Даосизм и чань-буддизм
Основателем даосизма был Лаоцзы, учение
которого также было изложено уже после его смерти и представляет собой сборник странных и загадочных изречений — «Дао-дэ-цзин» («Книга о Дао»). Конфуций и Лаоцзы были современниками, старинное предание даже сообщает об их встрече и беседе, а возможно, и споре, настолько расходились их учения.
Центральной идеей философии Лаоцзы была теория дао. Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и закон человеческого поведения, обычно его переводят как «путь». В отличие от Конфуция Лаоцзы не интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь достижения — это самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, т. е. особый режим питания, физические упражнения и дыхательная гимнастика, особая психотехника и достижение сексуальной гармонии. Даосы совсем не интересовались политикой (вряд ли можно было рассматривать ее как средство продления жизни, скорее наоборот), они были врачами, собирателями трав, занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица) и геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» земли).
Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru
Если конфуцианство — учение рационалистическое, то в даосизме весьма сильное мистическое начало. Конфуцианство обращалось к человеку, в первую очередь как культурному, разумному существу, даосизм — к человеку как существу природному: его эмоциям, инстинктам. Если конфуцианцы призывали к социальной активности, то даосы (последователи даосизма) выдвинули принцип недеяния: «Не выходя со двора, можно познать истинное дао», — это высказывание Лаоцзы стало его классической формулировкой. Конфуцианская идеология, этика была попыткой снятия напряженности между человеком и обществом, укрепила социально-политическую систему Китая, усовершенствовав ее. Даосизм выработал собственную и весьма оригинальную концепцию культурного развития человека.
Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев, а даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность. Даосы были противниками конфуцианства, считая, что человек должен руководствоваться не социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения. Представления о природном равенстве людей и необходимости возврата к естественному состоянию также включены в даосизм. Даосская религия имела своих служителей — жрецов, свои храмы и священные книги. Даосские святые («бессмертные») почитались в Китае подобно божествам. Весьма распространен даосизм и в современном Китае. Рядом с конфуцианством и даосизмом, оригинальными китайскими учениями, популярностью пользуется буддизм, привнесенный из Индии. Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился там и фактически занял положение третьей религиозной системы. Буддийские обряды вместе с даосскими и конфуцианскими выполняют почти все верующие китайцы. В стране за многие века сформировалось несколько оригинальных школ собственно китайского буддизма, самое примечательное из них — школа чань-буддизма (термин чань означает «медитация»). По преданию основоположником чань-буддизма стал индийский проповедник Бодхирдахма. Чань-буддизм отвергает чтение сутр, исполнение ритуала и вообще поклонения Будде. Целью становится медитация и самораскрытием человека в повседневной жизни.
Не соглашаясь с конфуцианским убеждением, что человек в принципе является рациональным существом и лучший способ воздействия на его сознание — это слово и текст, чань-буддисты утверждали, что любой текст только скрывает истину. Они были близки к даосам, считавшим, что «знающий не говорит, а говорящий не знает». В чань-буддизме особая роль отводилась медитации, а целью ее было достижение особого состояния «просветления». Чань-будцизм вырабатывал более гибкую, чем в конфуцианстве модель поведения. В чань-буддизме был накоплен
ценный психологический опыт, оказавший воздействие на художественное творчество. Любопытно, что параллельное сосуществование конфуцианства, даосизма и буддизма никогда не приводило к религиозным распрям, поскольку в стране возникла ситуация религиозного синкретизма: персонажи народной мифологии, даосской и буддийской были объединены с героями конфуцианского культа. В деревенском храме рядом вполне могли оказаться статуи Конфуция, Лаоцзы и Будды.