Образование Древнеру сского государства .

 

В отечественной и с ториографии большое внимание уделяется изу ч ению предпосылок и процесса стано вления государства у восточных слав ян . Вни м ани е историков к этим проблемам св яз ано прежде вс его с тем , что начальный период


образования государства у восточных слав ян мало отражен в источниках . Основным и источниками по этому вопросу являют ся летописные сообщения , носящи е нер е дко черты легенды .

Самые ранние летописи связывают начало Р у сского государства с княже н ие м Кия , считав шегося основателем Киева и Киев ского княжества . Эта легенда была з а п и сана в армян с к о й хронике уже в VIII в . Другие летописцы началом государственно сти счи т али " признание варяг о в ”. Летописный рассказ о призвании в 862 году 1 на княжение в Новгороде варяжских князей Рюрика , Синсуса и Трувора послужил основанием для создания так называемой норманской теории возникновения Русского государства . Она появилась в XVIII в . и была сформулирована немецкими учеными Иоганном Готфридом Байером и Герхардом Фридрихом Шлетцером .

Норманизм отвечал тог да политическим интересам Голштинской династии , которая со вт орой половины XVIII в . под фамилией Романовых пр авила в России . Норманисты отрицали роль внутренних ф а кторов в стан овлении русско г о государства . Они утверждали , что норманцы - скандинавские викинги ( на Руси их называли варягами ) создали Русск о е государство . Спор в исторической ли тературе между норманистами и их противниками зат янулся на ст олетия . Норманистскую теорию критиковали М . ВЛомоносов , русские историки Ю . М . Всислин , И . Е . Забелин , Н . И . Костомаров ,

академик Б . А . Рыбаков и др . В современной отечественной и

 

1 Изучая историю Древн е й Руси , следует учитывать тот факт , чо большинство летописных лат IX-XI вв . условны , т . к . они

являют ся результатом хрон ологических выкладок летописцев

более поз д не го времен и (XI-XII вв .) , а не погодными записями современников


зарубежной и с ториографии существует неонорманизм , не отрицающий роль внутренних факторов в создании государств а на Руси , но несколько преувеличивающий роль варягов в эт о м процессе .

В лег е нде о призввании варягов до си х пор многое неясно . Большинство историков приз нает в ы мышленность Синсуса и Трувора , так как древнесканди навские слова " синс хус трувер " означают не име н а братьев Рюрика , а переводятся " с домом и дружин ой ". Историчность же Рюрика не отрицает ся , потому что в исландских сагах IX в . имеются упоминания о да тском конунге Рюрике Фрисландском .

Серьезн ого вл ияния на ход русского ис торического процесса и на развитие русской культу ры варяги не о к аз али .

Русское государство образовалось из племенных объединений восточных славян 1 . Складывание государства шло параллельно с процессом формирования древнерусской народности , ядром которой ст али славя н ские племена , проживаю щие в VI в . на территори и лесост епной полосы от Киев а до Ворон ежа .

Отрывок первоначального летописного текста , уцелев ший в " Повест и временных лет ", позволяет определить размеры государства Руси первой половины IX века . В его состав входили следу ющие племенные союзы , имев ши е ранее самосто я тельные княжения : поляне , северяне , древляне . драговичи , полочане , новгородские славяне . Кроме того , летопись перечисляет до полутора десятков финно - угорских и балтийских племен , плативших дань Руси . Русь этого времени

представляла собой обширное государство , объединившее уже

 

1В глубокой древности восточное славянство состоя ло из 100-

200 небольших племен


половину восточнослав янских племен и собиравшее дань с народов Поволж ья и Прибалтики .

Накану не призвания варяг о в в Новгороде правил старей шина Гостомысл . Он пригласил к себ е на службу норманского коненгу Рюрика с дружин ой . После смерти Гостомысла Рю рик захватыв ает власть в Новгороде . Рюрик умирает , не оставив наследников , и власт ь в Новгороде берет в свои руки предводитель одного из варяжских отрядов Олег (882-912 гг .), по некоторым источникам родственник Рюрика . Игорь , сын Рюрика , согласно летопи си , был тогда малолет ним . Олег начал объединение восточнославянских пле мен за пределами Новгородской земли .

В 882 г . он с дружи ной отравился на юг , взял Любе ч , служив ший своего рода северными воротами Киев ского княжест ва . Из Любе ча Олег приплыл в Киев , где ему обманом и хитрост ь ю удалось убить киев ского князя Аскольда и захватит ь власть . Объединение под властью одного князя Киев а и Новгорода , важнейши х центров двух основных ветвей восточного славянст в а , было важн ейши м этапо м развития древнерусской государственно сти . Если до взятия Киева Олегом можно говорит ь о существов а нии государст венност и на Руси , то с этого мо мен т а уже можно говорит ь о существов а нии Древнер у сского государства .

Таким образом , Киев станови т ся центром объединенного государства .

Вопрос об этническом происхождении княжеской дина стии не являет ся важным в изучении проблемы генезиса государственно сти у восточных слав ян . Известно , что версия об иноземном происхождении власти типична для древности и среднев е ковъя ( рассказ ы об основании Рима бра т ь я м и Ромулом


и Рэмом , о признании брит гами англо - саксов и создании Английского государства и т . п .). Важно другое : государственно сть не может быть предметом экспорта или импорта . Возникновение государства - закономерный проце с с многовекового исторического пути н а рода . Даже исходя из логики самой легенды , можно заметить , что для того , чтобы пригласить на княжение , надо уже иметь у себя эту форму власти . Славян е и варяги находились в IX в . примерно на одной стадии социального ра звития . Синхронность развития позволила славянам приглашать на Русь варяжски х конунгов с дружинами . В исто рии из вестны факты , когда норманск ие князья захваты вали власт ь на Руси . Варяги быстро асси мили ровались с местным населением . Возвращаясь в Швецию , они приносили с собой русски е вещи , русски е технические пр иемы в гончарном деле . Позднее швед ск ие короли чеканили монеты по образцу русских монет . В ск андинавск и х сагах сохранились воспоминании о богатствах " стр а ны городов " - Руси .

В совр еменной историографи и вопрос о социально - политическом строе Древнер у сского государства является спорным . Чтоб ы рассмотреть его , необходим о остановиться на тех источниках , которыми располагают историки для его характеристики . В основном это своды законов Руси . Древнейшим из них являет ся Русск ая правда . Под этим общим названием известны три памятника : Крат кая Правда , являю щ ая ся древней ш ей ; Пространная , относя щая ся ко второй половине XII в ., и Сокращен ная , основанная на Пространной правде , а также на некоторых , не дошед ших до нас , законодательных актах более раннего времен и . Краткая Пр авда делится , в свою очередь , на Правду Ярослава ( ок . 1016 г .) , Правду Ярославичей (2- я половина XI в .) и дополнительные


статьи . Отдельные юридические норм ы содержат ся во включенных в текст летописи договорах Олег а (911 г .) и Игоря (444 г .) с Византией . В этих догов орах упоминается более ранний юридический документ - " закон русский ", который учитывался в делах , затрагивавши х споры византийцев и русских . " Повесть временных лет " ( древнейшая дошед шая до нас летопись ) в основном со держит св еден ия , относящи еся к политической истории , но она также дает мат е риал и для изучения социального строя .

Основным населением страны были свободн ы е общинники , " люди ", как их называет Русск ая Прав да .

На Руси имелся целый ряд категорий крест ьян , зависи мых от землев ладельц е в . Ср еди них - смерд ы , холопы , челядь , закупы , рядовичи .

Сущест вует мн ого гипо тез о социальной сущности смердов , но большинство исследоват елей считают , что смерды были свободн ы ми или полусвободными княжескими данниками , несшими повинности в пользу кн язя . Су ществов а ло право " мертво й руки ", по которому после смерти смерда , не оставив шего потомков муж с кого пола , его имущество переходило к князю . Кроме то го за у б ийство людина полагался штраф в размере 40 гривен , а за убийство смерда всего лишь -

5. Это подтверждает неполноправное положение смердов .

 

Значительное место Р у сск ая Правда уделяет рабам . Они были известны под разными названиями : челядь и холопы . Исследователи по - ра зному решают вопрос о соотнош е нии челядинной и холопьей зависимости . Возможно , " челядь ” - термин более раннего периода , который некоторое время существ о вал одновременно с более но вым термином " холоп ". Холопы были полностью бесправной категорией населения .


Они не имели нрава свидетельствов ать на суде . За убийство холопа господин не отвечал пе ре д суд о м , а подвергался церковному покоянию . Вопрос о холопах наиболее детально излагается в Пространной Правде (XII в .). В это время уже известн ы два вида холопства : обельное ( полное ) и неполное . Источн иками обельного холоп ства были : плен , а также продажа себя в хол о п с т в о . Холопом ст ановился человек , женившийся на рабыне .

Пространная Правда упомин ает закупов , воспринимавшихся как непо лные , необельные холопы . Это сравнит ельно поздняя категория зави симых людей , возникшая только в XII в . Закуп - разорившийся общинник , пошедши й в долговую каб а лу к князю или его друж иннику за ка кую - то ссуду (" купу "). Получив ссуд у , он должен был работать на господина . Хозяин имел право подвергать заку па телесным на ка з а ния м ; попытка к бегству наказывалась превращением в обельного холопа . Закуп отличался от раба : он имел право выкупаться на волю , вернув купу . Закуп продолжал вести свое хозяйство . Такое положение закупа , лишенного личной свободы , но не отделенного от сред ст в производства , бл изк о к положению будущего крепостного крестьянина .

Другой категорией зависимого населения были рядовичи , т . е . лю ди , вынужденные заключит ь с госполином ка кой - то договор (" ряд "), и выполнять различные работы согласно этому ряду . Рядовичи часто исполняли роль мелких административных агентов своих господ .

Сущест вовало еще несколько терминов , обозн а чивших различные категории неполноправного населения : " изгой " - человек , порвавший свя з ь с общиной , " пущенник " - отпущенный на волю раб и др .


В историографии остает ся спорным вопрос о времен и возникновения феодального землевладения на Руси . Некоторые авторы относят его появление к IX- Х вв ., но большинство полагает , чго феодальн ая вотчина образует ся в первой полов ине XI в . Имею тся и другие точки зрения . Так , историк И . Л . Фроянов считает , что в древнерусском обществе IX-XI вв . существ о вало несколько социально - экономических укладов , ни один из которых не был преобладающим . Большинство отечест в енных исследователей считает Древнюю Русь раннефеодальным государством . Ранн ефеодальное общество не тождест венно феодальному . В нем еще не развились до зрело г о состоян и я основные характерные черт ы фео д ализма и продол жают существовать многие явления , характерные для родоплеменных отношений .

По устройству сист емы государственной власти Киев ску ю Русь мо жно охарактеризовать как раннефеодальную монархию . Во главе государства стоял ве л и к и й киев ски й князь . На Руси признавался родов о й сюз е р е нитет . Власт ь над территорией принадлежала всему роду Рюриковичей , но это не означало коллект ивного управ л ения . Старши м был великий Киевски й князь , которому подчинялись князья подвластных земель . Его сыновья , братья сидели наместниками в главных городах и платили дань . Наследование шло по прямой нисходящий мужской линии .

Велики й киевский князь был законодателем , во енным предводителем , верховным c удьей , адресатом да ни . Князя окружала дружина . Дружинники жи ли на княжеском дворе , пировали вмест е с князем , участвовали в походах , делили дань и военную добычу .


Различают два вида отношений межд у властью и подданными : вассальные и подданнические . Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства . Между ними установились в а ссальны е отношения . Кн язь сов е товался с дружной по все м вопросам . Дружи на делилась на стар шу ю ( мужи ) и млад шую ( гриди , отроки , ча дь ). Наиболее уважаемые , старши е дружинники состав ляли постоянный совет , " думу " при князе и назывались боярами . Бояре часто вы ступали в рол и воевод , а младшие дружинники исполняли обязанности младших администраторов : мечников ( судебных исполнителей ), вирников ( сборщиков штр а фов ) и др .

Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания характерного для периода родоплеменного строя в сеобщег о вооружения народа .

Княж еская вл ас ть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления . Народное собрание

– вече активно действовало в I Х -XI вв . и позднее . Народные старей шины - " старцы градск ие ” - уч аствов а ли в княжес кой думе .

В руках Киев ск ого князя были значит ельны е военные силы . Они состояли из войск вассальных князей и бояр , из собственной дружины . В особых случаях соб и ралось народн о е ополчение .

В Древней Руси был флот , действов авший на реках и на

 

Черном море .