Общественный строй и хозяйственный быт славян в VI-VIII вв.

В соответствии с данными источников, общественный строй славян напоминает строй германцев периода Тацита. Особенно много сведений об этом в 3-й книге «Готской войны» Прокопия Кесарийского, а ценным дополнением служит «Стратегикон» Маврикия- Здесь отмечено, что славяне расселялись в лесах или около рек, болот и озер, вообще же — в местах труднодоступных. Возникновение особенно крупных поселков в таких местах было невозможно, поскольку примитивная эксплуатация природных богатств требовала значительного простора для каждого хозяйства. Славяне жили в хижинах, разбросанных далеко друг от друга. Один двор занимала семья, состоящая из главы семьи, двух-трех взрослых сыновей и их семей. Эта единица представляла собой семейную общину, объединенную общностью имущества, хозяйства и труда. Несколько семей, занимавших определенную территорию, образовывали общину. Ряд соседских общин составляли племя. Каждое племя занимало особый округ, у всех южных и западных славян носивший название «жупы». Повсеместно существовали советы старейшин, которые частично решали дела сами, а частично готовили их для рассмотрения народным собранием. Прокопий Кесарийский указывает: «Народ этот не управляется одним человеком, но исстари живет в народовластии. Поэтому все, что для них полезно или вредно, они обсуждают сообща». Ко всем общественным делам славяне относились как к своим собственным. Но этот демократизм варварского народа отнюдь не исключал рабства. Рабов захватывали во время военных походов, чтобы получить за них выкуп или просто их продать. Но если это не удавалось, то через некоторое время рабы отпускались на волю, поскольку уровень развития хозяйства не позволял использовать их как рабочую силу. Так, в «Стратегиконе» отмечено: «Находящихся у них (славян. — Л.Л.) в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но по истечении определенного срока предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (т.е. у хозяев. — Л.Л.) на положении свободных и друзей». Таким образом, у славян существовало рабство патриархальное.

Основу хозяйства славянских племен VI—VIII вв. составляло земледелие. Но в зависимости от природных условий предпочтение отдавалось различным видам хозяйствования. Поскольку значительную часть территории расселения западных славян составляли

леса, то земледелие было или подсечным, или связанным с выкорчевкой леса. В речных и озерных местах значительная роль отводилась рыбной ловле, в лесных — охоте и бортничеству. В горных районах южной части Европы особое внимание уделялось скотоводству. К концу VI в. земледелие у славян достигло больших успехов. «Стратегикон» отмечает у славян обилие скота и «произведений земли, особенно пшеницы и проса». Археологические данные показывают, что земля обрабатывалась быками, запряженными в плуги с железными наконечниками. Широко использовалась соха. Хлеб убирали серпами, зерно хранили в специальных ямах. Археологи обнаружили большое число зернотерок и ручных мельниц для размола зерна.

Развито было у древних славян и ремесленное производство. Они изготовляли предметы быта из глины, дерева, кости, рога. Им было знакомо текстильное производство. Высоким уровнем отличалась обработка металла, из которого производились орудия земледелия и оружие. Славяне умели делать и украшения из цветных металлов. Те племена, которые жили на берегу моря и вообще на водных путях, умели строить лодки-однодревки, служившие для дальних путешествий. Славяне вели торговлю с неславянскими народами: продавали рабов-военнопленных, покупали оружие, украшения, драгоценные металлы. Для расчетов использовалась монета иностранного происхождения, но незначительное число найденных при раскопках монет свидетельствует о том, что деньги использовались нерегулярно. Наиболее распространенным типом жилища была полуземлянка с печкой-каменкой в одном из углов.

Славяне VI в. обладали всеми типичными достоинствами и недостатками варваров. Византийские писатели признавали их храбрость, свободолюбие, честность, «демократический инстинкт», гостеприимство, указывали на существование у них патриархального рабства. Но на войне они были жестоки. Личная храбрость в сочетании со свирепостью заменяли славянам то, чего им не хватало в военном искусстве и в вооружении при столкновениях с Восточно-Римской империей.

Прокопий Кесарийский рисует и физический тип славян: они были высокорослы и необычайно сильны, в бой шли пешими, держа в руках щит и дротики. Некоторые воины, по его словам, не имели ни рубахи, ни плаща и вступали в бой «в одних портах».

Как и все варвары, славяне были очень воинственны. Жажда добычи неудержимо влекла их в богатые и культурно развитые страны. Однако воевали они и с другими народами. С начала VI в.

славяне начинают нападать на Восточно-Римскую (Византийскую) империю с целью грабежа и захвата пленных.

Первое вторжение славян в пределы Восточно-Римской империи относится к концу правления императора Анастасия, к 10-м гг. VI в. В течение 39-летнего правления Юстиниана I, как сообщает Прокопий, они почти ежегодно страшно опустошали балканские провинции Византии. Их набеги гибельно отражались на положении византийских провинций, лишая их населения и превращая в «скифские пустыни». Юстиниан соорудил многочисленные укрепления на дунайской границе. Позади первой линии укреплений были сооружены вторая и третья в Дакии, Дар-дании и Мезии, а также на юге — в Эпире, Македонии и Фракии. Но уже Иоанн Эфесский в середине VI в., находясь, в предместье Константинополя, был свидетелем нападения варваров и наблюдал за наступлением славян на Византию, что и описал в своей «Церковной истории».

Во второй половине VI в. славяне переходят к массовому переселению на Балканский полуостров. По сообщению Евагрия Схоластика, в 589 г. славяне добрались до Пелопоннеса, истребив там местное население. В конце VI — начале VII в. Восточно-Римская империя уже не располагала достаточными силами и средствами для борьбы со славянами на Балканском полуострове, и Дунай перестал играть роль границы между варварами и Византией. К середине VII в. славяне покрыли своими поселениями почти весь Балканский полуостров, который уже почти не контролировался византийской администрацией.

Непрерывные столкновения славянских племен с Восточно-Римской империей усиливали их военную организацию. Из племенных старейшин, из вождей военных дружин вырастала военно-феодальная верхушка, а захват земель и богатств, грабеж целых областей способствовали дифференциации общества и разложению первобытно-общинного строя у славян. Славяне создают сначала племенные объединения, а затем у них возникают и первые государственные образования. Однако этот процесс происходил не везде одинаково, да и не одновременно, что объясняется рядом факторов: географическими условиями обитания, уровнем развития производительных сил, влиянием наследия тех цивилизаций, которые славяне вытесняли. Раньше всех государственные славянские образования появились на территории бывших византийских провинций, позднее — в Центральной Европе. А на Севере Европы полабско-балтийские славяне вообще не создали государственных образований.

В религиозном отношении древние славяне были язычниками, поклоняясь силам природы. Наивысшего развития язьиество достигло у полабско-балтийских славян. Однако в VIII в. славяне стали принимать христианство, и этот процесс продолжался до XII в. Для одних славян принятие христианства из разных церковных центров знаменовало собой укрепление государственности и означало приобщение к ценностям византийско-православ-ной или «латинской» (католической) конфессионально-культурных традиций. Другие же, такие как полабско-балтийские племена, погибли в борьбе против христианства, подверглись ассимиляции и исчезли с исторической сцены.