Сословный культ и сословные праздники

Заключая сегодняшний разговор, несколько слов о сословном культе и сословных праздниках. Можно говорить о сословных культах, можно говорить о корпоративных культах, о сословных праздниках. Дальше мы будем подробно говорить о корпоративных праздниках. Лицам одной корпорации свойственно вместе участвовать в культовом действии, и уж совсем определенно свойственно вместе праздновать. Древний Восток знает временные женские корпорации чисто культового свойства. Это корпорации, связанные с культом Кибелы-Реи, хтонического божества, богини плодородия, в том числе и женского плодородия. К культовым местам и культовым деяниям Кибелы мужчина не допускался под страхом смерти: если случайно не туда зашел, не к тому озеру — конец, готов, смерть. Женщины же (не жрицы Кибелы, а обычные замужние женщины) оставляли семьи для совершения культовых действ Кибеле. Конечно, тут половой принцип. Мы его видели у даяков, и все-таки я отмечу, что в этом есть некая корпоративность. Это один из истоков корпоративности. Это очень ранний и очень небанальный пример. В Древней Ассирии культ был связан с аристократичностью. У аристократов настоящим культовым центром оставался Ашшур — древнейшая столица Ассирии. С Ашшуром связана древнейшая ассирийская знать. Столица дважды перемещалась, окончательно переместилась в Ниневию, всем известную. С моей точки зрения, Ассирия попыталась вступить на путь построения империи. С точки зрения ряда ученых, Ассирия стала империей. Вокруг Ниневии стала складываться военно-чиновная имперская знать. В эту новую имперскую аристократию, как в любую имперскую аристократию, включались и представители знати покоренных народов. А ашшурская аристократия превратилась в корпорацию, потому что она сохранилась. Она не ехала в Ниневию. Она продолжала пребывать в древнем Ашшуре. И к культовым деяниям Ашшура допускались только ашшурские аристократы. Заметьте, это не олигархия (власть немногих), потому что они не наверху — наверху ассирийский царь в Ниневии и его новая имперская знать. А корпорация ашшурских аристократов обладает непреложным, не подлежащим малейшему сомнению, уважением всего ассирийского общества. Один не самый бездарный ассирийский царь Ашшур-убаллид решил лишить Ашшур статуса царского города. А статус царского города — это необложение налогами, это серьезный подарок, и Ниневия имела такой статус. Когда Вавилон вошел в состав Ассирийской державы (не очень надолго), Вавилон получил статус царского города. Так когда царь замахнулся на статус Ашшура, его отшили так, что больше ни один не заикался, ни один царь не заикался посягнуть на аристократическую корпорацию и древнекультовый центр. Вот авторитет корпоративного культа. Я думаю, все понимают, что ассирийский царь был значительно сильнее, чем ашшурская знать. За ним стояла новая знать Ниневии, лучшее войско в мире тогда — куда уж! Ничего, умылся.

Мы с вами уже говорили о сословном характере культа древнейших индоариев, к которому шудры были не допущены. Тем не менее, свои культовые действия, отдельно чисто кшатрийские и отдельно чисто вайшьские, существовали. И гимны существовали разные. Некий зачаток корпоративности здесь существует.

В зороастрийском Иране в храмах поддерживали священный огонь, из-за чего зороастрийцев в литературе еще XIX века не очень корректно именовали огнепоклонниками. Хотя на самом деле они не поклонялись огню, они созерцали огонь, они созерцали высочайшую чистую стихию. Поклонялись они Ахурамазде, а созерцали они огонь. Это не очень четкое, почти строго единобожие. Но огни у них были. Так у каждого из трех сословий — атраван, артештаран и вастриошан (они соответствуют трем высшим варнам Индии), был свой сословный огонь. В разных местах за сотни верст один город от другого!

Наконец, мы можем заметить, что и праздники, начиная с женских корпораций Кибелы — это ведь и совершение праздника, и зрелище совершения праздника вокруг культовых действий. Праздники еще в большей степени носили в истории сословный и более конкретный корпоративный характер, но мы подробно начнем это разбирать с конкретными праздниками там, где материала много, то есть начиная с античного мира, со следующей лекции.