Какие имеются школы в русской иконописи?
Обосновано ли с точки зрения богословия священных изображений широко распространенное среди малоцерковных людей мнение, что икона способна накапливать и отдавать некую благоприятную энергию?
Нет. Ни в коем случае нельзя считать икону вещью самодостаточной, которая сама по себе, без воли Божией способна производить какие-либо действия. Ошибочно также считать икону неким аккумулятором, который сначала накапливает, затем, переполнившись, отдает «молитвенную энергию». По словам Н.М.Тарабукина: «Чудодейственная сила исходит не от иконы, а через икону, и благодать этой силы приемлет только верующий». (375)
Алексеев С.В. Зримая истина. СПб.: «Изд. Дом «Нева»»;
М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. 416 с. С. 369-375.
После крещения Руси вся общественная и церковная жизнь сосредоточилась в Киеве и Новгороде. Киев активно развивался только до XIII столетия — до времени завоевания его татаро-монголами.
С XII века образуется еще один центр — Владимиро-Суздальское княжество.
Новгород, не тронутый Золотой Ордой, завершает свое архитектурно-художественное становление к XVI веку, а затем, как и Владимиро-Суздальское княжество, передает свое наследие Москве.
Вобрав в себя все лучшее, патриаршая Москва к началу XVII столетия становится центром всей духовной, политической и художественной жизни.
В иконописании традиционно выделяют следующие основные иконописные школы: новгородскую, псковскую, ростово-суздальскую, ярославскую, тверскую, московскую, строгановскую, палехскую. Также свои особенности имеют и иконы северного письма.
Мы рассмотрим с вами новгородскую, московскую и строгановскую иконописные школы — наиболее яркие в русском иконописании. (376)
Новгородская школа пережила два основных периода. Первый относится к XII—XIII векам, когда новгородцы, имеющие постоянные торговые связи с Западом смогли выработать свой художественный стиль, который хотя и возник под некоторым влиянием господствовавших в то время в Европе романских форм, все же обрел неповторимую индивидуальность. Второй период — XIV-XV века, когда в Новгороде разворачивается активная деятельность византийских изографов. Стиль такого византийского мастера как Феофан Грек совпал с вкусами и умонастроениями новгородцев. Свои лучшие фрески в церкви Спаса Преображения на Ильинке Феофан Грек написал в традиции, не имеющей ничего общего с византийским иконописанием.
Именно в этот период и сложились все основные черты новгородской иконописной школы — экспрессия, сильное духовное напряжение, сочность и яркость (377) колорита, где преобладают сочетания ярко-красной киновари с белыми и золотисто-охристыми красками.
Для новгородской иконы характерна простота и некоторая свобода в изображении местночтимых святых.
Начиная с потерей независимости Новгорода в 1478 году, новгородская школа стала терять свои самобытные черты.
Московскую школу, в отличии от новгородской, характеризует гармоничное, богословское начало, московским иконописцам чужда простота и эмоциональность иконописцев Новгорода.
В XIV веке, во время правления святого благоверного великого князя Дмитрия Донского, в московском иконописании доминировала тенденция, при которой главым в иконе считалась внутренняя духовная гармония и созерцание. Несомненно на московскую иконопись этого периода оказал сильное влияние исихазм. Выдающимся русским исихастом считают основателя Троице-Сергиевой Лавры преподобного Сергия Радонежского. С исихазмом связывают и иконописание преподобного Андрея Рублева. Если Феофана Грека, который к тому времени из Новгорода перебрался в Москву, можно назвать апологетом страха Божия, то преподобного Андрея — свидетелем Божиего милосердия. Такие иконы, как Троица Ветхозаветная, Спас Звенигородский являют нам милующего, многотерпящего и всепрощающего Бога. Преподобный Андрей Рублев — не столько изограф, столько высочайший молитвенник с кистью в руках.
Если в иконописании святого Андрея еще прослеживаются внутренние духовные черты византийской (380) традиции, то в иконах и фресках Дионисия уже заметна поствизантийская тенденция, которая выражена в предельно светлом колорите, где преобладают холодные тона, в точно выверенном рисунке и в любовании красотой окружающего Богозданного мира.
Строгановская школа сложилась в XVII веке. Основателями ее были купцы Строгановы — меценаты и любители иконного дела. На обратной стороне икон, выполненных в мастерской, всегда ставилась фамильная метка Строгановых. Отсюда, очевидно, и возникло название «Строгановская школа». Для строгановских (384) икон характерны небольшие размеры, виртуозность письма, обилие мелких деталей и богатая декоративная отделка золотом. Подобная «узорчатость и красочность» — плод соединения древнерусского иконного письма с новейшими европейскими течениями в изобразительном искусстве, такими как барокко и маньеризм. Строгановская школа приобрела широкую известность. «Европеизированное иконописание» как нельзя лучше соответствовало начавшейся секуляризации (386) всего русского общества XVII столетия, которое и привело в XVIII веке к утрате древнерусской иконописной традиции. (387)