Сельские коммуны

 

Ослабление власти феодалов в условиях быстрого роста политического и экономического влияния городов привело в XI—XII вв. к оживлению сельских общин. Община сохранялась в Италии с лангобардских времен, сначала в виде свободной, а затем крепостной общины. В XI—XII вв. североитальянские общины имели в своем пользовании пастбища, леса, луга, пустоши, реже — пахотные земли. Хотя общины уплачивали феодалу как собственнику земли чинш за пользование угодьями, однако они могли обменивать их, дарить, сдавать в аренду и даже продавать, не считаясь с феодалами. Общинные организации в XI—XII вв. часто ведут тяжбы со своими сеньорами. К концу XII в. многие из них в упорной борьбе добиваются самоуправления. Города в этот период нередко помогали крестьянским общинам в борьбе с феодалами, которые являлись их общим врагом. С их помощью были отняты у феодалов судебная власть над крестьянскими общинами и право на взимание некоторых поборов. Высвобождаясь из-под власти феодалов, сельские общины не получали, однако, полной не­зависимости или пользовались ею очень недолго. Как правило, их очень скоро подчиняли своему контролю соседние города. Город как бы заменил сельским общинам их прежнего феодального сеньора. При этом города признавали некоторую автономию сельских общин. Переход сельских общих из-под власти феодалов под власть города, хотя и не избавлял их от эксплуатации, в целом сыграл определенную положительную роль. Включение сельской округи в состав города-государства способствовало дальнейшему развитию товарно-Денежных отношений и ликвидации крепостничества.

В XIII—XIV вв. сельские общины превращаются в самоуправляющиеся общины — сельские коммуны. Подобно городским коммунам, они избирают должностных лиц (консулов), формируют свой финансовый, судебный аппарат и даже издают законодательные постановления — статуты, регулирующие жизнь деревни.

 

Римская республика. Арнольд Брешианский

 

По-иному шло развитие Папской области, занимавшей значительную часть Средней Италии. Поскольку ее государь был одновременно главой католической церкви, а Рим — ее организационным и идеологическим центром, на историю этого государства оказывала значительное влияние европейская политика папства, в основе которой лежало стремление к верховенству над светскими государями Европы. В XI—XII вв., когда в результате успехов папства в борьбе с империей заметно усилилось его влияние в Европе, папам удалось расширить подвластную им территорию за счет части Тосканы, Сполето и Веневента; в конце XII в. они подчинили один из крупнейших итальянских городов — Перуджу. В экономическом отношении Папская область отставала от Северной Италии и Тосканы. Города здесь развивались медленнее, в деревне сохранялись крепостнические отношения. Немало способствовала отсталости политика папства, направленная против предоставления прав самоуправления Риму и другим городам Папской области, на сохранение старых форм эксплуатации в деревне. Сам Рим был настоящим гнездом феодалов, кроме папской резиденции здесь насчитывалось около двухсот феодальных замков.

Рим в экономическом отношении отставал от таких развитых центров, как Милан или Флоренция. Значительные доходы его населению приносило обслуживание папского двора и многочисленных паломников.

Реакционный характер политики папства по отношению к городам ярко проявился в 40-х годах XII в., когда в Риме обострилась борьба за установление коммуны. В 1143 г. горожане и мелкие рыцари захватили Капитолий, провозгласили республику и избрали сенат; руководители республики считали себя наследниками традиций Древнего Рима. Особым влиянием во вновь созданной Римской республике пользовался Арнольд Брешианский. Ранее он уже возглавлял оппозиционное движение в Брешии (откуда был родом), направленное против епископа и богатого духовенства. За это его изгнали из Италии. Несколько лет он провел во Франции, где стал последователем прогрессивного философа XII в. Абеляра, впоследствии осужденного церковью. Арнольд Брешианский требовал отказа церкви от земельных владений и богатств, выступал против светской власти папы и протестовал против господства феодальной знати, мечтал о могуществе Рима и единстве Италии. Под влиянием его проповедей римские горожане разрушали дома кардиналов, феодальные замки; папе пришлось бежать из Рима.

В это время в Италию вторглись полчища германских феодалов во главе с Фридрихом I Барбароссой. Надеясь на помощь Фридриха в борьбе против папы, сенат Римской республики предложил ему императорскую корону. Однако Фридрих отверг это предложение, и, вступив в Рим, принял корону от папы Адриана IV. Насилия германских рыцарей привели к взрыву возмущения горожан, оказавших императору вооруженное сопротивление. Папа наложил интердикт на Рим; в связи с этим прекратился приток паломников, что лишило горожан доходов. В сенате Римской республики одержали верх умеренные элементы; Арнольд Брешианский был изгнан из города, а затем по приказу Фридриха схвачен и предан мучительной казни (1155). Римская республика была ликвидирована, а власть папы восстановлена.

 

Южная Италия

 

В Южной Италии и Сицилии феодальные отношения развивались в условиях чужеземного владычества, что наложило отпечаток на их историю. В XI в. эти области были захвачены норманами (выходцами из Нормандии); в 1130 г. Южная Италия и Сицилия при Рожере II объединились в единое государство — Сицилийское королевство. Норманское завоевание ускорило развитие феодальных отношений: короли-завоеватели захватили большую часть земель местной знати и крестьян и раздали их в качестве феодов норманским феодалам и церкви. Большие земельные владения вошли в состав королевского домена. Крестьяне, превратившиеся в зависимых держателей, в значительной части утратили свою свободу. В XII в. в Сицилийском королевстве было много крепостных (сервов), которые не имели права перехода, а также полусвободных — вилланов, пользовавшихся ограниченным правом перехода на определенных условиях. И те и другие обязаны были выполнять барщину и платить натуральные и денежные оброки. В целом процесс развития феодальных отношений в Сицилийском королевстве проходил медленнее, чем в Северной и Средней Италии. Поэтому на юге сохранилась значительная прослойка свободных крестьян-аллодистов, живших общинами и упорно боровшихся против закрепощения; они неоднократно поднимали восстания против феодалов и королевской власти (в 1123, 1168 1178 1199 гг.).

Иначе, чем на севере, сложилась и судьба южноитальянских городов. В XI—XII вв. они также достигли значительного расцвета, однако он был связан преимущественно с транзитной торговлей, а собственное ремесленное производство и местная торговля здесь были развиты слабо. Поэтому и товарно-денежные отношения не оказывали здесь существенного воздействия на жизнь деревни. В силу этого, а также потому, что с начала XII в. в Южной Италии сложилось относительно сильное государство, южноитальянским городам не удалось добиться независимости и даже автономии и они навсегда остались в подчинении сильной центральной власти.

 

Борьба городов Северной .и Средней Италии против германских феодалов

 

Во второй половине XII в. над Италией нависла угроза германского порабощения. Германские феодалы во главе с Фридрихом I Барбароссой считали основанием для своей агрессии формальную принадлежность части итальянских земель к так называемой Римской империи. Угроза иноземного порабощения прежде всего нависла над яфоцветающими североитальянскими городами. До итальянских походов Фридриха Барбароссы зависимость городов Ломбардии и Тосканы от империи была номинальной: в некоторых случаях они давали императору денежные субсидии и поставляли вспомогательные отряды, откупаясь таким образом от чужеземного сюзерена. Фридрих I уже в первом походе в Италию показал себя душителем городских вольностей. Ронкальский сейм 1158 г. под его давлением принял решение о полной ликвидации независимости североитальянских городов. Услужливые болонские юристы, приглашенные на сейм, обосновали это решение известной формулой римского права: «Что угодно государю, имеет силу закона» («Quod principi placuit, legis habet vigorem»). Мы уже знаем, что Фридриху не удалось добиться осуществления Ронкальских постановлений, несмотря на жестокую варварскую расправу с миланцами, которая, как и грабеж страны германскими захватчиками, подняла дух сопротивления городов, где уже хозяйничали подеста, назначенные императором.

В 1167 г. была основана Ломбардская лига, в которую вошли возродившийся Милан, Мантуя, Феррара, Кремона, Брешия и другие города, временно забывшие свои распри перед угрозой порабощения. К союзу против императора примкнули Сицилийское королевство и Венеция, опасавшиеся укрепления позиций империи в Северной Италии. Папство, боровшееся с империей за господство над феодальной Европой, также поддержало Лигу ломбардских городов. Таким образом, борьба с германскими феодальными захватчиками приобрела общеитальянский характер; исход ее решал судьбу всей страны.

Ломбардская лига воздвигла у переправы через реку По крепость Алессандрию — заслон против германских вторжений. Когда Фридрих в очередной, пятый, раз перешел Альпы, он не смог взять эту крепость. Потерпев поражение от Ломбардской лиги в битве при Леньяно (1176), Фридрих вынужден был капитулировать перед папой. После мирного договора, заключенного между папой и императором в Констанце в 1183 г., Ронкальские постановления были, по существу, аннулированы и все коммунальные вольности североитальянских городов восстановлены. Поражение империи принесло также значительное политическое усиление папству. Победа городов-коммун в борьбе с германскими феодальными захватчиками спасла Италию от иноземного порабощения и содействовала экономическому, политическому и культурному процветанию страны в последующие века. Однако временное единство городов в годы грозной опасности ослабело, как только эта угроза миновала. Вновь возобновились соперничество и борьба между городами-республиками.

В ходе борьбы с германскими захватчиками в Италии в конце XII — начале XIII в. возникли враждебные друг другу политические течения гвельфов и гибеллинов. Название «гвельфы» возникло от фамилии враждебного династии Гогенштауфенов рода саксонских герцогов Вельфов; «гибеллины» — от латинизированного наименования одного из замков Гогенштауфенов Гаубелинга (по-немецки — Вайблинген). Гвельфы были противниками императоров и союзниками папы как главы антиимператорского лагеря в Италии; они опирались главным образом на торгово-ремесленные слои городов. Гибеллины — сторонники императора — искали социальную опору среди феодального дворянства. Кровавая вражда этих двух политических группировок наложила отпечаток на всю жизнь Италии XIII в. Нередко города с одинаковым социально-экономическим профилем примыкали к враждебным политическим лагерям лишь вследствие их экономического соперничества: если Флоренция была гвельфским городом, то ее конкуренты в области торговли и ремесла — Пиза и Лукка — были гибеллинскими. Ожесточенная борьба между гвельфами и гибеллинами еще более усложняла обстановку в Италии, закрепляя политическую раздробленность страны.

 

§ 2. ИТАЛИЯ В XIII-XV вв.

 

Ликвидация крепостного права в Северной и Средней Италии

 

Значительная часть крестьянства Северной и Средней Италии вследствие раннего развития товарно-денежных отношений и широкого распространения денежной ренты уже к началу XIII в. пользовалась личной свободой. В XIII в. здесь завершается процесс личного освобождения крестьянства. Этому во многом содействовала политика городских коммун, которые специальными декретами объявляли отмену крепостного права на подчиненной им территории. Так, в 1256 г. крепостное право было торжественно отменено в Болонье, правители которой назвали свой декрет «Райским актом». По этому декрету было освобождено около 6 тыс. крепостных, принадлежавших 400 феодалам. В 1289 г. крепостное право было фактически отменено и во Флоренции. «Освободительная» политика городов определялась несколькими причинами. Этим они добивались, во-первых, экономического и политического ослабления феодалов, во-вторых, увеличения числа налогоплательщиков и военнообязанных, в-третьих, уничтожения монополии феодалов в снабжении города сельскохозяйственными продуктами, цены на которые также регулировались городскими властями. Наконец, освобождение крестьян было нужно городам для удовлетворения растущих потребностей ремесленного производства в рабочих руках.

Хотя все эти явления объективно были прогрессивны, но они отнюдь не, вели к улучшению положения крестьянства. Дело в том, что при освобождении крестьяне теряли свое традиционное право пользования землей, что резко ухудшало условия их существования. Не случайно поэтому городским властям иногда приходилось под страхом строгих наказаний принуждать их к отказу от крепостного состояния. Освобождение, сопровождавшееся лишением прав на землю, создавало условия для еще более тяжелой эксплуатации крестьян. К. Маркс указывает на непосредственную связь процесса Разложения крепостнических отношений в Италии с ранним развитием здесь капиталистического производства. По его словам, «в Италии, где капиталистическое производство развилось раньше всего, Раньше всего разложились и крепостные отношения. Крепостной ос-ооождается здесь прежде, чем он успел обеспечить за собой какое-либо право давности на землю. Поэтому освобождение немедленно превращает его в поставленного вне закона пролетария, который к тому же тотчас находит новых господ в городах...».

К концу XIII в. большинство крестьян Северной и Средней Италии были уже лично свободны. Часть их уходила в города, вливаясь в ряды городских подмастерьев и наемных рабочих. Другая, более значительная часть, лишенная земли, превращалась в арендаторов, державших землю на разных условиях. В Тоскане, например, преобладала испольщина (меццадрия), при которой арендатор должен был отдавать собственнику половину урожая. Меццадрия получила распространение и в других районах Северной и Средней Италии, но там также была развита краткосрочная издольная аренда (из 1/3 или 1/4 урожая) и по-прежнему широкое распространение имели старые формы феодального держания — эмфитевзис и либеллярное держание.

Меццадрия в XII—XIV вв., а отчасти и другие виды издольной аренды были формой мелкокрестьянской полуфеодальной аренды. Испольщики, снимая участок земли, часто получали от землевладельца также инвентарь, рабочий скот и семена. Крестьянин не мог покинуть арендуемый участок до истечения срока аренды. Если же он уходил, то в принудительном порядке возвращался обратно и подвергался разорительному штрафу. Формально признававшееся право свободного ухода испольщика при условии объявления об этом за полгода на практике было почти неосуществимо, так как арендатор должен был вернуть собственнику земли полученный от него инвентарь, ликвидировать свою задолженность, а летом отдать сверх того весь урожай текущего года. Таким образом арендатор оказывался в кабальной зависимости от собственника. Наряду с этими полуфеодальными чертами для испольщины были характерны некоторые элементы капиталистической аренды: арендатор кроме своего труда вкладывает в хозяйство часть своего капитала, а земельный собственник кроме земли — другую часть капитала в виде семян, инвентаря или рабочего скота. Поэтому К. Маркс считал издольную аренду переходной формой организации сельского хозяйства от феодальной к капиталистической. Эти новые переходные формы поземельных отношений подрывали основы феодального строя в деревне.