Внутренняя и внешняя политика СССР в 60-80 гг. 20 века.

 

В 1961 г. серьезный кризис вызвали события, связанные со статусом Западного Берлина. На встрече Хрущева с президентом США Дж. Кеннеди не удалось достигнуть понимания по этому вопросу. “Витрина” же Запада в центре ГДР создавала множество проблем для ее руководства. Тогда с согласия СССР за одну ночь вокруг Западного Берлина была воздвигнута стена из колючей проволоки и бетонных плит. Строительство Берлинской стены, как и события в Венгрии, отрицательно сказалось на развитии международных отношений в Европе и мире. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. ухудшились отношения СССР с Китаем и Албанией. Эти страны проявили недовольство осуждением в Советском Союзе культа личности. Высшей точкой обострения отношений между СССР и США стал Карибский кризис 1962 г. Поводом к нему послужил ввоз Советским Союзом на Кубу ядерных ракет средней дальности. Могла разразиться ядерная война. И лишь благодаря тому, что обе стороны не поддались эмоциям, этого не произошло. СССР вывез ракеты с Кубы, а США взамен обязались не вторгаться на Кубу и вывести из Турции ракеты, нацеленные на СССР. Карибский кризис заставил СССР и США пойти на диалог. В 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. К середине 1960-х произошла определенная стабилизация международной обстановки.

1). Новое руководство СССР. Его политический и социально-экономический

курс. Брежнев Л.И. - генсек ЦК КПСС (1964-82), с 1977 председатель

президиума верховного совета и генсек. Косыгин - председатель совмина 1964-

80. Подгорный - председатель президиума верх совета 1965-1977 (1964-65 -

Микоян). Курс: через наведение порядка в обществе и гос обеспечить

стабильный рост мощи Советского Союза и устойчивое благосостояние всего

народа.

2). Экономическая реформа 1965.

а).Сущность реформы: попытка коррекции директивных методов управления

народным хозяйством методами экономическими. б). С/х (мартовский пленум ЦК

КПСС 1965): реш повысить закупочные цены, установ твердый план госзакупок,

ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продукцию, увеличить

капиталовложения в деревню, разработать новый примерный устав с/х артели.

В). Пром (сент пленум ЦК КПСС 1965): возврат к отраслевому управлению,

перевод предприятий на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость,

самофинансирование), резкое сокращение числа плановых указаний, создание

фондов материального стимулирования, введение твердой платы за производ

фонды, фин пром строительства через кредит, сочетание ед госпланирования с

местной инициативой и т.д. Окт 1965 - закон о создании республиканских мин

по отраслям пром (совнархозы ликвидированы).Г). Ход реф с/х - ускорение с/х

производства (стабильный план, хорошие цены, кредиты, отсутствие борьбы с

личным хоз дали обнадеж рез); пром - ускорение эк роста. Д). Итоги реф с/х

- постепенное сверт.реформ (принятый в 1969 новый устав сохран право на

личное хоз, намечал переход колхозников на гарантированную зарплату и

пенсии); 1965-1970( рост составил 21%. Пром - за годы 8 пятилетки объем

пром производства вырос на 50% (1965-70), построено 1900 крупных

предприятий (в том числе ВАЗ). Постепенное свертывание реформ.Е). прич

свертывания: консерватизм аппарата управления, эк реф не получила

подкрепления полит.. Пром в 70-80. 9, 10 и 11 пятилетки. Основные направ

хоз деят: развит группы А, дальнейшее освоение природных богатств Сибири и

севера (нефтедоллары), концентрация производства (создание производ объед)

и НПО, создание тер-производ компл, БАМ (1974-84), НТР. Негативные тенден-

ции в развитии пром производства: преимущественно экстенсивный путь

развития, который требует дополнительных материальных и трудовых ресурсов,

капитальных вложений ( рост незавершенки. Централизм в управлении,

тотальность планирования, отсутствие связи между производством и

потребителем. Уравниловка. Низкие темпы развития, научно-техническое

отставание в ряде отраслей от развитых стран (застой). Причины негативных

тенденций: консерватизм управления, отсутствие материальной

заинтересованности, милитаризация экономики.

4). НТР: успехи и проблемы. 24 съезд КПСС (1971) - курс на интенсификацию

производства, на соединение достижений НТР с преимуществами социализма.

Успехи СССР в области НТР - фундаментальная наука, космос, вооружение,

тяжелая промышленность, новые материалы и технологии. Отставание по ряду

показателей от ведущих стран запада. Причины отставания:

незаинтересованность предприятий в достижениях НТР, и как следствие этого -

невостребованность многих достижений; некомпетентность управления (поворот

рек, хлопководство в казахстане).

7). Социальные отношения. Социальная структура советского общества:

рабочий класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-

государственная бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение

наций(официальная точка зрения), реально - серьезные национальные

противоречия и конфликты отсутствовали. Социальные гарантии: бесплатное

образование, бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение,

общественные фонды потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения.

Показатели: рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости,

устойчивая рождаемость. Негативные тенденции: ножницы между денежными

доходами и их товарным обеспечением, появление дефицита, рост социальной

дифференциации (привилегии, нетрудовые доходы), рост иждивенчества

преступности пьянства, массовость мелких хищений.

I. Общая характеристика общественной и культурной жизни страны

1. Твердое партийное руководство общественным и культурным процессом.

Жесткая официальная линия.

2. Бюракратизация общественной и духовной жизни (всевозможные комитеты,

комиссии, всеобъемлющий контроль, цензура, премии и др)

3. Административное, идеологическое и уголовное преследование инакомыслящих

4. Ограничения на знакомство с западной культкрой

5. Регламентация тематики и художественных средств

6. Казенщина, помпезность, однообразие, серость и скудость, духовное

безвременье

7. ИТОГ: Противостояние двух культур: официальной и гуманистической

II. Художественный процесс

1. Свобода художника и государство (Синявский, Даниэль, Солженицин,

Любимов, Некрасов, Максимов, Бродский, Растропович и др)

2. Разгон редакции "Нового мира" Твардовского (69-70)

3. "Деревенская проза" (Абрамов, Белов, Астафьев, Можаев)

4. Шукшин - писатель и режисер

5. "Новое прочтение" классиков ((Чехов, Толстой, Достоевский, Островский) с

помощью классики решаются остроактуальные проблемы

6. "Магнитофонная революция" (Высоцкий, Галич, Окуджава)

7. Молодежная культура

3 Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция)

1. Цели движения: борьба с существующим строем ( одни боролись только с

коммунизмом, другие же и с совеиской государственностью, ставя задачу

разрушения СССР)

2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда, организация

демонстраций, пресс конференций, кружков и групп, издательская деятельность

("самиздат" и "тамиздат") и тд

3. Классификация движения

а) либерально-демократическое течение (правозащтники: Буковский, Даниэль,

Синявский, Сахаров идр)

б) патриотическая ( русская) оппозиция: Шафаревич, Бородин, Солженицин и др

в) религиозная оппозиция

г) националистическая (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье)

д) молодежная

4. Карательные меры государства: ссылка, лагерь, псих больница, высылка

заграницу и др

5. Значение движения: диссидентство сыграло определенную роль в

расшатывании режима, в пробуждении сознания народа.

Экономические реформы 1960-х гг.: сущность, цель, итоги, причина неуспеха

Административный аппарат (прежде всего сам Брежнев) увидел в реформах

посягательство на его права и власть, и с помощью подзаконных постановлений

и актов их свернули. Основная причина провала реформ 1965 г. в том, что

невозможно было продвинуться вперед экономическом развитии при

одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере. На

неудаче реформ сказалось и то, что большая часть партийно-хозяйственного

аппарата не смогла отказаться от административно-командных методов

управления.

 

 

____________________________________________________________________