Вторая Балканская война

После подписания Лондонского договора на первый план вышли разногласия между союзниками по вопросу о разделе территорий, от которых вынужденно отказалась Турция. Премьер-министр Сербии Н. Пашич предъявил претензии на земли Македонии, занятые во время боевых действий сербскими войсками. Свои требования он обосновывал предоставлением Болгарии дополнительной, не предусмотренной союзным договором помощи при взятии Адрианополя, а также тем, что Сербия осталась без выхода к Адриатическому морю. Предложения относительно установления болгаро-греческой границы по р. Месте (Нестос) и горному хребту Беласице Греция представила еще в октябре 1912 г. Болгария под различными предлогами медлила с контрпредложениями, так как ни один из выдвигавшихся вариантов ее не устраивал. В этой обстановке между Сербией и Грецией 1 июня 1913 г. были подписаны союзный договор и военная конвенция.

Пытаясь предотвратить назревавший конфликт, российский император выступил с инициативой проведения в Санкт-Петербурге конференции стран Балканского союза. Болгария в качестве предварительного условия потребовала, чтобы Сербия первоначально подтвердила союзный договор от 1912 г. и допустила установление в Македонии кондоминиума. Компромиссные решения болгарскую сторону не устраивали.

В ночь с 29 на 30 июня 1913 г. болгарские войска атаковали сербские и греческие позиции в Македонии. Перед 4-й армией была поставлена задача закрепиться, выйдя на линию Кратово-»

'■ Белее, а перед 2-й армией — занять устье р. Струмы (Стримон). Однако блицкрига не получилось. Правительство Болгарии уже 1 июля отдало распоряжение прекратить огонь. Тем не менее спасти ситуацию не удалось. Сербские силы перешли в контрнаступление и нанесли поражение болгарским войскам в сражении на р. Брегалнице. 10 июля в войну вступила Румыния. Пользуясь отсутствием болгарских войск на севере, ее части беспрепятственно продвигались к Софии. Этим воспользовалась Турция, которая 13 июля объявила войну Болгарии. Зажатая с четырех сторон, Болгария 31 июля капитулировала.

10 августа 1913 г. в Бухаресте между Болгарией, с одной стороны, и Грецией, Сербией, Румынией и Черногорией — с другой, был заключен мирный договор, согласно которому к Румынии отошла Южная Добруджа, Болгария обязывалась в двухлетний срок разоружить крепости и отказаться от постройки новых на болгаро-румынской границе (ст. 2). Территория Македонии была разделена между Грецией (Эгейская Македония с портами Салоники и Кавала), Сербией (Вардарская Македония) и Болгарией (Пиринский край) (ст. 3, 5). Договор между Болгарией и Турцией был подписан 29 сентября 1913 г. (Константинопольский мирный договор). Граница, определенная Лондонским договором по линии Мидия—Энос, ликвидировалась. От Болгарии отходила Восточная Фракия с Лозенградом, Люле-Бургасом и Адрианополем, за ней оставалась часть Западной Фракии с Де-деагачем (Александруполисом) и Порто-Лагос на берегу Эгейского моря (ст. 1). Таким образом, Болгария не сохранила за собой сколько-нибудь значительного порта на Эгейском море. Результаты Второй Балканской войны были восприняты болгарским обществом как «национальная катастрофа»: Болгария потеряла около 33 тыс. человек убитыми, государственный долг достиг 700 млн золотых левов, тогда как территориальные приобретения составили только 17%.

КУЛЬТУРА БОЛГАРИИ

В целом начавшиеся в 1878 г. перемены охватили все стороны жизни болгарского общества, включая традиции и нравы.

С появлением болгарского национального государства началось становление системы образования. В соответствии с Тырнов-ской конституцией в 1879 г. в Болгарии было введено всеобщее начальное образование. Средние учебные заведения создавались По типу российских — в форме классических и реальных гимназий. Законом о народном образовании 1891 г. предусматривалось Увеличение срока обязательного начального обучения до шести лет, Усиление централизации и контроля над содержанием учебного

процесса, углубление работы по гражданскому и гуманитарному воспитанию школьников и т.д. Согласно данному закону на государство возлагалось обязательство по компенсированию 2/3 платы учителям, сдавшим квалификационный экзамен. Последнее положение, однако, вызвало недовольство среди большинства учителей, для которых квалификационный экзамен явился труднопреодолимым барьером. В связи с этим в конце 1894 г. в закон о народном образовании были внесены соответствующие поправки.

В 1888 г. были открыты Высшие педагогические курсы при Софийской государственной классической гимназии, преобразованные в 1889 г. в Высшую школу, в 1905 г. — Софийский университет им. Кл. Охридского.

Во второй половине 80-х гг. XIX в. правительство С. Стамбо-лова выдвинуло задачу развития болгарского национального самосознания. В связи с этим оно обратило внимание на развитие гуманитарных наук, литературы и искусства. Функции государства были расширены за счет включения в них меценатства. Так, в 1888 г. для «книжных и научных предприятий» было выделено 60 тыс. левов, в 1889 г., несмотря на возражения многих депутатов парламента, на развитие театрального дела — 10 тыс. левов, а в 1893 г. — уже 30 тыс. Такую политику продолжил кабинет К. Стоилова. Осознавая важность гражданского и патриотического воспитания, правительство в 1895 г. приняло решение об издании специальной серии книг «Болгарское отечество».

К концу 90-х гг. XIX в. в болгарском языке установилась единая орфография. Значительно расширился его словарный состав.

В 80—90-х гг. XIX в. происходит становление болгарского искусства. В 1883 г. по инициативе И. Вазова и К. Величкова была создана первая профессиональная театральная труппа. В ее репертуар входили исторические драмы И. Вазова, комедии Мольера и др. В 1895 г. при активном участии К. Величкова, который был не только писателем, но и художником, открылась Государственная школа живописи. В 90-х гг. при столичной театральной труппе начало функционировать оперное отделение.

Формировавшееся болгарское искусство являлось в основном эклектичным по своему характеру. Что же касается его содержательной стороны, то с 90-х гг. XIX в. оно все более оказывается под влиянием национальной идеи.