Функциональное зонирование территории малого населенного пункта.

Принцип функционального .зониро-вания принят современным градостро­ительством. Его теоретическое обосно­вание дал Ле Корбюзье в «Афинской хартии» — книге, написанной по мате­риалам международной встречи архи­текторов, происходившей в 1933 г.

Этот принцип получил наиболее полную разработку и широкое внедре­ние в жизнь в советской градострои­тельной практике, свободной от огра­ничений, которые в условиях капита­листического общества создает част­ная собственность на землю. У нас принято зонирование территории го­родов и поселков по видам ее исполь­зования с выделением следующих функциональных зон: селитебной — для размещения жилых районов, об­щественных центров (административ­ных, научных, учебных, медицинских, спортивных н др.), зеленых насажде­ний общего пользования; промышлен­ной — для размещения промышлен­ных предприятий и связанных с ними объектов; коммунально-складской — для размещения баз и складов, гара­жей, трамвайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т. п.; внешнего транспорта — для размещения тран­спортных устройств и сооружений (пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней и др.); мест отдыха населения — для размещения спортив­ных и спортивно-оздоровительных ком­плексов, парков культуры и отдыха, парков, лесопарков и благоустроенных водоемов; санитарно-защитной — для создания полос зеленых насаждений я открытых пространств, изолирующих зоны и объекты, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду

(промышленные предприятия, тран­спортные устройства и сооружения .На территории сельского населен­ного места должны быть выделены селитебная и производственная зоны. В последней размещаются животно­водческие, птицеводческие и зверовод­ческие предприятия, предприятия по хранению и переработке сельскохозяй­ственной продукции, ремонту, техни­ческому обслуживанию и хранению сельскохозяйственных машин и авто­мобилей, строительные дворы, ветери­нарные учреждения, теплицы и парни­ки, материальные склады. При распо­ложении в производственной зоне сельского населенного места предприятии, выделяющих в окружающую среду производственные вредности, она должна отделяться от селитьбы санитарно-защитной зоной, величина которой определяется санитарными нормами в соответствии с типом я мощностью предприятия.

Для определения принципиального решения структуры населенного места решающим моментом является взаимо­положение селитебной и производст­венной зон (рис. 3.2). Для поселений, различных по величине, профилю гра-дообразующей базы и природным ус­ловиям наиболее целесообразные приемы функционального зонировэния весьма различны.

Простейший случай функционально­го зонирования территории населенно­го места — расположение мест прило­жения труда (производственной зоны) по одну сторону, а зоны отдыха — по другую сторону селитебной зоны. Жи­лища при этом удобно связываются по кратчайшим направлениям с места­ми как труда, так и отдыха (рис. 3.3). Такая схема положена в основу мно­гих новых городов, как малых, так и средней величины (с населением не более 80 тыс. чел.), — примером можетслужить городок Сибирского филиала АН СССР под Новосибирском.

Производственная зона и селитьба при подобной схеме разделяются са-нитарно-защитной зоной. Ширина этой зоны должна соответствовать классу промышленного предприятия. Совер­шенствование технологии производст­ва ведет к расширению круга пред­приятий, вообще не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду. При этом промышленное пред­приятие может образовать с селитьбой комплексную промышленно-селитеб-ную зону —наилучший вариант для организации связи между жильем и местом работы. Если численность на­селения в такой комплексной зоне не более 25—30 тыс. чел., можно обеспе­чить пешеходную доступность мест приложения труда (в пределах до 2 км), и городской транспорт стано­вится ненужным.

Однако существует и иная тенден­ция развития производства — создание предприятий высокой мощности и технологических процессов, вредное воздействие которых на среду пока не может быть устранено. Производство,

удаленное на расстояние до 10—15 км, теряет непосредственную пространст­венную связь с селитьбой, в которую при этом внедряются вводы скорост­ных дорог и головные устройства внешнего транспорта (автовокзал, же­лезнодорожная станция), принимаю­щего на себя трудовые поездки насе­ления.

В зависимости от характера произ­водственной базы даже в пределах, такой простейшей схемы возникают существенные различия. Они опреде­ляются минимально необходимым рас­стоянием между промышленной и се­литебной зонами, абсолютным разме­ром, конфигурацией и числом рабо­тающих на 1 га промышленных тер­риторий, компактным или рассредото­ченным расположением производствен­ных объектов, грузооборотом, который с ними связан, и соответственно разви­тием внешнего транспорта. Значитель­ность таких различий показывает сравнение экспериментальных проек­тов четырех городов различного про­изводственного профиля (на базе ме­таллургии, химии, машиностроения и радиоэлектроники) с населением 180 тыс. чел. в каждом (проекты вы­полнены в ЦНИИЭПградостроитель-ства, руководитель архит. И. Смоляр, рис. 3.4).

Промышленные производства, пе­рерабатывающие большой объем сырья и выпускающие миллионы тонн готовой продукции за год (металлур­гия, химия, нефтехимия, лесоперера-ботка), имеют технологические уста­новки гигантских размеров, мощный внутризаводской транспорт и много­численные подсобные и смежные про­изводства и службы. Они занимают громадные площади и поэтому, не­смотря на многочисленность рабочих и технического персонала, отличаются относительно невысоким числом рабо­тающих на 1 га территории (100— 150 чел.) при постоянном снижений этого показателя за счет развития ав­томатизации.

Производства точного приборо­строения и радиоэлектроники, напро­тив, отличают малый вес и габариты сырья и продукции (а следовательно, и незначительное развитие внутренне­го транспорта) и сравнительно неболь­шая территория при высокой концент­рации трудящихся (до 700 чел. на 1 га).

В сложных природных условиях, на пересеченном рельефе населенные места даже небольшой величины мо­гут иметь рассредоточенную селитьбу и расчлененную промышленную зону, что ограничивает возможность приме­нения простейших схем. Структура ус­ложняется, и с увеличением размера города появляется несколько промышленных районов различного производ­ственного профиля, селитьба расчле­няется на несколько районов, слож­нее становятся система общественных центров и сеть коммуникаций. Увеличе­ние территории, занятой городом, как правило, делает более сложной и зависимость его структуры от природного ландшафта. При разделении производственных и селитебных зон на несколько про­мышленных и жилых районов возни­кает проблема —должны ли трудовые связи носить открытый характер (т. е. не предусматривать обязатель­ной привязки каждого жилого района к тому или иному промышленному) или более целесообразен направлен­ный характер связей. Второй путь ка­жется дающим несомненные преиму­щества— если город расчленяется на комплексные п ром ышленно-селитеб­ные районы, каждый житель города получает возможность найти работу близко от дома (или поселиться близ­ко к месту работы). Однако опыт по­казывает, что механизм расселения внутри города более сложен.

Во-первых, играют роль такие фак­торы, как предпочтение более интерес­ной или выше оплачиваемой работы, той, которая находится в более удоб­ной близости; во-вторых, в семьях, имеющих более одного работника, обычно существуют различные трудо­вые тяготения. В городах, структура которых расчленена на комплексные районы, возникают поэтому перекрест­ные трудовые поездки. Комплексный район с преимущественной занятостью жителей на предприятиях в его пре­делах может стать возможным в ис­ключительных случаях. Подобным примером может служить г. Тольятти, где первоначальная часть города с на­селением в 170 тыс, чел., возникшая на базе химического комплекса, и новая, связанная с Волжским автомобиле­строительным заводом, имеющая 350 тыс. жителей, разделены лесным массивом шириной в 5—7 км. Здесь каждая из частей имеет свою систему зоиирования и свои промышленные и жилые районы.

В обычной ситуации структура города должна обеспечить его функцио­нальную целостность и единую систе­му связей на всей территории. Такие связи должны развиваться и в тех слу­чаях, когда расчлененность территории или крупные размеры города делают целесообразным создание производст­венно-селитебных районов. В случае, если их внутренние коммуникации до­полняются удобными межрайонными связями, система может получить не­обходимую гибкость, открывая воз­можности выбора работы в соседстве с жильем {а тем самым и облегчение нагрузки на городской транспорт).

При выборе взаимного расположе­ния различных зон необходимо также учитывать специфические требования каждой из них к санитарно-гигиениче-ским и строительным качествам участ­ков.