Система опорно-двигательных органов.
Боль в мышцах, костях, суставах тела. Уточнение локализации, связь с движением, временем суток, методы облегчения.
Наличие парезов, параличей, ограничения подвижности в суставах, скованности (утренней).
При изучении жалоб следует придерживаться особенности построения диалога врач - больной по такому сценарию, который бы позволил изначально больному представить о себе как можно более полную информацию. Для этого необходимы приемы, которые способствовали бы ему ''раскрепостить'' себя в высказывании о своем неблагополучии в состоянии здоровья и всячески бы содействовали раскрытию им собственного ''внутреннего мира'' с собственным видением картины своего заболевания. С этой целью в начале диалога необходимо создать условия чтобы пациент был на положении приоритетного лица, лидера, инициатора в описании картины своего заболевания. Это достигается, как представлено в настоящей схеме, на этапе ''ведущие жалобы'' посредством заданного пациенту повторно не менее 3 раз вопроса о его жалобах, страдании, неблагополучии, послужившими причиной обращения за врачебной помощью. При этом следует всячески избегать анализа той или другой жалобы пока он (пациент) не перечислит все их полностью, пока активно не выскажется о своем заболевании.
Следует ''повременить'', ''помедлить'' с повторением вопроса о жалобах, особенно в третий раз, позволить больному вспомнить, ''поразмыслить'' над очередным своим ответом с поиском наличия дополнительного неблагополучия в его самочувствии, о ''неполадках'' в тех или других жизненных отправлений. Лишь после того, как пациент ''исчерпает'' перечисление тревожащих его жалоб, куратор должен переходить в беседе на лидирующее положение в продолжение диалога, брать инициативу на себя, что достигается на втором этапе изучения жалоб – при детализации их. Подробная детализация жалоб после сбора их является приемом формирования у больного убеждения, что все активно высказанные им сведения о его страдании не остались без внимания куратора, заинтересовали его. Это позволяет более успешно разрешить третий этап раздела ''жалобы'' - изучение их посредством последовательного расспроса по органам и системам, что однако достигается при условии проведения детализации каждой жалобы тут же по мере ее выявления. Этим приемом формируется у пациента убеждение о более углубленной заинтересованности куратора в его страдании. Таким образом создается почва для более полного раскрытия картины заболевания при изучении анамнеза, предусмотренного в следующем за жалобами разделе схемы. Уместно привести описание метода изучения жалоб основоположником схемы первой истории болезни М.Я.Мудровым: ''Необходимо начать с внимательного доброжелательного выслушивания вольного изложения их больным. Затем врач активно с ''макушки до пят'' посистемно опрашивает больного, выявляя жалобы, не только наблюдаемые на день осмотра, а периодически в его жизни''.
В процессе сбора жалоб необходима мысленная обработка их – ''клиническое осмысливание''. В основе ее лежит метод изучения их посредством выявления между ними патогенетической связи, т.е. обнаружения взаимозависимости во времени их появления, степени выраженности, однотипности причинных факторов возникновения и утяжеления, или наоборот, облегчения, а также выявление связи их с той или иной системой по локализации и нарушению ее функции (гл.V). Анализ должен охватывать все обнаруженные жалобы и завершиться заключением, в котором отражается суждение о системе или системах вовлеченных в патологический процесс с оценкой характера имеющегося у пациента заболевания – воспалительное, с наличием токсико-интоксикационного или другого (церебрального, кардиального, диспепсического) синдрома.
14. АНАМНЕЗ
Анамнез в переводе с греческого (anamnesis) означает воспоминание. Собирание анамнеза составляет основу врачебного искусства. Оно требует соблюдения такта, проявления милосердия с сопричастием к страданию больного, с высказыванием поддержки и одобрения. Психологическая направленность общения куратора с пациентом, как и при изучении жалоб, должна быть построена так, чтобы вызвать доверие пациента. Необходимо проявить сопричастие к его страданию с тем, чтобы вместе с ним войти в мир его переживаний, раскрыть причину возникновения заболевания, выявить его собственное отношение к своему страданию. При этом существенное значение имеет описание проводимых лечебных мероприятий, в том числе самолечения, если оно имело место. Необходимо строить диалог так, чтобы больной высказал собственное представление как об имеющемся у него заболевании так и о собственном отношении к нему. При этом диагностическое значение сведений из анамнеза определяется не объемом записи в истории болезни, а характером анализа их с изложением содержания в логически построенной причинно-следственной зависимости по выявлению как внешних, так и внутренних причинных факторов заболевания. Изучение пациента должно быть проведено в единстве с раскрытием содержания производственной, бытовой, социальной среды. Пространное описание казалось бы важных, однако второстепенных, подчас не имеющих значение для постановки диагноза, ненужных сведений и деталей рассеивает внимание, затрудняет диагностику. Включение в содержание написания всего, что было сказано пациентом создает ситуацию ''из-за деревьев леса не видно''. Содержание такого анамнеза трудно усваивается при выходе на диагноз. Структура последовательности изложения анамнестических сведений с ориентированным на постановку диагноза познанием больного закладывается в индивидуальной для каждого пациента, умело построенной схеме расспроса. Примерно у 75% терапевтических больных диагноз основывается на данных анамнеза с последующим непосредственным обследованием больного. Поэтому обосновано высказывание: ''Анамнез – база диагноза''.
Различают два раздела анамнеза: анамнез настоящего заболевания и анамнез жизни. В руководствах и большинстве схем истории болезни предусмотрен вначале сбор анамнестических сведений о заболевании, а в последующем – о жизни. Однако, учитывая факт постарения населения и хронизации терапевтических заболеваний, допустимо у ряда больных изменение последовательности изучения анамнестических данных. Целесообразность изначального сбора сведений из истории жизни очевидна у пациентов, страдание которых имеет истоки с детского возраста, в частности, при наследственных заболеваниях, патологических процессах, связанных с пороками развития, а также у больных, находящихся длительное время на амбулаторном лечении с сохранением трудоспособности. Преимущество такого подхода очевидно, так как более полноценно изучаются причинные факторы заболевания, глубже познается связь течения патологического процесса с социально-бытовыми факторами, вредными привычками, а у женщин с функцией деторождения, с возрастными изменениями эндокринной регуляции. При этом варианте изложения возможно более успешное выявление трудноучитываемых индивидуальных особенностей организма, генетически обусловленных и приобретенных факторов, многообразных форм личностной реакции пациента на свой недуг. В одних случаях эти компоненты до неузнаваемости маскируют, искажают клиническую картину настоящего заболевания, в других – отходят на задний план и, к сожалению, не учитываются в диагнозе. Этот вариант изучения анамнеза позволяет более эффективно раскрыть необходимое условие для диагноза – психический фон заболевания, личность больного. Крупный американский клиницист-терапевт У.Ослер утверждал: ''Зачастую много важнее знать, что за человек имеет ту или иную болезнь, чем что за болезнь имеет тот или иной человек''. Собирание вначале анамнеза жизни с учетом выявления ряда фоновых и причинных факторов заболевания, с изучением влияния страдания на формирование личности, на трудоспособность и активность жизни у ряда пациентов с хроническими заболеваниями позволяет получить более полную и разностороннюю информацию для диагноза.