И. Половинкнн сформулировал некоторые интересные задачи исследований по даль­нейшей разработке проблемы законов техники, а также указал направления их практического использования в инженерной п хозяйственной деятельности.

Развитие науки и техники всегда происходит благо­даря присущим им противоречиям, которые пронизы­вают всю объективную реальность (об этом идет речь всинтетической эзотерической философии древних, в мировых религиях, в гегелевской и марксистской диа­лектике, хотя целый ряд философских учений отрицают противоречивость бытия). Наука не содержит абсолют­ных истин в последней инстанции - научные теории никогда не появляются из головы ученого, подобно Афине-Палладе, в совершенно готовом и законченном виде. Разрабатывая ту или иную проблему, ученый обычно не достигает абсолютной истины, его выводы неизбежно представляют собой истину относительную, неполную, лишь приблизительно верно отражающую объективную реальность.

Развитие техники и возникновение новых средств и методов исследования приводят к открытию ранее не­известных в науке явлений, фактов, не укладывающихся в рамки старых представлений. Возникает противоре­чие между фактическим материалом и выработанными ранее теориями, характерное для всей науки во все вре­мена. Тогда неизбежно в порядок дня встает вопрос о замене старой относительной истины другой, точнее отражающей объективные процессы. В большинстве случаев замена представляет собой дальнейшее разви­тие и обогащение старой истины. Иногда новые факты приводят к полному отказу от старых теорий, гипотез и к построению новых. Противоречивым является и раз­витие техники и технологии, так как оно зачастую по­рождает более сложные проблемы, чем те, которые они могут решить. Общеизвестен эффект проникновения компьютерного вируса, способного поражать огромные компьютерные системы. В современных условиях тех­ника и технология может стать угрозой не только сво­боде индивидов, но и угрозой самому существованию человечества.