Вопрос №20. Церковный раскол и народные движения второй половины XVII в. Выступление под руководством С. Разина.

Серегино.
Добавлено, чтобы было хоть что-то. Доработать!

Важную роль в жизни России в XVII в. играл конфликт интересов государства и церкви. Государство постепенно ограничивало церковные права и привилегии. Для решения церковных дел был создан Монастырский приказ. За церковью сохранялись лишь суд по духовным делам и гарантия завещаний. Решительный шаг в ликвидации феодальных привилегий церкви был сделан государством в 1649 г. (принятие Соборного уложения). В частности, были ликвидированы «белые слободы» в городах, принадлежавших в большинстве своем церкви. В то же время Уложение вводило суровые репрессии за богохульство.Ключевым событием в истории русской церкви стали реформы патриарха Никона (1652-1666 гг.). Идеологическим основанием преобразований служила доктрина «Москва – третий Рим». В то время Россия была единственной православной страной в мире (другие православные народы находились под игом турок). Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон были единодушны в стремлении превратить Русское царство во вселенское. С 1652 г. началось исправление богослужебных книг и унификация обрядов. Для этого были взяты за основу греческие образцы и приглашены ученые монахи с Украины. Но «ревнители благочестия» считали необходимым ориентироваться на старорусские образцы, ибо в Греции незадолго до этого также были исправлены книги и чин богослужения. Необходимость церковных реформ вызывалась и тем, что нужно было устранить различия между обрядами в русской и украинской церквях после присоединения Украины. Более того, без такого упорядочивания нельзя было рассчитывать на рост влияния русской церкви за пределами России (в т.ч. на Балканах). В 1654 г. церковный собор одобрил проведенные реформы по греческим образцам. В ответ возникло движение «старообрядцев», не признавших нововведений. Идейными лидерами его стали протопопы Аввакум Петров, Иван Неронов, Иван Наседка. В 1656 г. защитники старых обрядов были отлучены от церкви. В русской церкви произошел раскол. Собор 1666 г. вновь предал анафеме расколоучителей и их последователей. В последующие десятилетия движение раскольников стало одной из форм социального протеста. Наиболее острой формой его проявления стало восстание в Соловецком монастыре («Соловецкое сидение» 1668-1676 гг.).Авторитет «священства» в целом заметно вырос после Смутного времени благодаря патриарху Филарету, практически подчинившего своей власти сына – царя Михаила. Этой же позиции пытался придерживаться патриарх Никон при царе Алексее Михайловиче. Именно патриарх Никон принял первую и единственную в истории Русской церкви попытку поставить священство выше царства. Но амбиции патриарха пришлись не по душе Алексею Михайловичу. В 1658 г. конфликт между царем и патриархом принял открытую форму. В ответ на объявление о «гневе» царя Никон демонстративно удалился от дел. Этим воспользовался Алексей Михайлович: он добился того, что церковный собор 1666 г. лишил Никона патриаршего сана и отправил его в ссылку в Ферапонтов монастырь. Но на Соборе 1667 г. церкви удалось отстоять принцип независимости духовной власти от светской и вернуть часть утерянных привилегий. Царь вынужден был уступить, ибо правительство нуждалось в поддержке церкви.В середине XVII века налоговый гнет возрос еще более. Денег требовали войны, которые вела Россия со Швецией и Польшей, нужны были средства и на содержание государственного аппарата.В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты с 1654 года по той же цене стало чеканить медную. Медных денег было выпущено так много, что они обесценились. Дороговизна продуктов привела к голоду. Доведенные до отчаяния посадские московские люди летом 1662 года подняли восстание. (Медный бунт.) Оно было жестоко подавлено, но правительство для успокоения народа вынуждено было прекратить чеканку медных денег, которые вновь заменялись серебряными.Причины – развитие товарно-денежных отношений требовало увеличения барщины. -постоянно рос натуральный и особенно денежный оброк. -увелич государств налоги. -массовый голод. К восстанию Степана Разина часто относят так называемый Поход за зипунами (1667—1669) — поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировал Волгу и тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и захватив Яицкий городок, летом 1669 года Разин двинулся к Кагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе на Москву.Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватили Царицын и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком.После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья.а также чуваши, марийцы, татары, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого, перешедшего на его сторону, свободным человеком.В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск, но не смогли взять его и отошли на Дон. Тем временем на Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Барятинским. Опасаясь расправы, казачья верхушка выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; через несколько лет был также казнён его брат Фрол.Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться, и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года. Но, несмотря на это, Астрахань была взята царскими войсками.Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 10 тысяч человек. Всего было уничтожено более 100 тысяч повстанцев. Разинцы не добились цели:уничтож.дворян и креп.права.

Из конспекта с кафедры

Ответом на закрепощение крестьян и посадских людей стали народные восстания и крестьянская война под руководством Степана Разина (1670-1671 гг.). Основными участниками этого движения были казаки и крепостные крестьяне. Участие в нем приняли также городские низы, мелкие служилые люди, «работные люди», а также представители малых народов Поволжья. Главным лозунгом была ликвидация крепостного права. В идеологии движения явно просматривался наивный монархизм (вера в «хорошего царя»). Четкого представления о будущем государственном устройстве у восставших не было. В случае победы предполагалось установить по всей стране «казацкие порядки». Основные причины поражения крестьянской войны те же, что и у предыдущих выступлений: стихийность, локальность, отсутствие четкой политической программы, разногласия среди участников.

Эта война обозначила рубеж, когда намечавшийся после Смутного времени диалог власти и народа, тенденция к росту народного представительства и закреплению прав сословий вновь сменились деспотическим монологом власти и антигосударственным монологом народа, фактически опиравшегося на традиционные патриархальные ценности (вече, выборность власти, общинное устройство и т.п.)