Формирование новых норм и принципов международных отношений

Новое нарождающееся капиталистическое общество получило идеологическую основу в лице политических мыслителей XVI-XVII вв. - Н. Макиавелли в Италии, Ж. Боден во Франции, Г. Гроций в Голландии, Т. Гоббс в Англии, которые развивали идею государства как высшего начала. Государственный интерес признавался одним из основных принципов как внутренней, так и внешней политики. В этот же период в практике международных отношений появляются новые политико-дипломатические и правовые понятия, которые возводятся в ранг основополагающих принципов международных отношений, так же как и принцип «государственного интереса». Это такие дефиниции, как «политическое равновесие», «естественные границы» государства, о праве войны и мира, о свободе морей, о незыблемости международного договора. Так закладывались основы науки международного права и теории международных отношений.

Необходимость государственного единства, централизации хозяйственной жизни европейских государств были обоснованы политической мыслью того периода через разработку принципа «государственного интереса», который рассматривался как высшее мерило в политике, как общее благо для всего государства. Причем общее благо может быть достигнуто любым способом, не исключая насилия. Ради его обеспечения хороши все средства. Наиболее последовательно принцип «государственного интереса» или «общего блага» был изложен Н. Макиавелли в трактате «Государь». Мыслитель вскрыл реалистические основы и интересы политики любого государя, который отождествляет «государственный интерес» со своим собственным благом. Освобождая государя от всех морально-этических принципов и сохраняя за ним абсолютную свободу действия, Н. Макиавелли мечтал использовать безграничную власть итальянских князей и монархов в интересах объединения Италии. С этой точки зрения дипломатическое искусство подчинялось у Н. Макиавелли принципу «государственного интереса». Он утверждал, что государь может следовать по пути добра, если это возможно, но должен уметь вступать и на путь зла, если это необходимо. Монарх должен использовать приемы и зверя и человека. Все средства хороши для достижения цели.

Идеи Н. Макиавелли разделяли и крупнейшие государственные и политические деятели той эпохи. Так, например, английский дипломат XVI в. Генри Уоттон говорил по поводу функций посла следующее: «Посол – это муж добрый, отправленный на чужбину, дабы там лгать на пользу своей страны». Принципом «государственного интереса» определялась и деятельность одного из крупнейших политиков и дипломатов XVII в. Ришелье, утверждавшего, что государство превыше всего, и оно есть ценность, во имя которой все средства хороши. Так, например, будучи кардиналом римской католической церкви, в период Тридцатилетней войны он поддерживал военные действия протестантских князей Германии против католической Испании и Австрии, боясь усиления и объединения всех германских князей.

Начиная с конца XVI - начала XVII в. принципы «естественных границ» и «политического равновесия» имели определенный нормативный характер и возводились на уровень основных принципов внешнеполитической деятельности государства. Автором принципа «естественных границ» можно считать близкого друга и помощника короля Франции Генриха IV, Г. Сюлли. Кратко сформулировать этот принцип можно так: «захватывать стоит лишь то, что можно сохранить». Могущество государства имеет свои границы, перейдя их, оно вызывает против себя объединенные силы врагов и завистников. Герцог Сюлли в своих мемуарах «Принципы государственного хозяйства» не раз подчеркивал это.

Исходя из принципа «естественных границ», он создал проект установления гегемонии Франции над всеми христианскими народами. Он считал, что на юге Европы Франция имеет свою «естественную границу – это Пиренеи». Герцог Сюлли утверждал, что возвратить Франции ее былую силу, которой страна обладала при Карле Великом, значит вернуть соседние территории, когда-то принадлежавшие ей. Это – Савойя, Франш-Конте, Лотарингия, Геннегау, Артуа, Нидерланды. Его план остался только на бумаге, тем не менее, принципом «естественных границ» в той или иной степени руководствовались европейские монархи в своей внешнеполитической деятельности.

Широкую практику в конце XVI - начале XVII вв. получил и другой принцип – «политического равновесия». Этот принцип широко применялся Генрихом IV в его дипломатической деятельности, и особенно его преемником – кардиналом Франции Ришелье. Начавшие формироваться в XVI в. государства, строились на основе идеи национальной самоидентификации – единства территории, хозяйственно-экономического уклада жизни, общности языка, культуры и т.д. В отношениях друг с другом они стремились защитить эту идентичность, от каких бы то ни было посягательств. Во внешней политике государство, сохраняя свою целостность, стремилось обеспечить исторически сложившееся соотношение сил между европейскими государствами, формируя блоки и союзы в противовес всякой быстро усиливающейся державе.

Все указанные принципы были действенны лишь до тех пор, пока их выгодно было соблюдать или невозможно нарушить. Сам Генрих IV, которому часто приписывалось авторство этих принципов, руководствовался ими, до тех пор, пока иным способом невозможно было расширить границы Франции. «Я соглашаюсь с тем, - говорил он, - что страна, население которой говорит по-испански, должна оставаться во владении Испании, а страна, где население говорить по-немецки, должна принадлежать Германии. Но те земли, в которых население говорит по-французски, должны принадлежать мне». Эти принципы были тесно взаимосвязаны между собой. В последствии на их основе были сформированы концепции национальных интересов, государственного суверенитета, баланса сил и т.д.

В XVI в. начинают появляться первые работы, определяющие функции посольств, обязанности и полномочия дипломатов, принципы и обычаи взаимоотношений в области посольского права и т.д. Так, нидерландец Б. Айала опубликовал сочинение, в котором развивал учение о посольской неприкосновенности. Работа А. Джентили «О посольствах» представляла собой трактат, посвященный описанию прав и обязанностей посла.

Наиболее видное место в разработке науки международного права принадлежит голландцу Гуго Гроцию. Он теоретически обосновал необходимость защиты частной собственности во время войны и высказал идею о важности ведения войны в рамки правовых норм. Его сочинение «О праве войны и мира» утверждало, что право собственности есть «естественное право», вытекающее из природы человека. На основе естественного права строится право положительное, то есть законы, издаваемые государством. Источником международного права является договор. Государства, как отдельные собственники, договариваются между собой о нормах, регулирующих отношения не только во время мира, но главным образом, в период войн. Война естественна для человечества, она, по его мнению, предпринимается в интересах восстановления справедливости. Чтобы война была справедливой, от воюющих сторон требуется уважение свободы торговли, свободы эмиграции, свободы морей, неприкосновенности вражеской собственности.

Одна из глав трактата Г. Гроция была посвящена изложению прав, которыми обладает посол. Он описал посольские обычаи, которые сложились в дипломатической практике к началу XVII в. Мыслитель выделил два основных права посла: во-первых, право быть принятым тем монархом, или сувереном, к которому он послан; во-вторых, неприкосновенность личности самого посла, его свиты и его имущества.