Дионисий и его школа

 

Через 100 лет после Рублёва в Москве появился ещё один великий иконописец – Дионисий. Родился во второй половине XV в. и умер вскоре после 15022 г. У него было много учеников, в т.ч. собственные сыновья, что позволяет говорить о школе Дионисия. В XVII в. на смену иконописцам-одиночкам приходят иконописные школы, стирающие индивидуальный почерк художников.

Дионисий был светским мастером, практически придворным художником, т.к. даже в религиозных изображениях воплощал идеи правителей России. Это было время Ивана III, который объединял русские земли вокруг Москвы. Его концепция – лидерство Москвы в православном мире, «Москва – третий Рим». В XV в. Византию захватили турки и она как главный центр православия погибла. У Московского царства появляется символика лидера – двуглавый орёл и др. Московия претендовала на внешнее и внутреннее признание себя наследницей Константинополя. В церкви стали появляться иконы предшественников Ивана III – князей владимиро-суздальских. Дионисий воплощал в живописи эти идеи.

Сам он происходил из великокняжеского рода. Первые работы выполнил в качестве мастера артели в 1470-е гг.: роспись храмов в подмосковных Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях. В 1481 г. Иван III посетил один из них и всю бригаду (с особым выделением заслуг Дионисия) пригласил для работы в московский кремль.

1480-е гг. – роспись и иконы Успенского храма. Фрески сохранились только фрагментами. Таков фрагмент фрески Похвальского придела «Поклонение волхвов» (сюжет, не популярный в России, зато популярный на Западе). Характерные особенности:

- вытянутые фигуры;

- плоскостное изображение;

- чистые цвета, заливающие поверхность, очерченную контуром.

Плоскостной характер изображения характерен для русских икон, однако у Дионисия он приобретает наиболее ярко выраженные, можно сказать, орнаментальные черты.

Иконы «Митрополит Пётр с житием» и «Митрполит Алексей с житием» похожи одна на другую, отличаясь только надписями. Это свидетельствует о рационалистическом подходе к иконописи, появлении художественных шаблонов. Цветовые пятна центральной фигуры перекликаются с пятнами на периферии, где в виде миниатюр представлены эпизоды жития (декоративный подход). Начиная с Дионисия, аскетично-духовное уходит из икон, исчезнув совершенно к XVII в. (Симон Ушаков).

Кроме того, кисти Дионисия принадлежат иконы для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область) и фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская область). В последнем фрески, выполненные в 1502 г., полностью сохранились до нашего времени. Дионисий, его сыновья и ученики расписали фресками не только внутренние, но и наружные стены (они посвящены Рождеству Богородицы). Что касается фресок внутри храма, их цветовые пятна скомпанованы, благодаря чему представляют в масштабах всего храма единое целое, приобретают оркестровое звучание. Сюжеты фресок: 25 сцен из Акафиста Богородицы (т.е. из биографии), 15 евангельских сцен, 7 сюжетов по мотивам Вселенских соборов (Византия, IV – VIII вв.), десятки, если не сотни, портретов святых.

Иконы Дионисия:

- «Митрополит Пётр»: написана для главного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; росписи на наружной стороне западной стены храма (над входом в храм) принадлежат кисти самого Дионисия; росписи внутри храма сделаны его учениками. В каждом из трёх люнетов написано по одной многофигурной сцене с сюжетами из акафиста Богородицы: Покров Богородицы, Собор Богородицы, О тебе радуется. На столбах и в арках – медальоны с изображениями святых, на сводах сюжеты из жизни Христа.

- «Поклонение волхвов» для Успенского собора московского кремля. Фрески работы Дионисия в этом соборе практически не сохранились, т.к. были сколоты при нанесении росписей последующими мастерами; эта фреска – одна из немногих уцелевших. Сюжет её не популярен на Руси, более характерен для Западной Европы. Мы видим характерные для Дионисия вытянутые фигуры, сложные оттенки разных цветов.