Листок из архива. Обращение Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. 7 страница
достойного места в многополярном мире.
* * *
На рубеже 2007— 2008 гг. в политической жизни страны произошли два новых, но ожидаемых события общенационального значения. Их предопределили нормы Конституции Российской Федерации.
В декабре 2007 г. состоялись выборы в Государственную думу. Они проходили только по спискам общероссийских (федеральных) партий. Список партии «Единая Россия» (лидер — Б. В. Грызлов) возглавил Президент России В. В. Путин — политик, завоевавший большой авторитет и популярность в разных слоях российского общества, а в основу предвыборной агитации партии лег «План Путина». Все это во многом определило успех партии «Единая Россия»: она получила более 64% голосов избирателей. За Либерально-демократическую партию России (лидер — В. В. Жириновский) проголосовало 8,14% избирателей. Успех сопутствовал и новой пропрезидентской партии «Справедливая Россия» (лидер — С. М. Миронов) — 7,74% голосов. На долю левооппозиционной Компартии РФ досталось 11,57% бюллетеней. Другие партии, участвующие в выборах, получили от 2,3 до 0,13% голосов избирателей и не преодолели необходимого 7-процентного барьера.
В марте 2008 г. прошли выборы Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации не может избираться на высший государственный пост более двух четырехлетних сроков подряд. Поэтому В. В. Путин не выставил на выборы своей кандидатуры. Но и здесь он во многом предрешил исход всероссийского голосования. Действующий Президент открыто высказался за кандидатуру первого заместителя Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева. За Д. А. Медведева проголосовало 70,28% избирателей, что обеспечило ему убедительную победу уже в первом туре голосования. Другие претенденты на пост Президента Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, лидер Демократической партии России А. В. Богданов — набрали соответственно 17,72, 9,35, 1,3% от общего числа голосов избирателей.
Объясните значение понятий и выражений: федеральные округа, «вертикаль власти», Государственный совет, профессиональная армия, Земельный кодекс, финансовый мониторинг, качество жизни, Общественная палата, инновационный путь развития.
□ 1. Как в начале XXI в. был решен вопрос о земле? 2. Дайте оценку социальной политики Российского государства. 3. Какое явление получило название «утечка мозгов»? 4. Закончите заполнение таблицы «Внутренняя политика России в начале XXI в.: основные направления и результаты».
Внешняя политика России
Проблема. Каково значение России в современном мире? Вспомните значение понятий: концепция внешней политики, многополярный мир, биполярный мир, геополитическое положение.
Ответьте на вопросы. 1. Что такое постиндустриальное общество? 2. Какое сообщество мы называем «Большой восьмеркой» или «Группой восьми»? 3. Как расшифровывается аббревиатура СНГ?
Новая концепция внешней политики. Обстановка в современном мире в значительной степени определяется глубокими переменами во всем укладе жизни человечества, связанными с противоречивым процессом формирования того, что принято называть постиндустриальным обществом. Большую озабоченность в нынешнем мире вызывают: растущий разрыв между передовыми странами (с современной экономикой, качественно новым уровнем жизни) и многими другими государствами, находящимися пока лишь на дальних подступах к постиндустриальному обществу; глобальные вызовы времени всему человечеству — экологические проблемы, рост организованной преступности, международного терроризма, жестокости и насилия, алкоголизма и наркомании.
Да и сама Россия за годы реформ кардинально изменилась. Ее нынешний политический строй не имеет аналогов в истории страны. Беспрецедентны с исторической точки зрения очертание ее внешних границ и непосредственное геополитическое окружение.
В этих условиях внешняя политика новой России не могла быть возвращением к дореволюционной модели начала XX в., а тем более продолжением советской внешней политики с характерной для нее идеологизацией событий международной жизни. Руководству России пришлось заново формулировать свои взгляды на задачи страны в области международных отношений.
В силу этих причин процесс формирования современной российской внешнеполитической доктрины потребовал немало времени и прошел через два этапа.
Первый из них начался с декабря 1991 г., когда Российская Федерация юридически провозгласила себя государством — продолжателем СССР и по праву заняла его место среди пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Характерной чертой этого этапа было явное преобладание в руководящих кругах романтических представлений о месте и роли новой России в современном мире.
Листок из архива. Воспоминания министра иностранных дел РФ И. С. Иванова. 2000 г.
«В общественном сознании царила эйфория перемен. Тогда многим казалось, что стоит лишь резко сменить политические ориентиры, как большинство проблем начнут решаться сами собой как во внутренних, так и в международных делах. Подобно
«
тому как в экономической стратегии расчет строился на том, что резкая либерализация цен и включение рыночных механизмов сами по себе создадут положительную динамику развития, — во внешней политике ожидалось, что радикальный поворот от конфронтации к сближению с западными странами автоматически изменит их отношение к России, мобилизует массированную политическую поддержку и экономическую помощь... Показательным в этом отношении является ставка, сделанная в начале 90-х гг., на ускоренную интеграцию России в евроатлантические структуры. Выдвигались нереалистические задачи — такие, как установление «союзнических» отношений с Западом, к которым ни наша страна, ни сами западные государства готовы не были, поскольку по-разному понимали их смысл».
? Какие крайности существовали в отношении России к Западу? Как характеризует автор российскую дипломатию в начале 90-х гг. XX в.?
Многие в США и странах Западной Европы, попав под влияние синдрома «победителя в «холодной войне», не рассматривали демократическую Россию в качестве равноправного союзника, а иногда даже ставили под сомнение необходимость сотрудничества с ней. В лучшем случае России отводилась роль младшего партнера. Любое же проявление самостоятельности и стремления отстоять свои позиции воспринималось как рецидив советской «имперской» политики.
Этап явного «прозападного крена» российского руководства продолжался сравнительно недолго. С середины 90-х гг. начинается второй этап формирования внешнеполитической доктрины. Его главной задачей являлась корректировка стратегического курса страны на мировой арене.
В условиях крайне противоречивой международной ситуации стало ясно, что единственно надежным ориентиром внешней политики является последовательная защита национальных интересов. Только на такой основе можно целенаправленно выстраивать отношения с другими государствами.
В чем же заключались национальные интересы России в их внешнеполитическом преломлении?
На нынешнем этапе истории страны российская дипломатия призвана в первую очередь отвечать жизненным интересам внутреннего развития. В их числе: обеспечение надежной безопасности, создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, повышения жизненного уровня населения, укрепления единства и целостности страны, основ ее конституционного порядка, консолидации общества, защиты прав граждан и соотечественников за рубежом.
Внешняя политика должна быть сбалансированной. Исторический опыт убедительно доказал ошибочность попыток противопоставить друг другу различные географические направления внешнеполитических усилий России. Уже само ее уникальное геополитическое положение как крупнейшей евразийской державы диктует необходимость в равной мере расширять сотрудничество со странами Запада, Востока и Юга.
Для России важно добиваться на мировой арене формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Эта задача приобрела исключительную важность и актуальность в ситуации, возникшей после распада Советского Союза и крушения так называемого «биполярного мира» (его силовую ось все послевоенные десятилетия составляло глобальное соперничество двух сверхдержав — США и СССР). Тогда практически сразу четко обозначилась тенденция к созданию однополярной структуры миропорядка при экономическом, политическом и военном доминировании США. При решении важных вопросов международной безопасности ставка все чаще делалась на западные структуры (НАТО и др.), на ослабление роли Совета Безопасности ООН. Такая стратегия односторонних действий способна была дестабилизировать международную обстановку, провоцировать межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь.
Идее многополярности соответствует и такой принцип международной безопасности, как взаимный учет и согласование национальных интересов. Центральное место в его реализации, безусловно, принадлежит Организации Объединенных Наций. При этом Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы для принуждения к миру правящих кругов тех стран, политика которых расходится с общепринятыми в мире нормами и правилами.
Эти базовые принципы и установки легли в основу новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной в июне 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным.
Отношения с традиционными внешнеполитическими партнерами. Еще в июле 1991 г. между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Но после распада СССР вступление в силу этого договора оказалось невозможным, так как суверенных обладателей такого вида вооружений стало больше. Ядерное оружие осталось, помимо России, на территории новых независимых государств: Украины, Белоруссии и Казахстана. Договор необходимо было преобразовать в многосторонний. В мае 1993 г. президенты Украины, Белоруссии и Казахстана подписали протокол, где гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Вскоре после этого договор ОСНВ-1 был ратифицирован. Важным событием явилось продолжение вывода контингентов бывшей Советской армии из стран Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. В основном эта операция завершилась летом 1994 г.
В январе 1993 г. в Москве президенты России и США подписали Договор ОСНВ-2. К 2003 г. предусматривалось сократить ядерный потенциал сторон на две трети по сравнению с уровнем, зафиксированным соглашением по ОСНВ-1. Полному уничтожению подлежали тяжелые ракеты наземного базирования с разделяющимися боеголовками, которые в России (в отличие от США) составляют основу боевой мощи Вооруженных сил. Договор не был ратифицирован Верховным Советом. Не торопилась с его принятием и Государственная дума.
Крупным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в сентябре 1996 г. при участии России Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.
Президент Б. Н. Ельцин стал участвовать в заседаниях глав семи ведущих стран мира (США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии). Летом 1996 г. было объявлено о превращении «Группы семи» в «Группу восьми» с участием России. В январе 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы, что явилось признанием миролюбивого курса нашей страны в международных делах и усилий по преобразованию общества на демократических началах.
Большое внимание российское руководство уделяло взаимоотношениям с крупнейшим военно-политическим блоком Запада — Организацией Североатлантического договора (НАТО). В июне 1994 г. Россия присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО, а через три года подписала новый масштабный документ — «Основополагающий акт» о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. В нем стороны брали обязательства «об отказе от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства любым образом, противоречащим Уставу ООН». Не менее важным было и обещание НАТО не размещать на территории новых государств — участников блока ядерного оружия (к 2004 г. в этот блок вступило 7 бывших соцстран и 3 бывшие советские республики — Латвия, Литва, Эстония).
Однако последующее развитие событий стало вызывать у России беспокойство. Новая стратегия, вскоре взятая на вооружение НАТО, предусматривала расширение сферы его деятельности за пределы, установленные Североатлантическим договором 1948 г., и допускала применение силы без санкции Совета Безопасности ООН, т. е. в нарушение принципов международного права.
I |
Своего рода полигоном для отработки новой доктрины стало
вооруженное вмешательство НАТО весной 1999 г. во внутренние дела Югославии, что вызвало острейший кризис с момента окончания «холодной войны» и нарушило стабильность в мире. Россия осудила боевые действия НАТО в центре Европы. Не встретили они одобрения и во многих других странах.
Заметное напряжение в конце 90-х гг. проявилось и в отношениях России с США. Причиной этому стало намерение Вашингтона создать национальную систему противоракетной обороны, запрещенную Договором по ПРО 1972 г. По мнению российского руководства, нарушение этого Договора было недопустимо, ибо он признан в мире в качестве краеугольного камня стратегической стабильности.
Новое руководство России во главе с В. В. Путиным начало свою внешнеполитическую деятельность с принятия ряда мер, направленных на активизацию процесса сокращения стратегических наступательных вооружений и улучшения атмосферы доверия в мире. В апреле 2000 г. был ратифицирован Договор ОСНВ-2. Россия выразила готовность к скорейшему началу работы по подготовке Договора ОСНВ-3 с целью дальнейшего сокращения ядерного оружия.
Президент РФ В. В. Путин неоднократно призывал мировое сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. Трагические события в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Военного ведомства в Вашингтоне, подтвердили правоту российского Президента. Россия присоединилась к усилиям США и других стран мира по подготовке и проведению контртеррористической операции в Афганистане. Не возражала Москва и против размещения военных баз США в трех странах СНГ: Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО.
В ноябре 2001 г. Президент РФ нанес официальный визит в США. Его важным результатом стала предварительная договоренность о новом взаимном сокращении числа ядерных боеголовок до уровня 2 тыс. единиц у каждой стороны. В мае 2002 г. последовал ответный визит Президента США Дж. Буша в Москву, в ходе которого эта договоренность была закреплена в форме юридически обязывающего договора. Его подписанию не помешало решение американского руководства (январь 2002 г.) в одностороннем порядке прекратить действие Договора по ПРО 1972 г.
С 2003 г. США совместно с большинством государств — членов НАТО приступили к подготовке военной операции против Ирака, обвиняя диктаторский режим С. Хусейна в производстве и накоплении химического оружия. Россия, Германия и Франция выступили против силового решения этой проблемы. Однако в марте 2003 г. начались боевые действия на территории Ирака. Хусейн был отстранен от власти и арестован. Химического оружия в Ираке натовские войска так и не нашли.
В феврале 2005 г. в Братиславе (Словакия) и в сентябре 2006 г. в Москве состоялись новые встречи в верхах. Президенты В. В. Путин и Дж. Буш обсудили вопросы о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также о согласованной политике в области энергетики и ядерной безопасности.
Помимо отношений с США, другим приоритетом российской дипломатии было упрочение всесторонних связей с Европейским союзом (ЕС). Прошла серия плодотворных встреч на высшем уровне Президента РФ и западноевропейских лидеров: в октябре 2000 г. в Париже, в марте 2001 г. в Стокгольме и в октябре того же года в Брюсселе — штаб-квартире ЕС. Участники этой встречи приняли решение разработать концепцию общего европейского экономического пространства, подписали заявление о совместной борьбе с терроризмом. Вновь главы государств ЕС и России собрались в ноябре 2004 г. в Гааге (Нидерланды). Там были подведены итоги совместной работы и обсуждены перспективы дальнейшего сотрудничества в условиях включения в ЕС ближайших соседей России (Венгрии, Польши, Словакии, Чехии, Латвии, Литвы, Эстонии).
Регулярно проходили заседания «Группы восьми». В июне 2004 г. в центре внимания оказались проблемы борьбы с бедностью, нераспространения ядерных материалов с целью их использования в боевых зарядах. Участники встречи учредили Глобальный центр по разработке вакцины против неизлечимой болезни — вируса иммунодефицита человека. В июле 2006 г. лидеры «восьмерки» впервые собрались на территории России — в Санкт-Петербурге. По предложению В. В. Путина там были обсуждены три важные темы: глобальная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и развитие мировой системы образования.
Не ослабляя усилий на западном направлении, отечественная дипломатия с середины 90-х гг. много больше внимания уделяла отношениям России со странами арабского мира, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки.
Интенсивно развивались многогранные связи России с Китаем. К декабрю 1997 г. было завершено разграничение спорных участков российско-китайской государственной границы на ее восточном участке протяженностью около 4300 км. В том же году в Москве принимается совместная декларация, где две великие державы выступили за многополярный мир. В 2001 г. в Москве был подписан российско-китайский договор «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», а в октябре 2004 г. — конкретный план действий по его реализации.
Заметные позитивные сдвиги произошли в сфере экономического, культурного и гуманитарного сотрудничества с Японией. В ноябре 1998 г. состоялся первый за последнюю четверть века визит премьер-министра этой страны в Москву. В принятой декларации стороны заявили о своей готовности к «долгосрочному созидательному партнерству». В 1998 г. Россия вступила в международную организацию «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», что давало ей значительные преимущества в торговле с государствами этого огромного региона. Укрепляются традиционно дружественные отношения России с Индией — великой азиатской державой. Осенью 2000 г. в Дели была принята российско-индийская Декларация о стратегическом партнерстве, дополненная по итогам визита В. В. Путина в Индию в декабре 2004 г.
Плодотворные переговоры о сотрудничестве в разных областях были проведены Президентом РФ В. В. Путиным во время поездок в 2000—2005 гг. в Бразилию, Вьетнам, Монголию, Португалию, Северную и Южную Корею, Турцию, Чили, Японию, на Кубу, а также на встречах с лидерами влиятельных Азиатско-Тихоокеанских региональных форумов.
Россия и страны ближнего зарубежья. Ключевая важность проблем отношений с этими странами определяется новым геополитическим положением России.
После распада Советского Союза европейская часть Российской Федерации превратилась практически во вну- триконтинентальную полуизолированную территорию. Сведены к минимуму выходы к Черному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ Российская Федерация оказалась оттесненной от Европы и Средней Азии; концевые участки некогда единой советской системы сухопутных транспортных коммуникаций остались преимущественно на территории новых независимых государств.
Уже один этот геополитический фактор настраивал российское руководство на конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Только совместными усилиями можно было найти решение и множества других неотложных проблем, вызванных к жизни внезапным исчезновением с политической карты мира СССР. Благоприятный фон для поиска этих решений создало то фундаментальное обстоятельство, что подавляющее большинство бывших союзных республик (кроме стран Балтии) вошло в состав Содружества Независимых Государств.
Перед лидерами провозглашенного в декабре 1991 г. Содружества стояли три важнейшие задачи. Первая — обеспечить условия для мирного цивилизованного политического и экономического размежевания бывших союзных республик. Вторая задача заключалась в формировании основ новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве, которые бы учитывали интересы всех участников Содружества, способствовали выбору каждым из них собственной модели политического развития, социально-экономических реформ и государственного устройства. Третья задача предполагала принятие мер к интеграции государств — членов СНГ с опорой на огромный материальный и духовный потенциал, накопленный за долгие десятилетия совместной жизни и труда в едином государстве.
Уже в 1992 г. был принят Устав СНГ, учреждены центральные органы, координирующие и направляющие его деятельность: Совет глав государств СНГ и Совет глав их правительств. С 1993 г. стал действовать Исполнительный секретариат СНГ — своего рода штаб-квартира Содружества (позднее он был преобразован в Исполнительный комитет с более широкими полномочиями). Регулярно созывалась Парламентская ассамблея, объединившая представителей высших законодательных органов стран СНГ.
Оперативно принятые в рамках Содружества решения в некоторой степени облегчили для многих людей жизненные тяготы государственного размежевания еще недавно единой страны. В их числе: договоренности по безвизовому режиму перемещения граждан, по почтовой связи, полетам воздушных судов и движению железнодорожных поездов, по признанию дипломов и свидетельств об образовании, трудовом стаже, пенсиям и др.
В основном завершился раздел между новыми суверенными государствами Вооруженных сил бывшего СССР с сохранением статуса ядерной державы только за Российской Федерацией. Весной 1992 г. в Ташкенте шестью странами СНГ (Россией, Арменией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном) был заключен Договор о коллективной безопасности. На его базе был создан Совет коллективной безопасности и разработан механизм мирного урегулирования конфликтов внутри СНГ. С помощью российских войск были погашены очаги острого вооруженного противоборства в Молдавии, Азербайджане, Грузии и Таджикистане.
Насущные заботы о формировании суверенной государственности, обустройстве границ, ликвидации военных конфликтов в разных концах распавшейся державы оттеснили на второй план вопросы сохранения и укрепления экономических связей, издавна объединявших территории вновь образованных государств СНГ. Между тем эти вопросы объективно выдвинулись в число наиболее актуальных.
К 1992 г. зависимость бывших союзных республик от взаимных поставок готовой продукции и сырья достигала в среднем 50% и лишь для России, унаследовавшей от СССР две трети промышленного потенциала и более половины сельскохозяйственных угодий, составляла 18%. Разрушение единого, складывающегося десятилетиями народно-хозяйственного комплекса серьезно усугубило экономический кризис во всех государствах СНГ. Начавшиеся там рыночные реформы, которые осуществлялись в разном темпе и имели порой совершенно различное содержание, также не способствовали экономическому сближению стран Содружества.
Осознание необходимости формирования общего экономического пространства, установления всесторонних связей в хозяйственной сфере привело в сентябре 1993 г. к подписанию договора о создании Экономического союза девятью из двенадцати государств Содружества. Несколько позже его полноправными участниками стали Грузия и Туркменистан, а Украина присоединилась к союзу в качестве ассоциированного члена.
В октябре 1994 г. лидеры стран СНГ подтвердили свой курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европейского союза и решили учредить Межгосударственный экономический комитет со штаб-квартирой в Москве. В январе следующего года был принят договор о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. Он устанавливал льготный режим перемещения товаров и капиталов через государственные границы. Были образованы и десятки других межгосударственных отраслевых органов, в том числе Комитет по научно-технологическому развитию, который поддержал совместные исследования ученых стран СНГ.
В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к нему присоединился Таджикистан. Эти страны взяли курс на взаимодействие в рамках Таможенного союза, который в октябре 2000 г. был преобразован в полноценную международную организацию — Евразийское экономическое сообщество.
Во второй половине 90-х гг. возникло экономическое объединение и без участия России. Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия создали свое сообщество — ГУ У AM.
Наряду с экономическим сотрудничеством страны СНГ развивали свои отношения и в военно-политической области — на базе Договора о коллективной безопасности 1992 г. В 1999 г. он был продлен шестью государствами: Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Большинство стран СНГ вошли в Объединенную систему противовоздушной обороны. На заседании Совета глав государств — участников Содружества в июне 2000 г. была утверждена Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
В конце 1997 г. лидеры России и Украины подписали соглашение о разделе Черноморского флота и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, работа над которым шла с 1991 г.
Заметнее всего интеграционные процессы проявились в отношениях России и Белоруссии. Были последовательно заключены Договоры о Содружестве (апрель 1996 г.) и о Союзе (апрель 1997 г.) двух государств. Возникли первые наднациональные органы: Высший совет в составе двух президентов, Исполнительный комитет и Парламентское собрание Союза. При этом страны-союзницы сохраняли государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свои Конституции. В декабре 1999 г. был сделан новый шаг на пути сближения Российской Федерации и Республики Беларусь — подписан Договор о создании Союзного государства. Но до сего времени он не получил наполнения реальными делами. В частности, с большими трудностями столкнулось решение вопроса о введении единой валюты.
В середине первого десятилетия нового века прочность Содружества подверглась серьезным испытаниям. В ряде стран СНГ произошли так называемые «цветные революции»: «революция роз» в Грузии (весна 2004 г.), «оранжевая революция» на Украине (конец 2004 г. — начало 2005 г.), «революция тюльпанов» в Киргизии (март 2005 г.). Под символикой этих цветов сплотились оппозиционные силы, заявившие о фальсификации официальными властями итогов выборов грузинского парламента, президентов Украины и Киргизии. В столицах этих государств состоялись массовые народные выступления, организованные оппозицией. В результате к власти пришли новые политики. Часть из них тут же поставила под сомнение курс на сближение с Россией. О своей решимости вступить в НАТО и Европейский союз заявили и новые президенты Грузии и Украины.
Учитывая резко негативное отношение России к расширению НАТО за счет Украины и Грузии, руководство этого военного блока в целом заняло выжидательную позицию, тем более что политическая ситуация на Украине, и особенно в Грузии, отличалась большой нестабильностью. В Грузии бывшие автономные образования советской эпохи (Абхазская автономная республика и Южно-Осетинская автономная область) еще в начале 1990-х гг. заявили, опираясь на волеизъявление своих граждан, о выходе из состава Грузии и создании собственной государственности. Попытка Тбилиси решить этот вопрос в 1993 г. не через переговоры, а силовым путем бесславно провалилась, вызвав взаимное ожесточение. Это обстоятельство не помешало США и ряду других стран приступить, не жалея средств, к широкомасштабному перевооружению грузинской армии по натовским стандартам.
8 августа 2008 г. по приказу президента Грузии М. Саакаш- вили части регулярной грузинской армии внезапно вторглись на территорию Южной Осетии. Уже в первый день кровопролитных сражений погибло около 2 тыс. мирных жителей республики и российских миротворцев, которые находились там по договоренности с грузинским президентом. Руководство России оперативно, используя вооруженную силу, помогло местным отрядам самообороны отразить агрессию и тем самым спасти осетинский народ от откровенного геноцида. Вскоре последовал указ Президента РФ Д. А. Медведева о признании Российской Федерацией государственной независимости Южной Осетии и Абхазии. В ответ Тбилиси заявил о разрыве дипломатических отношений с Москвой и выходе Грузии из СНГ.
Однако и в этих условиях российское руководство не отказывается от одного из основных приоритетов Концепции внешней политики РФ: дальнейшего развития многосторонних связей с государствами Содружества, укрепления с ними добрососедских отношений и стратегического партнерства в решении насущных задач международной жизни. При этом подчеркивается, что Россия во главу угла ставит обеспечение своих национальных интересов, в том числе защиту прав многих миллионов соотечественников в странах ближнего зарубежья.