Франция.

Театральный авангард. Диапазон театрального авангарда Франции от теоретика и практика сюрреализма А. Арто до создателей «Картеля».

Антонен Арто (1896 –1948) и Театр Жестокости. Сборник «Театр и его двойник» (1938).

1920 – открытие Фирменом Жемье Национального народного театра (TNP) (национальный народный театр), поддержка и развитие TNP Жаном Виларом в 50-е, Роже Планшоном – в 70-е годы ХХ века.

Деятельность коммерческого театра в послевоенной Франции: ориентация на «хорошо сделанную пьесу». «Комеди Франсез» как оплот традиционных принципов сценического воплощения классического репертуара.

Сюрреализм как ведущее направление в искусстве Франции. Эстетические суждения Г. Аполлинера: в предисловии к сюрреалистической драме «Груди Тиресия» и в статье «Дух нового времени и поэты» (1918). Увлечение сюрреализмом Ж. Кокто, А. Салакру.

1927 – возникновение творческого объединения «Картель четырех», основанного учениками и последователями А. Антуана и Ж. Копо режиссерами Шарлем Дюлленом, Гастоном Бати, Луи Жуве, Жоржем Питоевым.

Развитие традиции проблемного, интеллектуального театра в 30-40-е годы ХХ века. Экзистенциализм. Особенности французского экзистенциализма. Философский трактат «Бытие и ничто» Жана-Поля Сартра (1943). Философское эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе» (1940–1941). Характер экзистенциалистской драматургии. философско-нравственных проблем. Интеллектуальная драма. Эволюция интеллектуальной драматургии в творчестве А. Салакру, Ж. Кокто, Ж. Жироду, Ж. Ануйя.

Арман Салакру (1899–1972). Творческое сотрудничество с Шарлем Дюлленом. 1938 год – премьера пьесы «Земля кругла» (постановщик и исполнитель роли Савонаролы Ш. Дюллен, Сильвио – Ж.-Л. Барро). Постановка Ж.-Л. Барро в 1946 г. драмы «Ночи гнева». Постановка Ш. Дюлленом комедии «Архипелаг Ленуар».

Жан Кокто (1889–1963) Разрушение всех привычных установок – социальных, моральных, религиозных, эстетических в творчестве поэта на рубеже 20–30-х годов прошлого века. Обращение к мифологии. Переосмысление мифологического сюжета, насыщение его современными мотивами как новое направление в интерпретации мифа и характерная черта французской драматургии 30–40-х годов XX века (творчество Ж. Жироду и Ж. Ануя). Сотрудничество с Ш. Дюлленом, П. Пикассо при постановке «Антигоны» (адаптация Ж. Кокто пьесы Софокла); «Эдипа царя» по Софоклу (1925) Проблема личности художника в образе Орфея (постановка трагедии «Орфей» Ж. Питоевым). Разработка мифологических и легендарных сюжетов в драмах: «Адская машина», «Рыцари Круглого стола», «Рено и Армида», «Двуглавый орел», «Вакх». Драмы на современном материале: «Ужасные родители», «Идолы», «Пишущая машинка» создаются параллельно.

Жан Жироду (1882–1944).Антивоенная направленностьпервых пьес: «Зигфрид», «Амфитрион-38», «Юдифь» »Интермеццо». Постановщик «Юдифь» «Интермеццо» – Л. Жуве. «Гуманизация» мифа. Постановка режиссером Л. Жуве драм Ж. Жироду: «Тесса» «Добавление к путешествию Кука», «Троянской войны не будет», «Электра», «Песнь песней». Острая сатира в пьесе «Безумная из Шайо».

Жан Ануй (1910–1987). Тесная связь с авангардными течениями в театральном искусстве. Совершенное владение опытом театральной практики и методом создания «хорошо сделанной пьесы». Образ Терезы – открытие галереи нравственно чистых героинь («Дикарка»). Первый сборник «Черные пьесы»: «Горностай, «Пассажир без багажа», «Дикарка», «Эвридика». Сборник «Розовые пьесы» : «Бал воров», «Леокадия», «Ужин в Санлисе». Трагедия «Антигона» – символ антифашистской борьбы. Сборник «Новые черные пьесы»: «Антигона», «Иезавель», «Ромео и Жанетта», «Медея». 1951 – сборник «Блестящие пьесы». Пьеса «Жаворонок» – вершина творчества Ануя. 1956 – сборник «Колючие пьесы». 1962 – сборник «Костюмные пьесы».

Германия.

Период с 10-х годов по начало 40-х ХХ века – один из самых драматических в истории Германии. Экспрессионизм в литературе и искусстве. Возникновение философски напряженного «эпического театра». Успехи реалистического театра и зарождение новой его формы – социалистического реализма.

Характер драматургии экспрессионизма. «Драма крика» как выражение экспрессионистской эстетики. В. Газенклевер, Э. Толлер, Г. Кайзер, Ф. Унру и другие.

Драматургия Эрнста Толлера (1893–1939): пьесы «Превращение», «Человек-масса», «Гоп-ля, мы живем!». Творчество Георга Кайзера (1878–1945) – выявление внутренних противоречий экспрессионизма. Мастер сатирического гротеска: «Граждане Кале», «С утра до полуночи», «Ад-путь-земля», «Коралл», «Газ».

Плакатность и однозначность символики экспрессионистского театра. Берлинский, период экспрессионистской режиссуры – обострение социальных и политических идей. Ведущие режиссеры-экспрессионисты: Леопольд Йесснер (1978–1945), Карлхайнц Мартин (1888–1948). Актеры-экспрессионисты: Эрнст Дойч, Фриц Кортнер, Элизабет Бергнер. «Пластический диалог»: нервно-напряженный, ломаный ритм внутренней жизни; существование в роли на грани срыва в истерику; умение обнажать душевные раны и заходиться на сцене отчаянным криком.

 

Творчество Бертольта Брехта (1898–1956) – одна из вершин мирового театра ХХ века. Теория эпического театра. «Эффект очуждения» – многообразные способы переключения сознания зрителей из одной действительности в другую. Апелляция не к чувству, а к разуму зрителя. «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана», «Жизнь Галилея», «Карьера Артуро Уи», «Кавказский меловой круг» – знаменитые пьесы-параболы, пьесы-притчи.

Рубеж 10–20-х годов XX века – развитие «тотального театра». М. Рейнгарт, Э. Пискатор.

Создание агитационного театра Эрвина Пискатора (1893–1966). Театр Трибунал в Кенигсберге, Пролетарский театр в Берлине. Документальность постановок. Постановка «Похождения бравого солдата Швейка» по роману Я. Гашека. Введение Пискатором понятия «эпический театр».