С хе м а 3 5
Высший и центральный государственный аппарат Российской Империи
в XIX - начале XX в.
ИМПЕРАТОР
Генерал- Обер-
прокурор прокурор Председатель Председатель Председатель Председатель Управляющий
Правительству-щий сенат 1709-1917
Святейший
синод 1721-1918
Комитет министров 1802-1917
Совет
министров 1857-1917
Государственный
совет
1810-1917
Государственная
дума
1906-1917
Собственная
Его Имп. Вел.
канцелярия
1826-1917
Министр | Министр | Министр | Министр | Министр | Министр | Министр | Начальник |
Министерство внутренних дел 1802-1917 | Министерство иностранных дел 1802-1917 | Министерство юстиции 1802-1917 | Министерство финансов 1802-1917 | Министерство путей сообщения 1832-1917 | Министерство государственных имуществ 1837-1905 | Министерство торговли и промышленности 1905-1917 | Генеральный штаб 1905-1910 |
Министр
Министр
Министр
Министр
Государственный
контролер Главноуправляющий Главноуправляющий
Военное
министерство
1802-1917
Морское
министерство
1802-1917
Министерство народного 1802-1917
Министерство императорского двора 1826-1917
Государственный контроль 1811-1917
Главное управление
государственного
коннозаводства
1856-1917
Главное управление
землеустройства
и земледелия
1905-1915
-----------
Местное управление не претерпело в названный период никаких существенных изменений, кроме управления инонациональными территориями. Существовали районы, имевшие особый правовой статус (Польша, Финляндия), но господствовала тенденция к упрощению управления этими территориями, обусловленная политикой царизма, направленной на укрепление централизации, единообразия и, в определенной степени, на русификацию национальных окраин. Характеризуя деятельность карательных органов царизма, важно отметить усиление их влияния, особенно во второй четверти XIX в.: армии, полиции и судебной системы.
3. Общая характеристика российского права в первой половине XIX в.
Консерватизм политической надстройки России первой половины XIX в. предопределил также особенности российской правовой системы. Все изменения в праве производятся в основном для того, чтобы укрепить устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики.
Стремление удержать и укрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?». Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства (см. схему 36).
Если содержание права в данный период изменилось несущественно, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства, составившая целую эпоху в его истории.
Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное уложение 1649 г. Как уже отмечалось, в XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху. К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.
Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии для составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.